Файл: Понятие личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Введение

2

1.

Понятие личности

3

2.

Теории личности

5

3.

Структура личности

9

4.

Свойства личности

11

5.

Развитие личности

13

6.

Понятие «индивид» и понятие «индивидуальность»

13




Заключение

15




Список использованных источников

16

Содержание

Введение

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр. Лукач, «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.


Понятие личности

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность?

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Каждое понятия индивид, личность и индивидуальность раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.



Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Теории личности

Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. При характеристике личности используют три вида описаний:

1. Теории черт. Для описания личности используются обобщенные характеристики поведения человека – черты.

2. Теории типов. Конкретный человек описывается как принадлежащий к некоторому типу или как взвешенный набор идеальных типов. Если черта – это созвездие признаков, то тип – это совокупность людей, обладающих определенным набором признаков.

3. Теории инстанций. Теории этого вида основываются на выделении подсистем или отдельных областей в структуре личности, которые получили название инстанций.

Также в современной психологии выделяют следующие теории личности.

1.Психодинамическое направление в теории личности.

Психоаналитическое учение З.Фрейда. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода - она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

Индивидуальная психология А. Адлера. В отличие от Фрейда Адлер:

1. Не признает абсолютного бессознательного, то есть такого, которое не осознается вообще.

2. Останавливаясь на вопросе взаимоотношения между бессознательным и сознанием, Адлер не усматривает противоречивости, конфликтности и конкурентности между ними. Он указывает, что они находятся в состоянии взаимокомпенсации. То, что не может происходить сознательно, происходит бессознательно, и наоборот.


3. Адлер считает, что существует целесообразность функционирования бессознательного. Это понятие не тождественно рациональности.

Аналитическая психология К. Юнга. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг согласен со структурой психики по Фрейду, но по нему в структуре психике есть еще коллективное бессознательное.

2.Бихевиоральное направление в теории личности.

Классический бихевиоризм Уотсона. Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона – наблюдение за поведением человека с целью:

а) в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет реакция;

б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера. Он полагает, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи – окружающей средой. Изучение личности по Скиннеру – это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии.

3. Социально-когнитивное и когнитивное направление.

Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры. Бандура исходит из того, что психологическое функционирование личности лучше понимать через непрерывное взаимодействие между тремя группами факторов:

1. Поведенческими;

2. Когнитивными;

3. Средовыми.

С точки зрения Бандуры индивиды обладают когнитивными способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. В отличие от Скиннера, который считал, что поведение регулируется подкреплением, Бандура полагает, что оно в значительной мере регулируется предвиденными последствиями.

Теория социального научения Джулиана Роттера. В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.


Когнитивная теория личности Джорджа Келли. Данное направление исходит из того, что человек по существу – это исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним.

4. Диспозиционные теории личности.

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности. В основе диспозиционных теорий личности лежат две основные идеи:

1. Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в течение времени и в различных ситуациях.

2. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.

Рэймонд Кеттел: структурная теория личности. По Кеттелу личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.

Ганс Айзенк: теория типов личности. Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт, которые он называл типами. Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности – по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций.

5. Гуманистическое направление в теории личности.

Теория самоактуализации А. Маслоу. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Гуманистическое направление уходит корнями в экзистенциальную философию - Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер. С её позиций человек рассматривается как уникальное существо с уникальным человеческим опытом, сам ответственный за придание своей жизни смысла и сам ответственный за свои действия.

Гуманистическая психология К.Роджерса. По Роджерсу всё поведение человека направлено на повышение компетентности и актуализацию. Тенденция самоактуализации – процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Тенденция к самоактуализации – это тенденции к выражению и активизации всех возможностей организма или «Я» - необходимость распространяться, расширяться, развиваться.