Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ США
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРГ
СОВМЕСТНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
Среди основных региональных налогов выделяют налог на наследование и дарение (Erbschafsteuer), на пиво (Biersteuer), транспортный налог (Verkehrsteuer) и налог на игорный бизнес (Speilbankabgabe).
Налог на наследование и дарение.
Согласно законодательству о наследовании и дарении — Erbschaftsteuer- und Schenkungsteuergesetz (ErbStG) — доходы от взносов налогоплательщиков полностью поступают в бюджеты земель [[75]].
Данный вид налога действует в отношении:
— имущества, полученного в дар или в порядке наследования;
— безвозмездно полученные средства (пожертвования);
— фонды, бенефициарами которых является налогоплательщик и членные его семьи (каждые 30 лет) [[76]].
Ставка налога прогрессивная и колеблется в пределах от 7 до 50% в зависимости от степени родства наследника и наследодателя, а также стоимости имущества.
От налога освобождаются операции между близкими членами семьи, дарение предметов домашнего обихода, а также благотворительные, религиозные и политические пожертвования.
Промысловый налог устанавливается только на немецкие предприятия, осуществляющие промышленную, торговую, снабженческую и другие виды деятельности, кроме сельского и лесного хозяйства, а также применяется к лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью [[77]].
Федеральная базовая ставка (Messzahl) по промысловому налогу составляет 3,5%. Она корректируется на муниципальный коэффициент (Hebezatz), который варьируется в зависимости от общины от 200 до 490%.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей установлены необлагаемые налогом минимумы — 24 500 и 50 000 Евро соответственно.
При расчете промыслового налога применяются следующие виды вычетов:
— прибыль от отечественных и зарубежных партнерств;
— дивиденды, полученные от немецких организаций (если налогоплательщик владеет 10% акций на начало налогового периода);
— 1,2% облагаемой стоимости недвижимого имущества и т.д. [[78]].
Налог на имущество (Grundsteuer).
В общем смысле данный вид налоговых платежей ФРГ связан с налогообложением всех форм собственности. Он взимается с предприятий сельского, лесного хозяйства (тип «А») и частных земельных участков (тип «Б») [[79]].
От уплаты налога на имущество освобождены государственные предприятия и религиозные общины.
Федеральная ставка налога составляет 0,35%. Она корректируется на муниципальный коэффициент в размере от 280 до 600%.
Уплата налога осуществляется четыре раза в год: 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября [[80]].
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что налоговые системы федеративных государств, хотя и строятся на единых принципах налогообложения, все еже весьма разнообразны и сложны как в рамках описательного к ним подхода, так и в рамках сравнительного анализа.
Так, ключевую роль в становлении налоговой политики США, конечно же, играет исторический аспект формирования их государственности, а именно, сложившийся высокий суверенитет субъектов федерации в области налогового нормотворчества. Фундамент налогового права США, заложенный еще в начале ХХ века Ф. Д. Рузвельтом, до сих пор является базой для налоговой системы Америки, динамично развивающейся и меняющейся под воздействием экономических и политических факторов. Однако необходимо подчеркнуть неизменность плюрализма налоговых сборов в зависимости от штата, а также исторически сложившуюся и существующую до сих пор свободу субъектов федерации в области местного налогового законодательства.
Система налогообложения ФРГ формировалась во второй половине ХХ века в условиях правительственного этатизма, то есть вмешательства власти во все государственные сферы, в том числе и в экономику. Данный аспект находит свое отражение и в современном строе налоговой системы Германии, где ключевая законодательная и распределительная роль отведена федеральной власти. Земли и общины ФРГ не имеют такой свободы налогового нормотворчества, как в США, и по большей части снабжаются средствами, поступающими в федеральный бюджет. Такая система, однако, позволяет Германии успешно осуществлять политику экономического выравнивания отдельных регионов страны.
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Великобритания — унитарное государство, в состав которого входят четыре исторические области: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Как было отмечено ранее, налоговые системы стран с подобным политическим строем имеют два уровня налогов: центральный и местный.
Основой налогового законодательства Великобритании служат:
— закон о регулировании налогообложения 1970 года (Taxes Management Act) — определяет общие принципы функционирования налоговой системы Великобритании;
— закон 1988 года в отношении подоходного налога с физических лиц и корпораций (Income and Corporation Taxes Act);
— закон 1994 года в отношении налога на добавленную стоимость (Value Added Tax) [[81]].
При этом ежегодно новым бюджетом страны могут быть внесены некоторые поправки к действующим законодательным актам [[82]].
Основу бюджета Великобритании формируют:
— подоходный налог, на долю которого по состоянию на 2016 год приходилось 26,2% всех поступлений;
— НДС (20,8%);
—социальные взносы (18,9%) [[83]] (Приложение 6. «Структура налоговых доходов бюджета Великобритании».)
Также бюджет пополняется за счет налогов на имущество, налогов на прибыль и акцизов, доля которых составляет 12,6%, 8,4% и 7,4% соответственно.
Функции контроля над исчислением и уплатой налогов возложены на Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов, которые подчиняются Казначейству. Первое занимается контролем всех платежей, кроме акцизов и НДС, которые находятся в ведении второго управления [[84]].
3.1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (ЦЕНТРАЛЬНЫЕ) НАЛОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Индивидуальный подоходный налог.
Современная система подоходного налогообложения Великобритании сформировалась после налоговой реформы 1973 года. В целях улучшения системы личного и корпорационного подоходного обложения был принят ряд мер, в результате которых налоговая система Соединенного Королевства претерпела значительные изменения. В частности была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 25%, устранено применение прогрессивных ставок, введено раздельное налогообложение супругов и увеличены личные налоговые ставки [[85]].
На сегодняшний день подоходный налог с физических лиц в Великобритании взимается не по совокупному доходу, а по частям — шедулам [[86]]. Выделяется всего шесть шедул, каждая из которых имеет свое буквенное обозначение:
А. Доходы от собственности на землю, в том числе от сдачи недвижимости в аренду.
В. Доходы от лесных угодий, используемых в целях получения прибыли.
С. Доходы от ценных бумаг правительства Великобритании и бумаг иных правительств, обращающихся на территории Соединенного Королевства.
D. Доходы от коммерческой деятельности, оказания услуг; проценты и алименты; гонорары; доходы, полученные за рубежом и переведенные в Великобританию; доходы от ценных бумаг, не включенные в шедулу С.
Е. Трудовые доходы, заработная плата, пенсия.
F. Дивиденды и другие распределяемые доходы компаний [[87]].
Индивидуальный подоходный налог уплачивают физические лица. Для целей налогообложения выделяются резиденты, обычные резиденты, нерезиденты и лица, имеющие домициль. Резиденты облагаются налогом по всем доходам, а нерезиденты — только по прибылям, полученным на территории Великобритании.
Резидентами считаются лица, находящиеся на территории Великобритании:
— более 183 дней в течение налогового года;
— более 90 дней в каждом году в течение четырехлетнего периода [[88]].
Кроме того, если лицо не проживает, но обладает недвижимостью в Англии, то один день, проведенный им на территории страны, будет давать ему статус резидента [[89]].
Обычным резидентом признается лицо, постоянно проживающее в Великобритании. К этой категории также относятся лица, приезжающие на постоянное место жительства, причем резидентами они признаются с первого дня пребывания в стране.
Если лицо имеет домициль в Великобритании (то есть вне зависимости от своей национальности и местопребывания юридически является жителем Великобритании), то налогом облагаются все его доходы, полученные как на территории страны, так и за пределами ее юрисдикции [[90]].
Для определения суммы подоходного налога, подлежащей уплате, из валового дохода вычитаются различные налоговые льготы. Валовый доход в свою очередь вычисляется путем суммирования всех доходов налогоплательщика за вычетом расходов, которые он понес на получение прибыли (Приложение 7. Порядок расчета индивидуального подоходного налога в Великобритании).
Рассмотрим основные налоговые льготы, применяемые к подоходному налогу в Великобритании (данные приведены в фунтах стерлингов) [[91]].
Льготы |
2016–2017 |
2017–2018 |
Персональная скидка |
11500 |
11850 |
Предельный годовой доход для применения персональной скидки |
123700 |
123700 |
Скидка для супружеской пары в возрасте 75 лет и старше |
8355 |
8445 |
Предельный доход для применения скидки по возрасту |
27700 |
28000 |
Дополнительная скидка для слепых и слабовидящих |
2320 |
2390 |
С полученного путем вычета всех расходов и льгот налогооблагаемого дохода физическое лицо уплачивает подоходный налог. Согласно данным сайта правительства Великобритании налоговая ставка зависит от суммы дохода. По состоянию на 2017–2018 гг., если сумма дохода физического лица не превышает 33 500 фунтов стерлингов, то налоговая ставка составляет 20%. При суммарном доходе в 150 000 фунтов стерлингов действует повышенная налоговая ставка в размере 40%. Доходы выше 150 000 фунтов облагаются дополнительной ставкой, которая составляет 45% [[92]].
Налоговый год, в течение которого происходит исчисление подоходных взносов, длится с 6 апреля текущего года по 5 апреля следующего года [[93]]. Уплата налога производится как по декларации, так и у источника дохода, то есть вычитается работодателем непосредственно из заработной платы физического лица.
Налог на прибыль корпораций (Corporation Tax).
Данный вид налоговых платежей действует в Великобритании с 1965 года. До этого времени юридические лица, так же, как и физические, облагались подоходным налогом с ведения бизнеса [[94]].
Налогоплательщиками признаются компании, зарегистрированные в Великобритании в соответствии с Законом о компаниях. Тест инкорпорации (юридической регистрации в соответствии с законом) является основным для определения налогового резиденства. В качестве дополнительного используется тест местонахождения головного офиса и правления компании [[95]].
Налогом на прибыль облагаются все доходы компании, полученные как на территории Великобритании, так и за ее пределами.
Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов. Вычету подлежат [[96]]:
— текущие расходы (аренда, стоимость ремонта, расходы по модернизации, платежи разного характера, налоговые штрафы и т.д.);
— компенсационные платежи при увольнении рабочих, затраты на техническую и профессиональную переподготовку кадров, премии и подарки;
— расходы на юридическое обслуживание и оплату услуг по бухучету, транспортные расходы;
— лицензионные и подобные им платежи;
— расходы на заработную плату сотрудникам;
— расходы на электроснабжение, газ, водоснабжение, освещение, отопление и т.д.;
— взносы и пожертвования в благотворительные фонды.
До 1 апреля 2016 года ставка по налогу на прибыль корпораций была прогрессивной и зависела от размера прибыли. До 2017 года действовала единая ставка в размере 20%, на сегодняшний день она составляет 19%. К 2020-му году Великобритания планирует снизить ставку по налогу на прибыль корпораций до 17% [[97]].