ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4 Нормативно правовое регулирование предоставления социальных пособий гражданам, имеющих детей
К нашему времени в современном обществе сложилась целая система нормативно-правовых источников, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения , в этот список также входят, правоотношения по выплате пособий гражданам, имеющих детей.12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации (последняя редакция от 21.07.2014 № 11- ФКЗ), в которой определено, что в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, и материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Этими нормами она предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.
Основным источником являются нормативные акты, которые классифицируют по уровням, видам, органам, их издавшим.
Выделяют два уровня такой законодательной системы:
-
Федеральное законодательство; -
Законодательство субъектов РФ.
Федеральный уровень законодательства (представлен основополагающими правовыми актами ,направлен на определение основных направлений государственной социальной политики, конкретизируя и устанавливая базисные платежи материальной поддержки, определяя процедуру их выплат);
Законодательство субъектов РФ (устанавливает дополнительные гарантии материальной поддержки гражданам, имеющим детей на уровне субъектов РФ).
Система законодательства на федеральном уровне состоит из законов и подзаконных правовых актов:
-
- Конституция РФ; -
-ФЗ (федеральные законы); -
- указы Президента; -
- постановления Правительства; -
- приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
На уровне субъектов РФ система законодательства государственных пособиях гражданам, имеющим детей, состоит из:
-
- законов; -
- подзаконных правовых актов (иных нормативных правовых актов субъектов РФ).
Законодательство РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ. Конституция РФ формирует основы государственной социальной политики. В Конституции РФ, с одной стороны, определяется необходимость и формы государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а с другой стороны, формулируется компетенция органов государственной власти и должностных лиц в сфере социального обеспечения населения, распределение полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровня. Прежде всего, Конституция РФ закрепляет положение о том, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). В этой связи в РФ, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Кроме того, ч. 1 ст. 38 Конституции РФ предусмотрено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В этой связи ч. 1 ст. 39 Конституции РФ предусмотрены условия предоставления социального обеспечения для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовой формой установления социальных пособий определен закон (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ). Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 39 Конституции РФ добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения поощряются государством.
Компетенция органов государственной власти и должностных лиц в сфере социального обеспечения населения сформулирована в Конституции РФ следующим образом:
-
1) в ведении РФ находятся:-
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в» ч. 1 ст. 71); -
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития РФ (п. «е» ч. 1 ст. 71);
-
-
2) в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:-
- защита прав и свобод человека и гражданина (п. «б» ч. 1 ст. 72); -
- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. «ж» ч. 1 ст. 72);
-
-
3) Правительство РФ:-
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (п. «а» ч. 1 ст. 114); -
- обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области социального обеспечения (п. «в» ч. 1 ст. 114); -
- на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ч. 1 ст. 115).
-
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ данный правовой акт имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Часть 2 ст. 76 Конституции РФ определяет, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, изданным по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Данная норма Конституции РФ предопределяет влияние общепризнанных принципов и норм международного права на российскую правовую систему. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Система федерального законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, представлена федеральными законами и подзаконными правовыми актами.
В числе Федеральных законов можно назвать:
-
- ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [4]; -
- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[3]); -
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [5];
В числе подзаконных правовых актов необходимо назвать:
-
- Указы Президента РФ; -
- Постановления Правительства РФ; -
- иные акты органов исполнительной власти.
Поскольку в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, субъекты РФ вправе принимать соответствующие федеральным законам законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, составляющие законодательство РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, устанавливают дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
2.Правовой механизм социальной поддержки граждан имеющих детей. Направления развития и реализации социальной поддержки граждан имеющих детей
2.1 Правовой порядок, условия и механизм назначения отдельных видов пособий гражданам имеющих детей: основания отказа в предоставлении пособий
Основным инструментом осуществления государственной поддержки семей, имеющих детей, выступает институт социальных выплат, который получил широкое распространение на всех уровнях власти. Следует отметить, что на федеральном уровне устанавливается обязанность по выплате социальных пособий для семей, имеющих детей, а дальнейшее регулирование и большинство самих выплат осуществляются на региональном уровне. Таким образом, степень материальной обеспеченности получателей зависит от социально-экономического положения конкретного субъекта РФ. Так, например, с 2020 г. установлен такой новый вид детских пособий, как ежемесячная денежная выплата, которая распространяется на детей в возрасте от трех до семи лет и определяется в зависимости от критерия нуждаемости. Рассмотрим предоставление данного пособия в Новосибирской области. Постановление Правительства Новосибирской области от 20.04.2020 № 128-п «Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно».
Ежемесячная денежная выплата назначается и осуществляется одному из родителей или иному законному представителю ребенка (далее – заявитель), являющемуся гражданином Российской Федерации и проживающему совместно с ребенком на территории Новосибирской области, на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Новосибирской области за второй квартал года (до 01.06.2022 – 12775,00 рублей, с 01.06.2022 – 14053 рубля), предшествующего году обращения за назначением указанной ежемесячной выплаты.
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возрасте трех лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Размер данного пособия будет составлять:
-
50% - 7281,00 руб. (с 01.06.2022) -
75% - 10921,00 руб. (с 01.06.2022), -
100% - 14562,00 руб. (с 01.06.2022
Также Региональное законодательство Российской Федерации предусматривает комплекс мер по поддержке молодых семей, к которым могут быть отнесены регулярные и единовременные пособия и компенсационные выплаты, а также предоставление натуральных льгот. В Новосибирской области это Единовременное дополнительное пособие при рождении ребенка в молодой семье. Закон Новосибирской области от 12.07.2004 № 207-ОЗ, Постановление администрации Новосибирской области от 18.05.2006 №38-па.Круг лиц его получателей: Один из супругов в молодой семье (единственный родитель в неполной семье) при наличии гражданства Российской Федерации обоих супругов (единственного родителя в неполной семье), проживание на территории Новосибирской области обоих родителей (единственного родителя в неполной семье), из которых хотя бы один (единственный родитель в неполной семье) проживает совместно с ребенком, возраст одного из супругов (единственного родителя в неполной семье) на момент рождения ребенка не достиг 35-ти лет включительно. Периодичность данного пособия: единовременное (обращение должно последовать не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка). А размер данного пособия составляет: На первого ребенка – 6 600 руб.;
на второго – 13 200 руб.;
на третьего и последующих –19 800 руб.
Также сюда можно отнести Ежемесячное пособие на ребенка в Новосибирской области
Закон Новосибирской области от 29.12.2004 № 255-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих детей», постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2012 № 145-п «Об установлении Порядка предоставления ежемесячного пособия на ребенка в Новосибирской области и Порядка учета и порядка исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка в Новосибирской области»
Статья 1. Право на ежемесячное пособие на ребенка
1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеют:
граждане Российской Федерации, проживающие на территории Новосибирской области;
постоянно проживающие на территории Новосибирской области иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы;
временно проживающие на территории Новосибирской области и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане и лица без гражданства.(Часть в редакции, введенной