Файл: Роль управления в развитии экономики, предпринимательства и общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 491
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
28. Максимизация прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Когда фирме выгодно увеличивать производство? До тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма должна расширять производство, поскольку дальнейшее увеличение производства ведет к сокращению прибыли. Фирма максимизирует прибыль в том числе, когда MC=MR. Это равенство является необходимым условием оптимизации объёма производства, как при совершенной конкуренции, так и при несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объёма продаж, что имеет место в условиях олигополии. В силу того, что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком.
29. Работа на уровне самоокупаемости, минимизация потерь конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Когда цена больше средних издержек, фирма получает экономическую прибыль. Предположим, что рыночная цена продукта равна средним издержкам производства при выпуске, соответствующем максимуму прибыли. Поскольку P = AC при выпуске, для которого MR=MC, прибыль на единицу продукции (Р-АС) равна нулю. Экономическая прибыль равна нулю. Фирма будет работать на уровне самоокупаемости, так что она лишь будет покрывать свои экономические издержки.
Когда цена падает ниже минимально возможных средних издержек, фирма будет не в состоянии получить достаточно дохода для покрытия экономических затрат.
Однако, производя продукцию на уровне объема выпуска, при котором Р = МС, можно минимизировать потери. Потери при таком объеме производства представлены площадью ABED (потери на единицу продукции (АС-Р), умноженные на объем выпуска Q*).
Если фирма выбирает любой выпуск, кроме выпуска, при котором Р = МС, она понесет еще большие убытки.
30. Решение фирмы прекратить деятельность, точка закрытия конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
До сих пор мы анализировали процесс принятия фирмой решения об объеме выпускаемой продукции. Однако при некоторых условиях фирма принимает решение прекратить производство. Здесь мы должны подчеркнуть различие между временным прекращением деятельности фирмы и ее окончательным выходом с рынка. Временная приостановка относится к решению о прекращении выпуска продукции в течение определенного отрезка времени в краткосрочном периоде вследствие сложившихся на данный момент рыночных условий. Выход с рынка означает решение фирмы покинуть рынок в долгосрочном периоде. Краткосрочное и долгосрочное решения различаются потому, что большинство фирм не имеют возможности избежать фиксированных издержек в краткосрочном периоде, но обладают ею в долгосрочном. То есть, временно прекращая производство, фирма продолжает нести постоянные издержки, в то время как фирма, покидающая рынок, не несет ни переменных, ни постоянных издержек.
31. Предложения конкурентной фирмы при всех возможных вариантах рыночных цен в краткосрочном периоде.
Используем полученное выше условие равновесия конкурентной фирмы для выяснения экономической сущности ее кривой индивидуального предложения в краткосрочном периоде. Сперва определим, при какой цене продукта конкурентной фирме целесообразно прекратить производство. В краткосрочном периоде у нее имеются две возможности: продолжить производство с минимальными убытками или прекратить производство.
Таким образом, функция предельных издержек устанавливает взаимно однозначное соответствие между ценой продукта и объемом предложения.
Итак, кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой ветвь кривой предельных издержек, которая лежит выше минимума средних переменных издержек. Кривая предложения конкурентной фирмы изображена на рисунке 1.4. При выпуске Q1 достигается минимум средних переменных издержек, равный p1, а при выпуске Q2 - минимум средних издержек, равный p2. Если рыночная цена продукта меньше p1, то фирма прекращает производство, а ее предложение равно нулю. Если рыночная цена продукта лежит в пределах от p1 до p2, то фирма продолжает производство, но несет убытки. Если цена продукта больше p2, то фирма получает прибыль.
32. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы.
Долгосрочный период позволяет фирме вносить те изменения в производство, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде: она может ввести новые производственные мощности и технологии с учетом достигнутого уровня науки и техники. Таким образом, в долгосрочном периоде она может изменять не только переменные факторы, но и постоянные. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасль могут входить новые фирмы, либо покидать ее. Поэтому в долгосрочном периоде фирма более чувствительна к изменению цен.
33. Общие черты несовершенной конкуренции.
снижение цены при увеличении объема производства компании, что соответствует падающей кривой спроса на продукцию компании; предельный доход становится меньше, чем цена за единицу продукции, за исключением первой выпущенной единицы; наличие монопольной власти, то есть способность устанавливать цену за единицу выше предельных и средних затрат; наличие ценовой дискриминации. Возможность устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных групп покупателей.
34. Особенности монополистического рынка. Получение фирмой-монополией максимальной прибыли. Минимизация потерь фирмой
Рынки с монополистической конкуренцией отличаются следующими особенностями: – большое количество производителей и потребителей в сегменте рынка; потребители ориентируются различия между продуктами. – небольшое количество барьеров для входа и выхода из рынка; –небольшая возможность у производителей влиять на цены.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию. Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.
В краткосрочном периоде фирма располагает неизменным оборудованием, поэтому она пытается максимизировать прибыль или минимизировать убытки путем изменения объема выпуска продукции за счет изменения величины переменных ресурсов. Существуют два подхода к определению уровня производства, при котором фирма будет получать максимальные прибыли или несет минимальные убытки. Первый предполагает сравнение валового дохода и общих издержек (подход «валовой доход — общие издержки»), второй — сравнение предельных издержек и предельного подхода (предельный подход).
35. Ценовая дискриминация, условия ее применения и последствия.
В целях максимизации прибыли чистый монополист может использовать особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию, понятие и виды которой были разработаны английским экономистом А. Пигу. Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на различные единицы одного и того же блага, не оправданная никакими различиями в издержках производства.
При ценовой дискриминации первой степени или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу блага каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен платить за благо. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополией, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его объем продаж.
При совершенной ценовой дискриминации кривая спроса (D) одновременно является кривой предельного дохода (MR). Равновесие достигается в точке К, где максимальная цена, уплачиваемая последним пациентом, равняется предельным издержкам, а количество операций увеличивается с Q2 до Q3. Это тоже количество, которое было бы предложено, если бы эти медицинские услуги продавались на рынке совершенной конкуренции. Однако лишь последний пациент оплачивает стоимость операции по исходной для сравнения конкурентной цене (Р3 = МС). Все другие пациенты платят более высокие цены, чем те, которые могли быть в условиях совершенной конкуренции.
В результате ценовой дискриминации те пациенты, для которых максимально допустимые цены находятся на участке прямой ВС, становятся беднее, т.к. им приходится платить более высокие цены. Пациенты, для которых максимально допустимые цены находятся вдоль участка прямой ВК, смогут оплатить операцию только в условиях ценовой дискриминации благодаря готовности хирурга назначить им цену ниже Р2. Хирург становится богаче, т.к. в результате ценовой дискриминации прибыль увеличилась на сумму площадей двух треугольников (Р2СВ и АВК). В итоге весь излишек потребителей (пациентов), который имел бы место при совершенной конкуренции, получает монополист.
36. Принципы антимонопольной политики. Проблема монополизации российского рынка.