Файл: Перспективные направления реформирования налога на доходы физических лиц..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Исчисление и уплата налога на доходы физических лиц

Расчет НДФЛ происходит в несколько этапов:

  1. Для расчета НДФЛ за налоговый период определяются все доходы, подлежащие обложению подоходным налогом;
  2. Для каждого вида дохода уточняется ставка налога согласно ст. 224 НК РФ;
  3. Исчисляется налоговая база по НДФЛ за налоговый период. При этом нужно помнить, что для расчета НДФЛ при применении нескольких налоговых ставок исчисление налоговой базы производится отдельно по каждому виду доходов. Также налоговая база по доходам от долевого участия высчитывается отдельно от налоговой базы по всем остальным доходам, к которым применима ставка 13%, с учетом требований ст. 275 НК РФ.

Рассмотрим пример. Заработная плата сотрудника компании Лобовой С.В. составляет 36 000 руб. в месяц. У нее есть дочь в возрасте 12 лет, в связи с чем Лобовой С.В. предоставляется стандартный вычет на ребенка в размере 1 400 руб. в месяц. Кроме того, в апреле ей была дополнительно выплачена премия – 12 000 руб. Определим сумму НДФЛ, удерживаемую из доходов за апрель месяц.

Налоговая база по НДФЛ за январь-апрель составит: 36 000 руб. * 4 мес. + 12 000 руб. – (1400 руб. * 4 мес.) = 150 400 руб.

Сумма НДФЛ за январь-апрель: 150 400 руб. * 13% = 19 552 руб.

НДФЛ, удержанный из доходов сотрудника за январь-март: (36 000 руб. * 3 мес. – (1400 руб. * 3 мес.)) * 13% = 13 494 руб.

НДФЛ, удерживаемый с доходов за апрель: 19 552 руб. – 13 494 руб. = 6 058 руб.

Рассмотрим еще один пример. Сумма заработной платы товароведа Масловой О.Д. составила 58 000 руб. Ей предоставляется стандартный вычет на единственного ребенка 5 лет на основании заявления.

Налоговая база составляет: 58 000 – 1 400 = 56 600 руб.

Сумма НДФЛ: 56 600 * 13% = 7 358 руб.

Рассмотрим еще один пример. Заработная плата крупного руководителя компании Ильиной У.К. составляет 800 000 руб. в месяц. Оснований для предоставления ему вычетов нет. По итогам 7 месяцев 2021 г. ее совокупный доход превысит 5 млн. руб. Определим сумму НДФЛ, удерживаемую из доходов за июль.

Налоговая база по НДФЛ за январь-июль составит: 800 000 руб. * 7 мес. = 5 600 000 руб.

Сумма НДФЛ за январь-июль: 650 000 руб. + (5 600 000 руб. – 5 000 000 руб.) * 15% = 740 000 руб. (650 000 руб. – это НДФЛ, исчисленный с лимита в 5 млн. руб. по ставке 13%)

НДФЛ, удержанный из доходов за январь-июнь: (800 000 руб. * 6 мес.) * 13% = 624 000 руб.


НДФЛ, удерживаемый с доходов за июль: 740 000 руб. – 624 000 руб. = 116 000 руб.

Порядок уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и работающих на основании патента не только у физических лиц (как было до 2015 г.), но и в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет).

НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей уплачивается за период действия патента в размере 1 200 руб. в месяц, с индексацией платежа на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.2014 № 368-ФЗ).

В случае, когда налоговый агент перечислил налог с опозданием, он обязан заплатить пени по НДФЛ за каждый календарный день просрочки. Первым днем просрочки считается дата, следующая за днем, когда работодатель должен был перечислить (на не перечислил) налог. Последним днем просрочки считается дата перечисления налога.

Размер пеней зависит от действующей ставки рефинансирования Центробанка. Налоговые агенты — физические лица (в том числе предприниматели) должны платить пени за каждый день просрочки в сумме одной трехсотой ставки рефинансирования, умноженной на сумму недоимки по НДФЛ.

Для налоговых агентов-организаций установлены следующие правила. Если просрочка не превышает 30 календарных дней, сумма пеней за каждый календарный день просрочки составляет одну трехсотую ставки рефинансирования, умноженную на величину недоимки по НДФЛ. Если просрочка превышает 30 календарных дней, пени складываются из двух частей. Первая часть равна одной трехсотой ставки рефинансирования, умноженной на величину недоимки по НДФЛ, за каждый календарный день просрочки, начиная с 1-го и заканчивая 30-м (включительно). Вторая часть равна одной стопятидесятой ставки рефинансирования, умноженной на величину недоимки по НДФЛ, за каждый день просрочки, начиная с 31-го.

Добавим, что пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый календарный день просрочки должны платить и те физические лица, которые сами перечисляют НДФЛ со своих доходов.


2.3. Перспективные направления реформирования налогообложения

Основные проблемы развития налога на доходы физических лиц, которые влияют на благосостояние граждан:

  1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.
  2. Низкий уровень доходов страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.
  3. Применяемые вычеты по налогу на доходы физических лиц. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция — регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.
  4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100 %-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.
  5. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно налог на доходы физических лиц в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по налогу на доходы физических лиц. В настоящий момент в России действует 13 %-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ, был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения — это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.

Таким образом, можно сделать вывод, что обозначенные тенденции изменения налога на доходы физических лиц направлены на усиление фискальной роли налога в условиях необходимости финансирования растущих государственных расходов, содействие экономическому росту с учетом прогнозируемых кризисных явлений в экономике, а также на стимулирование социально значимых расходов физических лиц. Освобождение от налогообложения отдельных видов доходов, а также увеличение размеров и расширение возможностей использования налоговых вычетов в определенной степени способствуют повышению социальной роли налога, однако, ни в предыдущие периоды, ни в ближайшие годы не планируется принятие мер, направленных на реализацию важной для налога на доходы физических лиц функции распределения национального дохода и сглаживания социального неравенства [14].


Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг.» (утв. Минфином России), к мерам налоговой политики, касающихся налога на доходы физических лиц, относятся:

1. Сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев;

2. Уравнивание налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации аналогично налоговой ставке в размере 13%, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации;

3. С учетом возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц помимо сокращения срока пребывания физического лица на территории Российской Федерации до 90 дней предлагается установить более гибкие критерии определения налогового резидентства физических лиц. Эти критерии предполагается применять в тех случаях, когда физическое лицо находится в стране меньше срока, необходимого для его признания налоговым резидентом Российской Федерации, но, тем не менее, центр его жизненных интересов находится в Российской Федерации. Подобный подход уже применяется в рамках двухсторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, когда в целях разрешения споров о резидентстве физических лиц применяются такие критерии, как наличие недвижимости, личных и экономических связей, место проживания (домициль), гражданство.

Таким образом, к уже существующим в российском законодательстве критериям будут введены дополнительные, характеризующие личные, социальные и экономические связи соответствующего лица, будет реализована концепция центра жизненных интересов при определении налогового резидентства физического лица.

Такая мера позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации. Одновременно, с учетом сокращения предельного срока пребывания в России, необходимого для признания физического лица налоговым резидентом со 183 до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев эта мера не затронет абсолютное большинство российских граждан, сроки пребывания которых за границей России гораздо меньше.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на доходы физических лиц – основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Работодатели обязаны удерживать и перечислять НДФЛ один раз по итогам каждого месяца. Делать это необходимо не позднее следующего дня после выплаты зарплаты (при окончательном расчёте дохода работника за месяц).

Удержанный с сотрудника НДФЛ работодатель должен перечислять в бюджет налогового органа.

Налоговый вычет – сумма, которая уменьшает размер дохода (налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог. В некоторых случаях под налоговым вычетом понимается возврат части ранее уплаченного налога на доходы физического лица (в связи с покупкой квартиры, расходами на лечение, обучение и др.). Правом на оформление налогового вычета обладают только те граждане Российской Федерации, которые уплачивают налог по ставке 13%.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено пять групп налоговых вычетов: стандартные, социальные, инвестиционные, профессиональные и налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами.

По сравнению с 2018 г. в 2019 г. произошло увеличение налоговых поступлений на 723,9  млрд. руб. или 7,7%, из них по налогу на прибыль организаций – на 253,6  млрд. руб., или 8,2%, составив 3358,1  млрд. руб., по налогу на доходы физических лиц – на 302,2 млрд. руб., или 8,3%, составив 3 955,2 млрд. руб.

Основные проблемы развития налога на доходы физических лиц, которые влияют на благосостояние граждан: достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога; низкий уровень доходов страны по сравнению с развитыми странами; применяемые вычеты по налогу на доходы физических лиц (проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция — регулирующая); система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует; и др.

К мерам налоговой политики, касающихся налога на доходы физических лиц, относятся: сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев; уравнивание налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации аналогично налоговой ставке в размере 13%, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации; с учетом возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц помимо сокращения срока пребывания физического лица на территории Российской Федерации до 90 дней предлагается установить более гибкие критерии определения налогового резидентства физических лиц.