Файл: Налоги и налогообложение. Налоговые правонарушения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется, что предупреждению совершения налоговых преступлений может способствовать восстановление налоговой полиции. Упразднение с 1 июля 2003 г. Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации привело к снижению активности правоохранительных органов в сфере борьбы с налоговыми преступлениями и, как результат, к спаду выявленных налоговых преступлений в 2003 г. В то же время опыт борьбы с налоговой преступностью в зарубежных странах свидетельствует о том, что функционирование специализированных органов налоговой полиции в качестве отдельной и самостоятельной государственной структуры дает больший эффект для предупреждения налоговых преступлений, чем создание подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями в рамках правоохранительных органов (прежде всего – МВД).

Немаловажное значение имеют специально-криминологические меры предупреждение налоговых преступлений, поскольку они направлены на обеспечение строго учета и контроля за поступлением налогов от предпринимательской деятельности, а также воздействуют на лиц, склонных к уклонению от уплаты налогов и, тем самым, прежде всего на предупреждают саму возможность совершения налогового преступления.

В рамках мероприятий по специально-криминологическому предупреждению преступлений выявляются и устраняются имеющиеся отрицательные условия формирования личности, осуществляется оздоровление микросреды, проводится коррекции поведения, а также интересов, потребностей, взглядов лиц, которые могут совершить преступные деяния. Кроме того, осуществляется предупреждающее воздействие на лиц, которые уже совершили преступления и понесли за это уголовное наказание с целью недопущения их возвращения на преступный путь.

В плане специального предупреждения налоговой преступности следует обратить внимание на повышение эффективности мероприятий по упреждению возникновения криминогенных явлений и процессов в сфере налогообложения и, прежде всего, на совершенствование технологий сбора и обработки информации о налогоплательщиках и предпринимательской деятельности.

В этой связи в системе налоговых органов необходимо ускорить создание информационной системы, отвечающей современным требованиям. Основой такой системы должна стать технология централизованной обработки данных, которая основывается на:

1) использовании и совершенствовании налоговыми органами автоматизированной информационной системы по обработке информации;


2) информационных ресурсах налоговых органов;

3) наличии электронных каналов связи, с использованием которых осуществляется передача электронных документов между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Это позволит налоговым органам иметь более полную и своевременную информацию о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах; информацию оперативно-бухгалтерского учета; оперативно-правовую информацию (исковые заявления в судебные органы, протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях, протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в кредитных организациях); банковскую информацию и т.д. Централизованная обработка данных будет способствовать созданию электронного паспорта налогоплательщика, массива полной информации о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, т.е. сможет обеспечить решение оперативных задач налогового контроля.

Специальные мероприятия по предупреждению налоговых преступлений будут эффективны лишь в случае активного взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми органами, как государственными органами, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов. С целью организации такого взаимодействия совместным Приказом МВД РФ №495, ФНС РФ №ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» утверждены «Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», «Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления».

С целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах могут проводиться выездные налоговые проверки налоговыми органами с участием органов внутренних дел. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа или его заместителя о проведении такой проверки. Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа. Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:


а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

б) назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с НК РФ;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представляется, что не малую помощь в выявлении слабых мест и определении предпочтительных направлений деятельности правоохранительных органов по предупреждению налоговых преступлений могли бы оказывать представления следователей о выявлении и устранении причин и условий, способствовавших совершению налогового преступления. Однако, как показывает практика, такая форма предупредительной работы используется следователями необоснованно редко. Из всех, изученных нами уголовных дел о налоговых преступлениях, законченных расследованием и направленных в суд, только по 19,4 % дел следователи направляли представления, содержащие требования об устранении выявленных причинах и условиях совершения преступления. Причем зачастую эти представления носили краткий, формальный характер, не содержащий развернутого изложения недостатков, способствовавших преступлению. Кроме того, необходимо отметить, что следователи практически не используют такую форму, как обобщенное представление, составленное по результатам расследования ряда схожих по фабуле уголовных дел о налоговом преступлении. Между тем, обобщенное представление позволяет глубже проанализировать причины и условия совершения насильственных преступлений и выработать более действенные меры по их предупреждению. [7, 26]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы мы определили понятие и стадии производства по делу о налоговых правонарушениях. Дано понятие выездных налоговых проверок, выяснен порядок и сроки рассмотрения акта выездной налоговой проверки. Раскрыт механизм вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки и о привлечении налогоплательщика, налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения. Охарактеризованы требование об уплате недоимки по налогу и пени, исполнение этого требования. Рассмотрено привлечение к административной ответственности по делу об административном правонарушении.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение.

Взимание в бесспорном порядке недоимки по налогу и пеней носит характер не штрафной санкции, а возмещения (компенсации) государству процента за пользование налогоплательщиком налоговым кредитом, поскольку считается, что недоплаченный в бюджеты налог используется налогоплательщиком в своих коммерческих целях.

Налоги призваны быть важнейшим инструментом сглаживания экономических циклов, а также должны стимулировать инвестиции в приоритетные отрасли, направления развития хозяйства страны, сферы производства и типы предприятий, обеспечивать финансирование общественных благ, предоставляемых государством населению. Снижение налоговых ставок должно приводить к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны, может быть тогда станет намного меньше налоговых правонарушений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 191 с.
  2. Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010 г. – 474 с. – (Кодексы Российской Федерации)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, КНОРУС, 2009. - 688 с.
  4. Уголовный Кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008 г. – 192 с. – (Кодексы Российской Федерации)
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010 г. – 307 с. – (Кодексы Российской Федерации)
  6. Андреев Е.П., Роль и значение налогового консультирования в современных условиях // Налоги и налогообложение "NOTA BENE", №1 – 2009.
  7. Приказ МВД РФ №495, ФНС РФ №ММ-7-2-347 от 30.06.2009
  8. Жидкова. Е.Ю. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 480 с. — (Новое экономическое образование).
  9. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Спорные вопросы сущности и понятия налогового правоотношения // Адвокат. 2006. №8. С.13
  10. Прудиус Е.В. Совершенствование финансово-правового регулирования устойчивого развития налоговой системы Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 94.
  11. Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов: уголовно-правовой комментарий к статьям 198, 199 УК РФ. М.: Экзамен, 2011.
  12. Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления. М., 2009.
  13. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2010.
  14. В Караханов А.Н. Проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с организации. М., 2009.
  15. Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. М., АО «Центр ЮрИнР». 2009.
  16. Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. М., 2010.
  17. Алексеева Д.Г. Налоговые преступления: некоторые аспекты расследования // Следственная практика. 2007. №1 (155).
  18. Ахмарин Б.М. Некоторые проблемы современного налогового права России // Государство и право. 2010. №3.
  19. Бачиашвили О.В. Проблемы толкования составов налоговых преступлений // Финансы. 2011. №4.
  20. Белошапко Ю.Н. Правонарушение и ответственность в финансовом праве // Правоведение. 2011. №5.
  21. Брызгалин А. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики// Хозяйство и право. 2010. №3.
  22. Винницкий Д.В. Налог как политико-правовая категория //Правовая политика и правовая жизнь. 2001. №4.
  23. Ильюшин И.Н. Понятие и признаки налогового правоотношения // Правоведение. 2010. №2 (229).
  24. Имекшенова Е. Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) // Хозяйство и право. 2009. №2.
  25. Карпочев И. Ответственность за налоговые преступления // Законность. 2003. №1.
  26. Касютина Р. Проблемы борьбы с налоговыми преступлениями // Уголовное право. 2009. №3.
  27. Клирикова Т.В., Шевченко А.В. Применение ответственности за отдельные виды налоговых правонарушений // Арбитражные споры. 2010. №4(12).