Файл: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами рф о поправках к Конституции рф от 30 декабря 2008 г..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В действующее законодательство необходимо внести изменения, направленные на повышение эффективности института конституционно-правовой ответственности должностных лиц местного самоуправления, в которых устанавливается, что высшее должностное лицо субъекта РФ, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта не имеет право принятия решений об отрешении от должности главы муниципальных образований и местных администраций. Высшее должностное лицо субъекта РФ, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта должен иметь исключительное право обратиться в соответствующий суда с заявлением об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях: неисполнения должностным лицом местного самоуправления решений судов вступивших в законную силу, издания нормативных правовых актов противоречащих действующему законодательству, в том числе уставу муниципального образования приводящих к однократным существенным, систематическим или массовым нарушениям основ конституционного строя, конституционных прав и свобод гражданина и человека, совершения должностными лицами местного самоуправления противоправных действий, в том числе финансово-экономического характера. Издания ими правовых актов, не носящих нормативного характера, нарушающих действующее законодательство, в том числе устав муниципальных образований, а также влекущих нецелевые расходования субвенций и субсидий из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это устанавливается в судебном порядке.1
3. Местное самоуправление-форма народовластия
3.1 Местное самоуправление в системе народовластия
В соответствии с Конституцией РФ единственным источником власти в РФ является народ. Таким образом, источник власти един. Вместе с тем формы ее реализации различны. Народовластие осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (то есть путем референдума, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления.
При характеристике власти в государстве используется наряду с понятием власти народа понятие публичной власти. Его применение позволяет конкретизировать и развить содержание конституционного определения народовластия, выделить в ряду его проявлений государственную власть, реализуемую государственными органами и должностными лицами, общественную власть, т.е. власть общественных объединений, и муниципальную власть, осуществляемую на основе местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в ст.2 Закона №131-ФЗ и позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.
Местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы) и через органы местного самоуправления. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в переделах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти - самостоятельность. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.
Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований. Муниципальная деятельность должна осуществляться, исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований. Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения.
3.2 Специфика осуществления муниципальной власти
Муниципальная власть, являющаяся наиболее приближенным к населению уровнем публичной власти, должна иметь соответствующую модель реализации, учитывающей культурные, национальные, конфессиональные, социальные, экономические и иные особенности развития местного сообщества, его способность осуществлять самоуправление на основе целесообразного использования таких местных ресурсов, находящихся в его распоряжении, как природные, социально-экономические и иные.
Особенности территориального развития муниципальных образований, уровень их социально-экономического развития, формы взаимодействия органов муниципальной власти при решении вопросов местного значения, их компетенция, реализация ими некоторых делегированных государственных полномочий, структура органов местного самоуправления приводят к проявлению особых моделей реализации муниципальной власти.
Модель реализации муниципальной власти представляет собой совокупность общественных отношений, регулируемых нормами права с учетом особенностей социально-экономического развития муниципального образования, реализации последними определенных функций, волеизъявления местного населения относительно его территориальной организации, а также структуры аппарата муниципальной власти, компетенции ее органов и должностных лиц, взаимодействия между ними.
В зависимости от компетенции муниципального образования, организационной структуры осуществления муниципальной власти, исполняемых функций, объема решаемых вопросов местного значения, делегированных отдельных государственных полномочий, территориальной организации муниципального образования можно выделить следующие модели реализации муниципальной власти: 1) сельское поселение; 2) городское поселение; 3) городской округ; 4) муниципальный район; 5) закрытое административно-территориальное образование; 6) наукоград; 7) приграничное муниципальное образование; 8) муниципальное образование в городе федерального значения.
Выделение среди городских и сельских поселений их дифференциаций в зависимости от численности населения и наличия в их составе других населенных пунктов не приводит к выделению новых моделей реализации муниципальной власти. Они характеризуют лишь отдельные различия данных поселений, которые не приводят к становлению качественно новых моделей реализации муниципальной власти. Имеющиеся различия в основном касаются уровня развития инфраструктуры, решения социально-экономических задач, культурно-духовного развития, а также территориального обустройства. Городской округ представляет собой отдельную модель реализации муниципальной власти, которая характеризуется тем, что она обеспечивает реализацию полномочий как поселения, так и муниципального района. Организация местного самоуправления в городском округе Симферополя определяется согласно Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятым решением Симферопольского городского совета Республики Крым.
Внутригородская территория городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь обусловливает выстраивание таких особых форм реализации муниципальной власти, как городские округи. Муниципальный район является моделью реализации муниципальной власти, характеризующейся ее ролью в организации взаимодействия сельских и городских поселений с органами государственной власти. В зависимости от способов организации территориальных основ эта модель имеет следующие типы: 1) муниципальный район; 2) муниципальный район на территории субъекта РФ с низкой плотностью населения. Закрытые административно-территориальные образования и наукограды, являясь городскими округами, исполняют некоторые делегированные им государственные полномочия, зависящие от специфики их образования и реализуемых ими функций. Создание закрытых административно-территориальных образований обусловлено решением на данной территории вопросов оборонного значения, расположением крупных производств военной промышленности (Закон РФ от 14 июля 1992 г. №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»). Наукограды отличаются осуществлением в них крупных научных исследований, обеспечением научно-технического производства (Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»). Особенности осуществления муниципальной власти на приграничных территориях регулируется федеральным законом, определяющим режим приграничной территории (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I «О государственной границе Российской Федерации»). Организация местного самоуправления на внутригородских территориях в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе определяется их законами как субъектов федерации.
Другой основой выделения модели реализации муниципальной власти является схема взаимодействия представительного органа, главы муниципального образования, администрации, иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных его уставом.
В законодательстве закреплены следующие модели реализации муниципальной власти по признаку соотношения правовых статусов органов муниципальной власти и ее должностных лиц, а также числа жителей муниципального образования и граждан, обладающих избирательным правом: представительный орган – глава муниципального образования, избранный местным населением и являющийся главой администрации; представительный орган – глава муниципального образования, избранный местным населением и являющийся председателем представительного органа; представительный орган – глава муниципального образования, избранный из числа депутатов; сход граждан – глава муниципального образования, избранный на сходе и являющийся главой администрации; представительный орган – глава муниципального образования, совмещающий должности председателя представительного органа и главы местной администрации; представительный орган муниципального района, составленный из депутатов и глав поселений.
1
Обеспечение самостоятельности органов муниципальной власти, а также возможности ограниченного вмешательства органов государственной власти в их деятельность, более конкретное определение полномочий органов муниципальной власти, форм их взаимодействия является основой дальнейшей оптимизации моделей реализации муниципальной власти.2
Заключение
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Конституционные принципы, составляющие основы конституционного строя, следует рассматривать как юридически выраженные объективные закономерности организации и функционирования всех сфер жизнедеятельности государства и общества, получившие закрепление в Конституции РФ в качестве общепризнанных социально-политических и правовых ценностей. Эти принципы взаимодополняют друг друга, образуя определенное системное единство, целостность.
Современное демократическое государство не может обеспечить оптимальное управление экономическими и социальными процессами, если не гарантирует существование местного самоуправления. Выполнение гарантий открывает широкий простор для реализации местного самоуправления.
В современной юридической литературе имеются определения понятия местного самоуправления, основанные на европейской континентальной концепции. В них есть элементы сходства и различия, прослеживается историческая преемственность.
В зарубежных странах четко прослеживается государственность местного самоуправления. В РФ акцент делается на самостоятельность и автономность местного самоуправления, на исключительные полномочия населения по решению вопросов местного значения. В этом заключается особенность современной российской модели местного самоуправления, которая получила юридическое закрепление на конституционном уровне.
Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. Можно сказать, что местное самоуправление в России успешно функционирует, а дальнейшее развитие и улучшение системы местного самоуправления можно охарактеризовать как перспективную цель для страны в целом.