Файл: Перспективные направления реформирования налога на доходы физических лиц..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации [7. c. 162-164].

Исходя из вышеизложенного, налог на доходы физических лиц – один из видов прямых налогов в Российской Федерации. Относится к числу федеральных, вся сумма поступлений из этого источника зачисляется в доходы бюджетов субъектов РФ. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов.

1.2. Налоговые вычеты

Доходы сотрудника, которые облагаются НДФЛ по ставке 13%, можно уменьшить на налоговые вычеты. И хотя они предусмотрены для сотрудников, правила их получения нужно знать в первую очередь работодателям. Так как именно они обязаны исчислить, удержать и уплатить с доходов сотрудников налог в бюджет.

Налоговый вычет – сумма, которая уменьшает размер дохода (налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог. В некоторых случаях под налоговым вычетом понимается возврат части ранее уплаченного налога на доходы физического лица (в связи с покупкой квартиры, расходами на лечение, обучение и др.). Правом на оформление налогового вычета обладают только те граждане Российской Федерации, которые уплачивают налог по ставке 13% [4. c. 192].

Налоговым кодексом РФ предусмотрено пять групп налоговых вычетов. Рассмотрим их подробнее в таблице 1.2 [25].

Таблица 1.2

Характеристика налоговых вычетов

Вычет

Применение

Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ)

В размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

В размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков: Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;

Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 руб. - на первого ребенка; 1 400 руб. - на второго ребенка; 3 000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 руб. - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;

Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 руб. - на первого ребенка; 1 400 руб. - на второго ребенка; 3 000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка; 6 000 руб. - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы

Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ)

По расходам на благотворительность;

По расходам на обучение;

По расходам на лечение и приобретение медикаментов;

По расходам на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и добровольное страхование жизни;

По расходам на накопительную часть трудовой пенсии

Продолжение таблицы 1.2

Инвестиционные налоговые вычеты (ст. 219.1 НК РФ)

Правом на инвестиционные налоговые вычеты обладает налогоплательщик, который осуществлял определенные операции, в частности: с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в результате которых получил доход;

вносил личные денежные средства на свой индивидуальный инвестиционный счет;

получал доход по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете

Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ)

Продажа имущества;

Покупка жилья;

Строительство жилья или приобретение земельного участка для этих целей;

Выкуп у налогоплательщика имущества для государственных или муниципальных нужд

Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ)

Предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Перечень доходов, в отношении которых можно получить вычеты: доходы, полученные индивидуальными предпринимателями; доходы, полученные нотариусами, занимающимися частной практикой; доходы, полученные от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера; авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства и др.

Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами (ст. 220.1 НК РФ)

Налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке


Право на вычеты реализуется по-разному:

  1. Для получения стандартных вычетов необходимо обратиться с заявлением к работодателю. Для оформления вычетов на детей нужно предоставить свидетельства об их рождении, а также (при наличии) документы, подтверждающие инвалидность детей и статус одинокого родителя;
  2. Для получения имущественного вычета по расходам на приобретение (постройку) жилья необходимо предоставить все документы на недвижимость в налоговый орган, который их рассмотрит и выдаст уведомление о возможности применения вычета и сумме по нему. С этим уведомлением нужно обратиться к работодателю;
  3. Для получения социальных налоговых вычетов также следует подать декларацию с приложением всех документов, подтверждающих расходы.

Чаще всего сотрудники обращаются к работодателю за стандартными налоговыми вычетами. Они бывают двух видов: личные; на содержание детей, том числе усыновленных, а также детей, для которых сотрудник является опекуном или попечителем [25].

Рассмотрим примеры. В 2019 г. Маринина О.С. получила облагаемый по ставке 13% доход в виде заработной платы в размере 70 000 руб.

В этом же году заплатила за свое обучение 10 000 руб. и решила получить налоговый вычет по расходам, связанным со своим обучением.

Учитывая, что такой вычет предоставляется в размере фактически понесённых расходов, но не более установленного размера, в налоговой декларации она вправе указать всю сумму своих расходов на обучение — 10 000 руб. Однако ему будет возвращена не вся эта сумма, а соответствующая ей сумма уплаченного налога, то есть 1 300 руб. (10 000 *13%= 1 300 руб.).

Орлов П.В. имеет 12-летнего сына, воспитывает один. Заработная плата Орлова П.В. – 47 000 руб. С этой суммы каждый месяц уплачивается НДФЛ в размере 6 110 руб.

В начале года налогоплательщик написал заявление на предоставление стандартного вычета. Его доходы достигнут 350 000 руб. в августе. Соответственно, право на вычет Орлов П.В. получает с января по июль. За этот период экономия на уплате НДФЛ составит: 1400*7*13%*2 = 2 548 руб.

В 2020 г. Попов А.С. купил квартиру за 2 000 000 руб. Зарабатывает 50 000 руб. в месяц, удержан НДФЛ 78 000 руб. за год.

В данном случае сумма имущественного вычета составляет 2 000 000 руб. Но за 2020 г. Попов А.С. сможет вернуть только 78 000 руб. уплаченного им НДФЛ, а оставшиеся 182 000 руб. – в последующие годы.

Рассмотрим еще пример. Болотина М.Л. получила за год доход 450 000 руб. Сумма удержанного НДФЛ 58 500 руб. Переведено в религиозную организацию – 150 000 руб.


Максимально возможный вычет 25% от дохода: 450 000 * 25% = 112 500 руб.

Расходы превысили лимит на 150 000 – 112 500 = 37 500 руб.

НДФЛ к вычету будет рассчитываться: 450 000 – 112 500 = 337 500 * 13% = 43 875 руб. Далее 58 500 — 43 875 = 14 625 руб. вернут Болотиной М.Л.

Таким образом, налоговый вычет – это сумма, на которую работодатель может снизить налоговую базу НДФЛ работников. Если величина такой своеобразной льготы достаточно большая, то налог на доходы физических лиц вообще удерживать не придется.

Возврату подлежит не вся сумма понесенных расходов в пределах заявленного вычета, а соответствующая ему сумма ранее уплаченного налога.

Одни льготы предоставляет работодатель, другие можно получить в инспекции или у работодателя, третьи – только в инспекции.

2. Анализ основных тенденций и проблем развития налогообложения доходов физических лиц

2.1. Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

В 2019 г. темпы роста ВВП составили 1,3% после 2,5% в 2018 г. Замедление экономического роста обусловлено необходимостью адаптации экономики к принятым мерам бюджетно-налоговой политики. Дополнительное давление на деловую активность оказало ухудшение ситуации в мировой экономике, негативно отразившееся на динамике российского экспорта. При этом влияние произведенных бюджетно-налоговых преобразований на экономику и их вторичные эффекты исчерпаны в первой половине 2019 г.

Согласно Исполнению федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в 2019 г. доходы сектора государственного управления составили 39 110,3 млрд. руб., 35,8% к ВВП (в 2018 г. — 35,8%).

Расходы сектора государственного управления в 2019 г. составили 36995,3 млрд. руб., 33,8% к ВВП (в 2018 г. — 32,9%).

В 2019  г. доходы бюджетов субъектов Российской Федерации выросли на 9,5% от уровня 2018 г., то есть на 1179,2 млрд. руб., и составили 13568 млрд. руб.

По сравнению с запланированными показателями доходов фактически полученные доходы превысили плановые показатели на 12% (на 1457 млрд.руб.). Рост поступления доходов наблюдался в 79 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост доходов отмечен в Чукотском автономном округе (56,2%), Сахалинской области (30,9%), Еврейской автономной области (28,4%), Амурской области (27,8%), Забайкальском крае (26,7%).


Налоговые и неналоговые доходы составили 10990,9  млрд. руб., что выше плановых показателей в 2019 г. на 9,7% (на 969,8  млрд.руб.). Их прирост составил 7,5%, что на 770,8  млрд. руб. выше уровня 2018 г., при этом показатели 2018 г. превышены в 76 регионах. Наибольший рост налоговых и неналоговых доходов отмечен в Сахалинской области (35,1%), Красноярском крае (22,7%), г. Севастополе (21,1%), Амурской области (19,7%), Мурманской области (19,5%).

Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017–2019 гг. представлена на рисунке 2.1, а их структура в 2018 и 2019 гг. – на рисунке 2.2.

Рисунок 2.1 – Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, млрд. руб.

Исходя из рисунка 2.1, по сравнению с 2018 г. произошло увеличение налоговых поступлений на 723,9  млрд. руб. или 7,7%, из них по налогу на прибыль организаций – на 253,6  млрд. руб., или 8,2%, составив 3358,1  млрд. руб., по налогу на доходы физических лиц – на 302,2 млрд. руб., или 8,3%, составив 3 955,2 млрд. руб.

Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2019 г. составила 81%, что на 1,5% ниже уровня 2018 г. Более чем на 85% за счет налоговых и неналоговых поступлений формируют свои доходы г. Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Коми, Свердловская область, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Республика Татарстан, Сахалинская область, Самарская область, Краснодарский край, Мурманская область, Пермский край, Ярославская область.

Рисунок 2.2 – Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2018–2019 гг.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации перечислены в объеме 2450,7  млрд. руб., что составляет 18,1% доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом сохраняется высокая зависимость отдельных региональных бюджетов от помощи из федерального бюджета. Доходная часть 7 регионов: Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Тыва, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Алтай, Республики Дагестан и Республики Крым, более чем на 2/3 формируется за счет безвозмездных поступлений.

Следует отметить, что поступления НДФЛ в региональные и местные бюджеты выполняют регулирующую функцию финансовой поддержки региональных и местных бюджетов субъектов РФ. Необходимо поддерживать расширение налоговой базы региональных и местных бюджетов как за счёт их собственных возможностей, так и за счёт федеральной поддержки.


Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, поступления НДФЛ в динамике за период 2016-2018 гг. представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2016-2018 гг.

Пока-затель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Изменение

2017 / 2016 гг.

2018 / 2017 гг.

2018 / 2016 гг.

Абс.

изм.

Темп при-роста,%

Абс.

изм.

Темп при-роста,%

Абс.

изм.

Темп при-роста,%

Доходы, всего

14 482,90

17 343,40

21 328,50

2 860,5

19,7

3 985,1

23

6 846

47,3

НДФЛ

3 017,30

3 251,10

3 653

233,8

7,7

401,9

12,4

635,7

21,1

Исходя из таблицы 2.1, за период 2016-2018 гг. доходная часть консолидированного бюджета Российской Федерации увеличилась на 6 845,6 млрд руб. или на 47,3%, поступления НДФЛ увеличились на 635,7 млрд. руб. или на 21,1%. Их доля в бюджете за анализируемый период снизилась на 3,7%. Данный факт связан с увеличением доли налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций.

Следует отметить, что в 2021 г.в Российской Федерации вступил в силу закон, который предполагает поправки в Налоговый кодекс и поднимает ставку налога на доходы физических лиц для некоторых категорий граждан. С привычных 13 до 15%.

Повышенными 15% облагаться будет только та сумма, что превышает 5 млн. рублей. То есть если годовой доход составит, например, 6 млн. руб., то с первых 5 млн. руб. возьмут 13% НДФЛ, или 650 тыс. рублей, а с оставшегося миллиона рублей — еще 15% или 150 тыс. руб. Таким образом, общая сумма налога в этом случае составит 800 тыс. рублей.

Ставка налога 15% будет распространяться почти на все налогооблагаемые доходы плательщика, в том числе доходы от инвестиций, аренды имущества и т.п. Вот если после применения всех налоговых вычетов доход окажется меньше 5 млн. руб., то ставка налога для него останется 13%.

Не все доходы граждан облагаются НДФЛ. Так, под его действие не попадают гос. пособия, пенсии и т.п. Полный список содержит ст. 217 Налогового кодекса.