Файл: пособия гражданам имеющих детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
серьезными социально-экономическими проблемами, вызванными последствиями кризиса 1998 г. Основным нововведением стал анонсированный в 2006 г. материнский (семейный) капитал (МСК) — целевая сумма средств, поступающих на счет семьи при рождении в ней второго (с 2020 г.— первого) ребенка, которая может быть направлена на ряд законодательно установленных направлений. Отдельного рассмотрения заслуживает возможность получения малоимущими семьями ежемесячной выплаты. Регионального прожиточного минимума ребенка из средств материнского капитала. Необходимо отметить, что данная выплата, по причине того, что она предназначена только для тех семей, у которых возникло право на материнский капитал [соответственно, выплата может быть назначена только на одного ребенка (второго или последующего)], не может быть названа адресной в общем смысле. Более того, вызывает вопросы и финансовое обеспечение данной выплаты. Аналогичная выплата на первого ребенка финансируется за счет средств федерального бюджета, тогда как необходимость в получении выплаты на второго ребенка (которая финансируется из средств МСК), по сути, лишает семью возможности в потреблении иных социально значимых услуг (улучшение жилья, образование), предоставляемых сертификатом на материнский капитал, заставляя малоимущую семью принимать решение о приоритетности либо текущего потребления, либо сохранения средств для будущих трат в ущерб настоящему, что, на взгляд автора, является спорным как с точки зрения социальной справедливости, так и в контексте достижения цели, для которой создан инструмент МСК. (на его финансирование направлено в 2020 г. более 37% социальных расходов федерального бюджета ) Другим направлением развития архитектуры мер поддержки является формирование с 2017 г. адресного блока пособий на федеральном уровне, дополняющих мизерное региональное пособие на ребенка, разобранное выше, однако назначаемых в адекватном (сопоставимом с прожиточным минимумом) размерах. Речь идет о пособиях в связи с рождением первого и второго ребенка до достижения возраста 3 лет, пособии на детей от 3 до 7 лет (введение в действие данного инструмента в том числе подтолкнул кризис, вызванный пандемией COVID‑19) и адресных выплатах для беременных женщин и неполных семей с детьми от 8 до 16 лет. Тем не менее к данным выплатам все также возникает ряд концептуальных и методологических вопросов, не позволяющих говорить о качественном изменении эффективности поддержки. Маркером неэффективности концептуальной основы существующей архитектуры поддержки послужил и кризис, вызванный пандемией COVID‑19,— введенные в отрыве от принципа адресности единовременные выплаты на детей до 3 и от 3 до 16 лет не смогли в должной степени компенсировать ухудшение социально-экономического положения семей с детьми по причине неграмотного распределения между получателями на «всеобщей» основе Тем не менее влияние пандемии простимулировало разработку и более быстрое внедрение некоторых из упомянутых выше адресных выплат. Тем самым, несмотря на осуществленное за период 2005–2021 гг. расширение мер поддержки, лишь некоторые ее элементы возможно назвать «прогрессивными». Концептуальные же основы восходят к советской эпохе — 1974 г., а в ряде случаев — к 1922 г.



1.2 Понятие, сущность и правовые основы статуса граждан имеющих детей

В настоящее время в России важнейшим институтом общества является семья. Семья играет большую роль в развитии государства и общества. От сюда можно сделать вывод, что необходимо улучшать систему социальной защиты института семьи материнства отцовства и детства, так как государство несет ответственность за обеспечение семей ,члены которых временно утратили заработок или вовсе ну могут обеспечить семью жизненно важными благами ,в этом случае государство должно гарантировать семьям с детьми хороший уровень материального обеспечения для их благополучия
Государство может осуществлять такую помощь в разных формах:

  • денежные выплаты (пособия);

  • услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.);

  • льготы (на приобретение лекарств, питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.).


Государственные пособия гражданамимеющим детей – это единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Регулирование отношений по обеспечению граждан данными пособиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей , и иными актами. Главная цель пособия — это материальная поддержка семей с детьми

Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

  • Граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации

  • Граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

  • Постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

  • Временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.


Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:


  • граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;




  • граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;




  • граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.




  • Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.3 Система Мер социальной поддержки граждан имеющих детей.,

Цели, виды и социальное значение пособий гражданам, имеющих детей

В настоящее время в Российской Федерации предусмотрены следующие виды пособий гражданам имеющих детей:

  • -Пособие по беременности и родам

  • -Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка;

  • -Единовременное пособие при рождении ребенка;

  • -Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

  • -Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

  • -Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

  • -Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Право на пособие по беременности и родам имеют далеко не все беременные женщины , а лишь те, кто находится в отпуске по беременности и родам. Все категории получателей пособия по беременности и родам в 2023 году перечислены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
9. К ним относятся женщины:

  • работающие

  • безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными)

  • обучающиеся по очной форме обучения

  • проходящие военную службу по контракту

  • усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям

Женщины, принадлежащие к перечисленным выше категориям, вправе получить пособие, не только если они родили ребенка, но и в случае усыновления ребенка в возрасте до 3-х месяцев. Если ребенка усыновили в возрасте трех месяцев и старше, речь может идти только о пособии по уходу за ним со дня усыновления и до достижения полуторагодичного возраста при наличии права на соответствующие отпуск и пособие.

Все женщины, имеют право на отпуск по беременности и родам, он предоставляется, по общему правилу, продолжительностью в 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. Так, с 1 мая 1997 г. дородовой отпуск при многоплодной беременности увеличен с 70 до 84 календарных дней. В случае осложненных родов послеродовой отпуск удлиняется до 86 календарных дней.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:

Размер декретных выплат зависит от статуса получательницы:

  • Работающие женщины получают пособие в размере 100% среднего заработка

  • Уволенные в связи с ликвидацией организации – в размере 300 рублей с последующей ежегодной индексацией

  • Студентки – в размере стипендии

  • Военнослужащие-контрактницы – в размере денежного довольствия

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется:

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации