Файл: Перспективные направления реформирования налога на доходы физических лиц..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическое значение налога на доходы физических лиц
1.1. Понятие и характеристика элементов налога на доходы физических лиц
2. Анализ основных тенденций и проблем развития налогообложения доходов физических лиц
2.1. Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
2.2. Исчисление и уплата налога на доходы физических лиц
2.3. Перспективные направления реформирования налогообложения
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.
Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации [7. c. 162-164].
Исходя из вышеизложенного, налог на доходы физических лиц – один из видов прямых налогов в Российской Федерации. Относится к числу федеральных, вся сумма поступлений из этого источника зачисляется в доходы бюджетов субъектов РФ. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов.
1.2. Налоговые вычеты
Доходы сотрудника, которые облагаются НДФЛ по ставке 13%, можно уменьшить на налоговые вычеты. И хотя они предусмотрены для сотрудников, правила их получения нужно знать в первую очередь работодателям. Так как именно они обязаны исчислить, удержать и уплатить с доходов сотрудников налог в бюджет.
Налоговый вычет – сумма, которая уменьшает размер дохода (налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог. В некоторых случаях под налоговым вычетом понимается возврат части ранее уплаченного налога на доходы физического лица (в связи с покупкой квартиры, расходами на лечение, обучение и др.). Правом на оформление налогового вычета обладают только те граждане Российской Федерации, которые уплачивают налог по ставке 13% [4. c. 192].
Налоговым кодексом РФ предусмотрено пять групп налоговых вычетов. Рассмотрим их подробнее в таблице 1.2 [25].
Таблица 1.2
Характеристика налоговых вычетов
Право на вычеты реализуется по-разному:
- Для получения стандартных вычетов необходимо обратиться с заявлением к работодателю. Для оформления вычетов на детей нужно предоставить свидетельства об их рождении, а также (при наличии) документы, подтверждающие инвалидность детей и статус одинокого родителя;
- Для получения имущественного вычета по расходам на приобретение (постройку) жилья необходимо предоставить все документы на недвижимость в налоговый орган, который их рассмотрит и выдаст уведомление о возможности применения вычета и сумме по нему. С этим уведомлением нужно обратиться к работодателю;
- Для получения социальных налоговых вычетов также следует подать декларацию с приложением всех документов, подтверждающих расходы.
Чаще всего сотрудники обращаются к работодателю за стандартными налоговыми вычетами. Они бывают двух видов: личные; на содержание детей, том числе усыновленных, а также детей, для которых сотрудник является опекуном или попечителем [25].
Рассмотрим примеры. В 2019 г. Маринина О.С. получила облагаемый по ставке 13% доход в виде заработной платы в размере 70 000 руб.
В этом же году заплатила за свое обучение 10 000 руб. и решила получить налоговый вычет по расходам, связанным со своим обучением.
Учитывая, что такой вычет предоставляется в размере фактически понесённых расходов, но не более установленного размера, в налоговой декларации она вправе указать всю сумму своих расходов на обучение — 10 000 руб. Однако ему будет возвращена не вся эта сумма, а соответствующая ей сумма уплаченного налога, то есть 1 300 руб. (10 000 *13%= 1 300 руб.).
Орлов П.В. имеет 12-летнего сына, воспитывает один. Заработная плата Орлова П.В. – 47 000 руб. С этой суммы каждый месяц уплачивается НДФЛ в размере 6 110 руб.
В начале года налогоплательщик написал заявление на предоставление стандартного вычета. Его доходы достигнут 350 000 руб. в августе. Соответственно, право на вычет Орлов П.В. получает с января по июль. За этот период экономия на уплате НДФЛ составит: 1400*7*13%*2 = 2 548 руб.
В 2020 г. Попов А.С. купил квартиру за 2 000 000 руб. Зарабатывает 50 000 руб. в месяц, удержан НДФЛ 78 000 руб. за год.
В данном случае сумма имущественного вычета составляет 2 000 000 руб. Но за 2020 г. Попов А.С. сможет вернуть только 78 000 руб. уплаченного им НДФЛ, а оставшиеся 182 000 руб. – в последующие годы.
Рассмотрим еще пример. Болотина М.Л. получила за год доход 450 000 руб. Сумма удержанного НДФЛ 58 500 руб. Переведено в религиозную организацию – 150 000 руб.
Максимально возможный вычет 25% от дохода: 450 000 * 25% = 112 500 руб.
Расходы превысили лимит на 150 000 – 112 500 = 37 500 руб.
НДФЛ к вычету будет рассчитываться: 450 000 – 112 500 = 337 500 * 13% = 43 875 руб. Далее 58 500 — 43 875 = 14 625 руб. вернут Болотиной М.Л.
Таким образом, налоговый вычет – это сумма, на которую работодатель может снизить налоговую базу НДФЛ работников. Если величина такой своеобразной льготы достаточно большая, то налог на доходы физических лиц вообще удерживать не придется.
Возврату подлежит не вся сумма понесенных расходов в пределах заявленного вычета, а соответствующая ему сумма ранее уплаченного налога.
Одни льготы предоставляет работодатель, другие можно получить в инспекции или у работодателя, третьи – только в инспекции.
2. Анализ основных тенденций и проблем развития налогообложения доходов физических лиц
2.1. Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
В 2019 г. темпы роста ВВП составили 1,3% после 2,5% в 2018 г. Замедление экономического роста обусловлено необходимостью адаптации экономики к принятым мерам бюджетно-налоговой политики. Дополнительное давление на деловую активность оказало ухудшение ситуации в мировой экономике, негативно отразившееся на динамике российского экспорта. При этом влияние произведенных бюджетно-налоговых преобразований на экономику и их вторичные эффекты исчерпаны в первой половине 2019 г.
Согласно Исполнению федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в 2019 г. доходы сектора государственного управления составили 39 110,3 млрд. руб., 35,8% к ВВП (в 2018 г. — 35,8%).
Расходы сектора государственного управления в 2019 г. составили 36995,3 млрд. руб., 33,8% к ВВП (в 2018 г. — 32,9%).
В 2019 г. доходы бюджетов субъектов Российской Федерации выросли на 9,5% от уровня 2018 г., то есть на 1179,2 млрд. руб., и составили 13568 млрд. руб.
По сравнению с запланированными показателями доходов фактически полученные доходы превысили плановые показатели на 12% (на 1457 млрд.руб.). Рост поступления доходов наблюдался в 79 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост доходов отмечен в Чукотском автономном округе (56,2%), Сахалинской области (30,9%), Еврейской автономной области (28,4%), Амурской области (27,8%), Забайкальском крае (26,7%).
Налоговые и неналоговые доходы составили 10990,9 млрд. руб., что выше плановых показателей в 2019 г. на 9,7% (на 969,8 млрд.руб.). Их прирост составил 7,5%, что на 770,8 млрд. руб. выше уровня 2018 г., при этом показатели 2018 г. превышены в 76 регионах. Наибольший рост налоговых и неналоговых доходов отмечен в Сахалинской области (35,1%), Красноярском крае (22,7%), г. Севастополе (21,1%), Амурской области (19,7%), Мурманской области (19,5%).
Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017–2019 гг. представлена на рисунке 2.1, а их структура в 2018 и 2019 гг. – на рисунке 2.2.
Рисунок 2.1 – Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, млрд. руб.
Исходя из рисунка 2.1, по сравнению с 2018 г. произошло увеличение налоговых поступлений на 723,9 млрд. руб. или 7,7%, из них по налогу на прибыль организаций – на 253,6 млрд. руб., или 8,2%, составив 3358,1 млрд. руб., по налогу на доходы физических лиц – на 302,2 млрд. руб., или 8,3%, составив 3 955,2 млрд. руб.
Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2019 г. составила 81%, что на 1,5% ниже уровня 2018 г. Более чем на 85% за счет налоговых и неналоговых поступлений формируют свои доходы г. Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Коми, Свердловская область, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Республика Татарстан, Сахалинская область, Самарская область, Краснодарский край, Мурманская область, Пермский край, Ярославская область.
Рисунок 2.2 – Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2018–2019 гг.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации перечислены в объеме 2450,7 млрд. руб., что составляет 18,1% доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом сохраняется высокая зависимость отдельных региональных бюджетов от помощи из федерального бюджета. Доходная часть 7 регионов: Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Тыва, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Алтай, Республики Дагестан и Республики Крым, более чем на 2/3 формируется за счет безвозмездных поступлений.
Следует отметить, что поступления НДФЛ в региональные и местные бюджеты выполняют регулирующую функцию финансовой поддержки региональных и местных бюджетов субъектов РФ. Необходимо поддерживать расширение налоговой базы региональных и местных бюджетов как за счёт их собственных возможностей, так и за счёт федеральной поддержки.
Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, поступления НДФЛ в динамике за период 2016-2018 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2016-2018 гг.
Пока-затель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение |
|||||
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
2018 / 2016 гг. |
|||||||
Абс. изм. |
Темп при-роста,% |
Абс. изм. |
Темп при-роста,% |
Абс. изм. |
Темп при-роста,% |
||||
Доходы, всего |
14 482,90 |
17 343,40 |
21 328,50 |
2 860,5 |
19,7 |
3 985,1 |
23 |
6 846 |
47,3 |
НДФЛ |
3 017,30 |
3 251,10 |
3 653 |
233,8 |
7,7 |
401,9 |
12,4 |
635,7 |
21,1 |
Исходя из таблицы 2.1, за период 2016-2018 гг. доходная часть консолидированного бюджета Российской Федерации увеличилась на 6 845,6 млрд руб. или на 47,3%, поступления НДФЛ увеличились на 635,7 млрд. руб. или на 21,1%. Их доля в бюджете за анализируемый период снизилась на 3,7%. Данный факт связан с увеличением доли налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций.
Следует отметить, что в 2021 г.в Российской Федерации вступил в силу закон, который предполагает поправки в Налоговый кодекс и поднимает ставку налога на доходы физических лиц для некоторых категорий граждан. С привычных 13 до 15%.
Повышенными 15% облагаться будет только та сумма, что превышает 5 млн. рублей. То есть если годовой доход составит, например, 6 млн. руб., то с первых 5 млн. руб. возьмут 13% НДФЛ, или 650 тыс. рублей, а с оставшегося миллиона рублей — еще 15% или 150 тыс. руб. Таким образом, общая сумма налога в этом случае составит 800 тыс. рублей.
Ставка налога 15% будет распространяться почти на все налогооблагаемые доходы плательщика, в том числе доходы от инвестиций, аренды имущества и т.п. Вот если после применения всех налоговых вычетов доход окажется меньше 5 млн. руб., то ставка налога для него останется 13%.
Не все доходы граждан облагаются НДФЛ. Так, под его действие не попадают гос. пособия, пенсии и т.п. Полный список содержит ст. 217 Налогового кодекса.