Файл: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами рф о поправках к Конституции рф от 30 декабря 2008 г..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, Конституция РФ закрепляет следующий комплекс муниципальных институтов: институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна их форм народовластия (ст. 3, 12); институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46); институты организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной власти (ст. 130-133); институт муниципальной собственности (ст. 8, 132) и т.п.

В развитие конституционных принципов местного самоуправления был принят Закон №131-ФЗ, который определяет:

1) общие положения организации местного самоуправления;

2) принципы территориальной организации местного самоуправления;

3) перечень вопросов местного значения для каждого типа муниципального образования;

4) порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

5) формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления;

6) систему органов и должностных лиц местного самоуправления;

7) систему муниципальных правовых актов, порядок их подготовки, вступления в силу, приостановления действия и отмены;

8) финансово-экономическую основу местного самоуправления;

9) порядок осуществления межмуниципального сотрудничества;

10) основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;

11) особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения, в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, на приграничных территориях;

12) порядок вступления в силу Закона №131-ФЗ и особенности осуществления местного самоуправления в переходный период.

Закон №131-ФЗ является наиболее масштабным законом, требующим принятия нормативно-правовых актов на всех уровнях власти и длительных подготовительных работ по его реализации.

Нормы, регулирующие вопросы организации местного самоуправления, содержатся и в федеральных кодификационных законах - кодексах. Так, Гражданский кодекс РФ определяет, какое имущество является муниципальным, закрепляет положения о порядке образования, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основные принципы организации местных финансов, источники формирования муниципальных финансовых ресурсов закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Налоговый кодекс РФ закрепляет перечень местных налогов и сборов, определяет налоговые ставки. Земельный кодекс РФ закрепляет полномочия органов местного самоуправления в земельной сфере. Градостроительный кодекс РФ подразделяет городские, сельские подразделения на виды в зависимости от численности населения, устанавливает требования к описанию и утверждению границ муниципальных образований. Земельный кодекс РФ закрепляет полномочия органов местного самоуправления в земельной сфере. Ряд положений о полномочиях органов местного самоуправления по соответствующим вопросам содержится также в Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ.


Федеральные законы, регулирующие вопросы местного самоуправления, можно разделить на две группы:

а) законы, регулирующие только отдельные вопросы муниципального управления, например, Федеральные законы от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

б) отраслевые законы, регулирующие отдельные отрасли или сферы общественной жизни. Данные законы не относятся к специальным правовым актам о местном самоуправлении и составляют законодательную основу других отраслей права, но в той или иной степени затрагивают вопросы местного самоуправления. Например, Федеральные законы от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле", от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и т.п.

Как правило, в отраслевых законах присутствуют разделы, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления в конкретных отраслях и сферах, что во многом дополняет Закона №131-ФЗ. Так, полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны атмосферного воздуха закрепляются в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в сфере гражданской обороны – в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Следует отметить, что отраслевые законы принимались в разное время и часто до принятия Закона №131-ФЗ. Возникшие в федеральных законах правовые пробелы и противоречия приводят на практике к правовым коллизиям и сложностям в применении норм права. Вместе с тем в законодательстве четко закреплено, что случае противоречия федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Закону №131-ФЗ применяется Закон №131-ФЗ.

Важную роль в правовом регулировании муниципального управления играют указы Президента РФ. Именно указами Президента РФ закреплялись основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления, реформировалась система муниципального управления

; развивались отдельные его аспекты, например, жилищно-коммунальное хозяйство; проводились преобразования муниципальных органов охраны правопорядка; решались иные вопросы.

Указы Президента РФ издаются на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании местного самоуправления.

Среди Указов Президента РФ можно назвать, например: Указы Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», от 2 ноября 2007 г. № 1451 «О Совете при Президенте РФ по развитию местного самоуправления», от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» и др. Источником права также являются ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Значительное место в правовых основах организации муниципального управления также занимают постановления Правительства РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» и др. Нормативные правовые акты Правительства РФ развивают и конкретизируют содержащиеся в законах, указах Президента РФ нормы по вопросам местного самоуправления.

Особое место в системе федеральных нормативных актов о местном самоуправлении занимают решения судебных органов, и в первую очередь постановления Конституционного Суда РФ. Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области».

Вопросы местного самоуправления являются одной из основных проблем, по которым Конституционный Суд РФ выносил решения. Постановления Конституционного Суда РФ о местном самоуправлении, как правило, содержат целый комплекс положений, имеющих нормативный характер и относящихся к порядку решения следующих вопросов: определения и изменения территориальных основ местного самоуправления; определению структуры органов местного самоуправления; взаимоотношениям муниципальных и государственных органов власти; порядку делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления; осуществлению государственного (административного) контроля за органами местного самоуправления; порядку приватизации отдельных объектов муниципальной собственности; защите муниципальных избирательных прав граждан; порядку отзыва выборных лиц местного самоуправления и т.д.
1

И, наконец, вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в различных сферах урегулированы в актах федеральных министерств, служб, агентств.

Третью группу составляют нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ, которые регулируют вопросы организации и деятельности местного самоуправления в порядке, установленном Законом №131-ФЗ. Особое место среди них занимают Уставы (Конституции) субъектов РФ, в которых, как правило, правовое регулирование местного самоуправления осуществляется отдельной главой. Затем идут законы субъектов РФ о местном самоуправлении.

Законы о местном самоуправлении приняты в основном во всех субъектах РФ. В них, как правило, устанавливаются: основные понятия и термины местного самоуправления; правовая основа местного самоуправления; основные принципы местного самоуправления; организационно-правовой статус муниципальных образований субъекта РФ; процедура регистрации уставов муниципальных образований; формы прямого волеизъявления жителей и другие формы осуществления местного самоуправления; система и способы формирования органов местного самоуправления; компетенция органов местного самоуправления; механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти; финансово-экономические основы местного самоуправления; формы межмуниципального сотрудничества; правовые гарантии местного самоуправления; формы ответственности органов местного самоуправления, а также контроль и надзор за их деятельностью.

В большинстве субъектами РФ также приняты законы о референдумах; о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований; о порядке отзыва депутата представительного органа и иных выборных лиц местного самоуправления; о правовых актах органов местного самоуправления; о порядке регистрации уставов муниципальных образований; о порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ; о муниципальной службе; об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; о бюджетном устройстве и бюджетном процессе; о порядке ведения реестра объектов, находящихся в муниципальной собственности, и другие. Законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении формировалось одновременно с федеральным законодательством, а в некоторых субъектах даже с некоторым опережением.


Четвертую группу составляют муниципальные правовые акты. Закон №131-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего одноименного закона) содержит четкий перечень наименований правовых актов, принимаемых в муниципальном образовании:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан;

3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения по вопросам организации жизнедеятельности муниципального образования и по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления);

4) правовые акты главы муниципального образования (в форме постановлений издаются нормативные акты, в форме распоряжений - решения по конкретным вопросам оперативного характера и индивидуальные акты);

5) правовые акты главы местной администрации (постановления и распоряжения);

6) правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, адресованные подчиненным административным структурам, поэтому правовой формой этих правовых актов являются распоряжения и приказы.

Органы местного самоуправления также вправе заключать соглашения о передаче осуществления части своих полномочий; на объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения; договоры с органами территориального общественного самоуправления на осуществление хозяйственной деятельности с использованием средств местного бюджета и т.п.

Муниципальные правовые акты издаются в процессе практического решения задач и осуществления функций местного самоуправления. Правовые акты органов местного самоуправления устанавливают, изменяют и прекращают муниципально-правовые отношения.

Согласно ч. 2  ст.4 Закона №131-ФЗ изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных Законом №131-ФЗ, возможно только путем внесения изменений и дополнений в Закон. Это означает, что установление и изменение общих принципов организации местного самоуправления является исключительной прерогативой федерального законодателя. Субъекты РФ не вправе своими нормативными актами устанавливать иные принципы организации местного самоуправления, ограничивать реализацию установленной комментируемым Законом системы принципов. Введение подобной нормы необходимо для обеспечения стабильности законодательных основ местного самоуправления, обеспечения единства построения и функционирования системы местного самоуправления на всей территории РФ и гарантирования прав граждан на местное самоуправление.