Файл: Принцип мотивации учения (Теоретические аспекты изучения мотивации учения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность представленной работы заключается в том, что проблема мотивации учения занимает одно из центральных мест в педагогической психологии и педагогике, поскольку, никакое эффективное педагогическое взаимодействие с обучающимися невозможно без учета особенностей их мотивации.

В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии предложен ряд концепций мотивации, различающиеся не только теоретическими и терминологическими установками, но и тем, что в них служит объектом исследования.

Разработкой проблем мотивации в зарубежной психологии занимались различные школы. Из зарубежных концепций наиболее известны теории Р. Вудвортса, У. Макдауголла, В. Врума, Дж. Аткинсона и К. Берча, К. Левина, А. Маслоу, Г. Оллпорта, Х. Мюррея, Х. Хекхаузена, Д. Барбуто и Р. Сколла. Проблематика учебной мотивации получила мощное развитие, благодаря исследованиям в области мотивации достижения, по отношению которой учебная мотивация является частной областью, вариантом конкретной продуктивной достиженческой деятельности.

В отечественной психологии в разные годы проблеме мотивации учения были посвящены работы таких исследователей как Л.И. Божович, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Т.А. Матис, М.В. Матюхина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. В последние годы разработке проблемы мотивации достижения и, в частности, мотивации учебной деятельности посвящены исследовательские работы Т.О. Гордеевой и В.В. Мелетичева.

Основными направлениями разработки проблемы мотивации учения можно считать рассмотрение ее как предпосылки и условия эффективной учебной деятельности, итога организации и становления этой деятельности, а также результата становления личности в процессе обучения.

Современное общество характеризуется быстротой изменений, происходящих в различных его сферах. Большие не систематизированные потоки информации так или иначе влияют на сознание современного человека, роль виртуальной реальности все возрастает, эти и другие общественные явления приводят к разным последствиям как позитивным, так и негативным.

Еще Л.С. Выготский отмечал важность среды, в которой находится человек, рассматривая ее как источник развития личности. Д.И. Фельдштейн выделяет факторы, наблюдающиеся в современном обществе, влияющие не только на взрослого человека, но и на развивающуюся личность ребенка. Это «маркетизация – этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории, и маргинализация, источником которой являются неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничить активность и самостоятельность ребенка». Как следствие названных феноменов наблюдается повышенная агрессивность среди детей, подростков и молодежи, формирование зависимого поведения (экранная, компьютерная зависимости), проблемы в общении, увеличение эмоциональных нарушений, потребительское отношение и другие.


Наряду с данными проблемами проявляются и проблемы, связанные с обучением в школе. Плохая успеваемость, негативное отношение к учебе, нежелание познавать что-то новое все чаще отмечаются современными педагогами и психологами. Поэтому ученые обращают особое внимание на исследование мотивации учения школьников.

Цель исследования – рассмотреть особенности формирования мотивации учения.

Объект исследования – мотивы учения.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть мотивацию учения, как фактор успешности учебной деятельности;

2. Изучить значение формирования мотивации учебной деятельности школьников;

3. Охарактеризовать направления формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте.

В работе использованы следующие методы исследования: метод анализа научной литературы, метод синтеза информации, метод сопоставления данных.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

1.1 Мотивация учения, как фактор успешности учебной деятельности

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, и, безусловно, является важнейшим аспектом современного образования, поскольку в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса[1].

Исследования последних лет продемонстрировали недостаточность или неприемлемость использования традиционных тестов на интеллект для определения будущей успешности в учебной деятельности[2]. А. Анастази и С Урбина утверждают, что «имеет место растущее признание роли мотивации учащихся в школьном обучении»[3].


Р. Стернберг, изучавший возможности предсказания будущей успешности в деятельности разного рода (в частности, учебной), с помощью тестов интеллекта, утверждает, что уровень мотивации является лучшей предпосылкой успешности, чем интеллект. Он пишет: «Причина, почему мотивация столь важна, заключается в том, что люди в рамках данной среды – например, класса – обычно проявляют достаточно малый диапазон способностей по сравнению с диапазоном мотивации. Таким образом, мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми, живущими в данной среде»[4].

По мнению Т.О. Гордеевой, успешное выполнение любой деятельности требует не только развитых способностей, но и таких важных мотивационных характеристик, как интерес к выполняемому делу и вера в свои способности достичь определенного результата. «Простое владение знаниями не обеспечивает их автоматическое использование в различных жизненных ситуациях. Люди с одним и тем же интеллектуальными способностями могут существенно различаться по тому, насколько способными они себя считают перед лицом преодоления встающих перед ними задач, и это находит отражение в результатах их деятельности»[5].

Анализ литературных источников по проблеме мотивации, позволяет отметить, что мнения авторов относительно определения мотива расходятся даже в определении сущности понятия мотива. Этим термином обозначают инстинктивные импульсы, потребности, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели и идеалы и т. д., называемые в некоторых работах мотивационными переменными или компонентами. Мотивация же рассматривается как многоуровневое, многокомпонентное, иерархическое, динамическое образование. Однако, для большинства авторов характерно единство по двум основным положениям: во-первых, понимание потребностного характера мотивов и во-вторых наделение мотивов побуждающей силой[6].

Под мотивами учения предлагается понимать осознанные побуждения к постановке целей данной деятельности, действиям, поступкам и деятельности по достижению этих целей. Совокупность мотивов учебной деятельности в их взаимообусловленности и иерархической зависимости рассматривается как мотивация учения. Мотивация учения, так же как и мотивация любой деятельности, не является статистическим образованием, а имеет функциональную динамику по всему ходу осуществления деятельности[7].


Принято выделять внешние и внутренние мотивы, в зависимости от отношения мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (удовлетворяется познавательная потребность), то это внутренняя мотивация. Если значимы другие потребности – это внешняя мотивация. В качестве внешних мотивов можно рассматривать наказание и награду, угрозу и требование, материальную выгоду, групповое давление, и т. д. «Все они являются внешними по отношению к непосредственной цели учения. Знания, умения, навыки служат в этом случае лишь средством для достижения других основных целей. Сама цель – учение – может быть безразличной или даже отталкивающей. Внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения: процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, учеба ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания) и отрицательными (мотивы избегания, защиты)»[8].

В качестве внутренних мотивов рассматривают те, которые побуждают человека к учению как к цели (саморазвитие в процессе учения; деятельность вместе с другими и для других; познание нового и т. д.). Устойчивое преобладание положительной внутренней и внешней мотивации в значительной степени предопределяет успешность учебной деятельности. В последние годы многие авторитетные психологи и педагоги высказываются за необходимость целенаправленного изучения и формирования мотивации учения. обращая внимание на сложность и трудоемкость данной деятельности.

В некоторых источниках эта деятельность определяется как принцип мотивационного обеспечения учебного процесса. То есть, несмотря на большой объем исследований в этой области, проблема мотивации учения продолжает оставаться актуальной и исследования в этой области востребованы и теорией, и практикой.

Кроме того, следует особо обратить внимание на то, что подавляющее большинство научных исследований отечественных педагогов и психологов в этой области относится к советскому периоду развития системы образования и воспитания. Кроме того, как правило, такие исследования проводились на выборках учащихся массовых общеобразовательных школ. Отдельных же исследований, посвященных проблеме мотивации учения обучающихся в школах других видов (коррекционных, специализированных и др.), в настоящее время крайне мало, в связи с чем практически отсутствуют специальные психолого-педагогические программы, направленные на формирование устойчивой учебной мотивации обучающихся в таких школах, в то время как их количество с каждым годом растет.


Мотивационная основа учебной деятельности включает следующие элементы: сосредоточение внимания обучающегося на учебной ситуации; осознание смысла предстоящей деятельности и выбор мотива, а также целеполагание, стремление к осуществлению учебных действий и достижению успеха с осознанием уверенности в правильности своих действий. Важнейшей составляющей в мотивации учения является также самооценка процесса и результатов деятельности, самоодобрение, самоубеждение и самоанализ обучающегося.

Мотивы учебной деятельности определяются как направленность обучающегося на достижение целей собственного развития, в том числе – на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов, влияющих на успешность (эффективность) учебной деятельности, например, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, организацией учебного процесса, личностными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими обучающимися и т.д.), личностными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к обучающемуся, к делу, спецификой учебной дисциплины.

Познавательные мотивы направлены на содержание учебной дисциплины. К ним относятся широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний; мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

Социальные мотивы направлены на другого человека в ходе учебного процесса и включают широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения; узкие социальные мотивы – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение); мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

Внутренние мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью (например, удовлетворение познавательной потребности и усвоение знаний в процессе учения).

Внешние – мотивы, которые побуждают обучающегося к данной деятельности. Они могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные. В учебной и учебно-профессиональной деятельности действуют одновременно и внешние и внутренние мотивы.