Файл: Налоги и налогообложение. Налоговые правонарушения..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
1.1 Нормативно-правовое регулирование налоговых отношений
1.3 Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
2.1 Камеральная и выездная налоговые проверки
2.2 Правовосстановительные меры ответственности
2.3 Карательные меры ответственности
3.1 Совершенствование Налогового кодекса РФ
Пример. Несколько лет назад были осуждены руководитель ЗАО и его сожительница, которая была оформлена на должность главного бухгалтера ЗАО. Боевая подруга директора лишь числилась на своей должности. Роль главбуха состояла в том, чтобы скрывать прибыль организации от налогообложения: она принимала к исполнению и оформлению документы по незаконным операциям, подписывала платежные поручения, а денежные средства затем обналичивались и присваивались. Всю бухгалтерскую документацию компании вела другой бухгалтер (как оказалось впоследствии, она ничего не знала о махинациях руководителя и главбуха).
Суд признал руководителя и главбуха виновными в сокрытии доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения в особо крупных размерах. Директора приговорили к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Главбух отделалась штрафом, и с нее взыскали в пользу государства сумму сокрытых налогов. Взыскание было обращено на квартиру и автомобиль главного бухгалтера. К уголовной ответственности можно привлечь и за недоимку в меньших размерах, когда сумма неуплаченных налогов, сборов составит за три финансовых года подряд более 500 тыс. руб. (крупный размер) или 2,5 млн. руб. (особо крупный размер). Но при этом доля неуплаченных налогов и (или) сборов обязательно должна превысить, соответственно, 10 или 20% сумм налогов и (или) сборов, подлежащих уплате.
Что касается сговора преступников, то следствие должно документально доказать этот факт. Например, из доказательств должно быть понятно, что, помогая директору скрывать доходы, бухгалтер был в этом заинтересован.
Пример. Генеральный директор строительной компании заключил с ДЕЗом договор на ремонтно-строительные работы. По завершении работ в справках о затратах руководитель компании указал, что работа на объекте велась совместно с ООО (фиктивная фирма). На ее счет строительная компания перечислила несколько миллионов рублей за якобы выполненные работы. Затем эти деньги по кассе строительной компании были обналичены, но не оприходованы и не отражены в отчете, представленном налоговой инспекции. Злоупотребления вскрылись. Обвинение было предъявлено гендиректору строительной компании и главному бухгалтеру. Суд признал, что преступление было совершено по предварительному сговору, ведь именно главбух подписывала платежные поручения, кассовые документы и налоговую отчетность, за что получала часть неучтенной прибыли. Суд приговорил директора к трем годам лишения свободы в колонии строгого режима, а главному бухгалтеру было назначено более мягкое наказание — два с половиной года условно с испытательным сроком. [30]
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ В ОБЛАСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
3.1 Совершенствование Налогового кодекса РФ
Началась подготовка традиционного ежегодного Доклада ТПП России по актуальным вопросам налогообложения, который будет представлен на VII Всероссийском налоговом форуме и затем направлен во все профильные органы государственной власти, об этом заявил директор Юридического департамента ТПП России Сергей Васильев на заседании Экспертного совета при ТПП России по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.
Участники заседания также обсудили вопросы совершенствования налогообложения микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, проект федерального закона о трансфертном ценообразовании в налоговых целях (второе чтение), а также проблемы налогообложения при осуществлении организациями - будущими арендаторами затрат по отделке помещений до момента ввода торговых и офисных зданий в эксплуатацию.
О проблемах, существующих в проекте федерального закона о совершенствовании налогового контроля за трансфертным ценообразованием, рассказала заместитель директора юридического департамента по налоговым вопросам компании "Мечел" Наталья Хацела:
"Суды наделяются неограниченными правами на изменение квалификации конкретных обстоятельств, существенно влияющих на права и обязанности налогоплательщиков, - отметила Наталья Хацела - Появившееся словосочетание "соответствие цен (рентабельности)" позволяет контролировать не только правильность исчисления цен, но и себестоимость.
В результате возникает тотальный контроль за деятельностью налогоплательщика, кратно увеличивается количество представляемых налогоплательщиком документов, информации, сведений, не имеющих отношения к ценообразованию, дублирование контрольных функций".
Также в проекте содержится положение о взыскании штрафа в размере 40% (но не менее 30 000 рублей) суммы доначисленного налога в случае корректировки налоговой базы и непредставления документации по трансфертному ценообразованию или представления документов, содержащих недостоверные сведения.
По мнению участников заседания, необходимо сократить размер штрафа за налоговые правонарушения до 20%. Также предлагается в первый год уменьшить размер санкции, предусмотренной статьей 129(3), и затем в течение нескольких лет повышать ее размер вместе с увеличением практики применения новых правил.
Наталья Хацела предлагает распространить действие положений проекта на сделки, заключенные до момента вступления в силу новых норм Налогового кодекса РФ.
О проблемах в налоговом законодательстве, касающихся микрофинансовых организаций, рассказал президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута.
"Большое количество микрофинансовых организаций и абсолютно все кооперативы относятся к некоммерческим организациям, что можно считать определенной недоработкой нашего гражданского законодательства, - уверен Михаил Мамута. - Поскольку их основным видом деятельности является осуществление финансовой помощи и оказание коммерческих услуг, относить их к некоммерческим организациям как минимум странно".
В связи с этим Михаил Мамута предлагает ввести в Налоговый кодекс специальную главу, в которой определить, что к доходам и расходам относятся все доходы и все расходы, непосредственно связанные с осуществлением основной деятельности кооперативов. Сейчас ситуация такова, что любая некоммерческая организация должна вести некоммерческую деятельность как основную, а коммерческую, как дополнительную.
Экспертным советом обсуждался еще один актуальный вопрос - налогообложение затрат будущего арендатора на отделку помещений во вновь построенных торговых и офисных зданиях до момента ввода их в эксплуатацию. По словам ведущего юриста компании "Пепеляев Групп" Ксении Литвиновой, на оформление и ввод в эксплуатацию крупных инвестиционных проектов, связанных со строительством объектов недвижимости, уходит 2-3 года.
"Ни один предприниматель не хочет замораживать инвестиции на столь длительный срок, поэтому еще на стадии строительства заключаются предварительные договоры аренды о возможном использовании данного объекта после завершения строительства, что позволяет арендаторам подготовить объект к эксплуатации еще до момента его регистрации", - отметила Ксения Литвинова.
Действующие нормы НК РФ регулируют только налоговые последствия выполнения арендатором работ в отношении имущества, являющегося объектом аренды, право собственности на которое зарегистрировано в установленном порядке. На практике налоговые органы включают стоимость этих затрат в доход владельцев зданий, начисляя налог на прибыль и налог на имущество, а также исключают затраты из состава расходов будущего арендатора. Предприниматели не согласны с таким положением дел, поэтому обращение по данному вопросу планируется доработать и направить в Федеральный арбитражный суд Московского округа, Минфин России и Министерство промышленности и торговли. [31]
3.2 Проблема предупреждений налоговых правонарушений
Предупреждение налоговой преступности можно определить как воздействие государства и общества на причины и условия, порождающие налоговую преступность, социальные процессы и иные социальные факторы, прямо или косвенно связанные с совершением налоговых преступлений, а также на социальные слои и индивидов с целью сокращения уровня налоговой преступности в обществе и недопущения совершения преступных проявлений в налоговой сфере со стороны отдельных членов общества. Оно представляет собой взаимосвязанный комплекс социально-экономических, политических, правовых и культурно-воспитательных мер, направленных на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, обеспечение действенного учета и контроля за проведением финансовых и хозяйственных операций, воздействия на налогоплательщиков с целью побудить их соблюдать требования налогового законодательства.
Большое значение для предупреждения налоговой преступности имеет оптимизация налоговой политики и повышение эффективности правового регулирования отношений по поводу собирания налогов и сборов. Здесь следует обратить внимание на совершенствование налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательства, устранение пробелов и коллизий в правовом регулировании налогообложения, существование которых позволяет избегать юридической ответственности за совершение налоговых преступлений.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ осуществил систематизацию и упорядочение налогового законодательства, заменив ряд действовавших законов, закрепил реформу налоговой системы России. Однако, несмотря на то, что принятием первой и второй частей НК РФ была осуществлена систематизация российского налогового законодательства и реформирована система налогообложения, состояние правового регулирования налоговой сферы нельзя признать вполне удовлетворительным. Как отмечается в юридической литературе, российское налоговое законодательство все еще отличается несовершенством и нестабильностью, некоторые положения НК РФ характеризуются неясностью и противоречат друг другу.
О нестабильности налогового законодательства говорит тот факт, что российский законодатель практически ежегодно вносит различные дополнения и изменения как в первую, так и во вторую части НК РФ. А.А Тедеев и В.А. Парыгина отмечают, что «кодификация налогового законодательства ведется бессистемно, методом проб и ошибок. Принятие едва ли не каждой новой главы части второй НК РФ осуществляется без учета положений части первой Кодекса и порождает перманентный процесс ее доработки «на ходу». При этом вносимые изменения и дополнения часто противоречат друг другу, что делает процесс их дальнейшего «совершенствования» неминуемым. Показательно, что многочисленные взаимоисключающие изменения вносятся в еще не введенные в действие акты, многие дополнения вводятся задним числом, после начала соответствующих налоговых периодов» [9,13].
В то же время, несмотря на усиленное внимание российского законодателя к вопросам правового регулирования налоговых отношений, НК РФ до сих пор не свободен от неясных и расплывчатых положений, а также от различных несоответствий и противоречий между его нормами.
Для предупреждения уклонения от уплаты налогов, повышения собираемости налогов необходимо четкое и ясное определение в налоговом законодательстве объекта налогообложения, исключающее противоречивое толкование. Между тем, как отмечается в юридической литературе, не всегда взаимоувязаны между собой положения НК РФ, регулирующие вопросы объекта налогообложения по налогу на прибыль, в регулировании внереализационных доходов российский законодатель также допускает неувязку различных положений НК РФ, нет полной ясности и в определении расходов/
Следует признать, что НК РФ содержит ряд неясных и расплывчатых положений, его нормы плохо увязаны между собой, носят противоречивый характер, что способствует принятию необоснованных решений как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Это, в свою очередь, влечет за собой конфликты между налогоплательщиком и налоговым органом, создает условия для уклонения от уплаты налогов и сборов.
Таким образом, противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими налоговых правонарушений и преступлений.
Важная роль в предупреждении налоговой преступности принадлежит организационно-управленческим мерам. Задача управленческого воздействия на налоговую преступность заключается в том, чтобы стимулировать позитивный, антикриминогенный потенциал социально-экономических и политических процессов, способствовать правомерному поведению граждан, а также минимизировать негативные криминогенные и криминальные процессы/