Файл: Принцип мотивации учения (Теоретические аспекты изучения мотивации учения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
1.1 Мотивация учения, как фактор успешности учебной деятельности
1.2 Значение формирования мотивации учебной деятельности школьников
2. НАПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте
2.2 Мотивация обучения в младшем школьном возрасте на примере обучения музыке
− при формировании устойчивой положительной мотивации учения необходимо учитывать интересы и цели родителей;
− большинство родителей не рассматривают обучение в музыкальной школе как начальный этап дальнейшей профессионализации, что связано с доминированием у них мотивов престижа;
− репертуар, будучи непосредственно связанным с содержанием процесса обучения в музыкальной школе, имеет прямую связь с интересом ребенка и его желанием учиться;
− регламентированные занятия (45 минут) для учащихся младших классов должны проходить с опорой на ведущую деятельность данного возрастного периода – игру;
− наблюдаемое снижение интереса учащихся к своему инструменту (фортепиано) не снижает интереса к музыкальному искусству вообще, выраженному в желании освоить второй инструмент, что должно быть использовано в фортепианной педагогике как средство, способствующее поднятию интереса к своей специальности;
− ситуация выбора элементов содержания учебного процесса (изучаемый репертуар, порядок работы над произведениями на уроке и т. д.) позитивно влияет на мотивацию учения;
− существующие программы обучения музыке не учитывают изменившуюся объективную ситуацию в музыкальном образовании, определяемую потребностями детей и их родителей.
Далее были сформированы две группы испытуемых – контрольная (135 человек) и экспериментальная (136 человек).
По созданным нами авторским программам (основной и адаптированной) работали учащиеся экспериментальной группы. Было выдвинуто предположение, что содержание программ способствует оптимальному развитию мотивации учеников, ориентированных как на общеэстетическое обучение, так и, возможно, на профессиональное.
При разработке методических средств, направленных на формирование положительной устойчивой мотивации, мы учитывали специфику начального этапа обучения игре на фортепиано. Сенситивным периодом начала обучения игре на фортепиано является дошкольный – младший школьный возраст, характеризующийся соответствующими ведущими видами деятельности.
Наличие «донотного периода» предполагает первичную выработку того или иного навыка (слухового, двигательного), лишь в дальнейшем подкрепленную знаниевым компонентом.
Комплекс освоенных знаний, умений и навыков фортепианной игры является фундаментом для дальнейшего становления музыканта, независимо от выбранной области профессиональной деятельности – исполнительской, теоретической, композиторской, дирижерской.
Эффективность обучения музыке зависит от организации систематических самостоятельных домашних занятий, во многом определяемых мотивацией. Форма индивидуальных занятий по специальности (фортепиано) позволяет педагогу использовать методы организации, стимуляции и развития потенциала учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, а также требует особого, индивидуального подхода к критериям оценки.
Конкретными методами и средствами формирования положительной устойчивой мотивации, внедренными нами в учебный процесс экспериментальной группы, явились следующие:
− игра «Музыкальное лото» (составление и дальнейшее исполнение музыкального произведения из отдельных фрагментов, заготовленных на карточках). Применение игровых методов (сюжетно-ролевая игра, игра по правилам), чем и является игра на музыкальном инструменте, не только соответствует ведущей деятельности учащихся младших классов (5–9 лет), но и стимулирует творческие способности, является возможностью проявления и утверждения личностной позиции ребенка; − игровые ситуации с применением игрушек (возможность необходимых многократных повторов и идентификации вариантов своих удачных и неудачных исполнений с тем или иным игровым персонажем). Начальное обучение в музыкальной школе для многих детей является началом обучения вообще (смена статуса). В этом случае именно при непосредственном участии музыкального инструмента совершается важный в развитии ребенка переход от игровой деятельности, характеризующей дошкольный возраст, к учебной, с ее возрастающей ролью в младшем школьном возрасте;
− применение формы работы в малой группе (присутствие и возможность «занятий» старших учащихся с младшими, закрепление и демонстрация успешно усвоенного навыка в условиях класса). Групповые методы работы в условиях занятий по специальности позволяют удовлетворить потребность ребенка в общении, самоутверждении, способствуют формированию самооценки;
− фрагментарное использование в процессе обучения синтезатора как демократичного инструмента, позволяющего не только создавать новые звучания, минуя сложные технологические моменты оперирования, актуализировать себя, но и воплощать звучание изучаемых произведений в соответствии с эпохой их создания;
− педагогический показ (целостное исполнение произведения) на всех этапах работы над произведением с использованием аудиозаписи в различных интерпретациях как постоянно существующего наглядного эталона конечной цели работы над каждым элементом музыкальной ткани;
− создание ситуации выбора, направленной на достижение соответствия учебно-образовательной среды целям обучения, с учетом мнения родителей учащихся по таким параметрам, как выбор порядка работы над произведениями во время урока; выбор произведений для изучения из числа предложенных педагогом; возможность включения в изучаемый репертуар «неклассических» произведений, предлагаемых самим учащимся; выбор направления в обучении, соответствующего целям учащихся, их возможной дальнейшей профессионализации или общеэстетическому развитию. Разработанные и внедренные авторские программы (основная и адаптированная) предполагают дифференциацию целей и задач образовательного процесса в соответствии с возможностями и потенциалом учащихся, потребностями детей и их родителей, их ориентацией на конечный результат обучения, а главное – на формирование внутренней положительной мотивации учения у всего контингента обучающихся в музыкальной школе. Репертуар по классам, составленный по принципу усложнения технических и художественных задач, позволяет учащимся, обучающимся по основной программе, оптимально развить профессионально важные качества, необходимые для дальнейшего обучения в музыкальном училище (колледже). Адаптированная программа учитывает интересы и возможности учащихся, имеющих более скромные данные и преследующих иные цели обучения.
В свою очередь, возможность развиваться в соответствии с индивидуальными темпами, уровнем и потенциалом не только способствует повышению интереса к обучению в музыкальной школе, но и влияет на самооценку, модифицируя ее из заниженной в адекватную.
Принимая во внимание количество детей, обучающихся в музыкальных школах, следует заметить, что массовая профессионализация не будет востребованной в условиях современного рынка труда. А потому важно, учитывая пожелания родителей и потенциал учащихся, своевременно выявлять детей, способных развивать профессионально важные качества в соответствии с требованиями возможной дальнейшей профессионализации. Данные контрольной и экспериментальной групп, полученные в результате формирующего этапа исследования, позволили констатировать следующее.
Показатели учащихся экспериментальной группы (136 человек) свидетельствуют о положительной динамике мотивации учения. Отметим, что дети, считающиеся «слабыми», могут не только заниматься «удовлетворительно», но и развивать свои сильные стороны с более высоким результатом.
Показатели учащихся контрольной группы (135 человек) имеют отрицательную динамику, свидетельствующую о снижении интереса к обучению музыке и выбранной специальности. Имея практически равные показатели на констатирующем этапе исследования, контрольная и экспериментальная группы на момент окончания формирующего этапа продемонстрировали полярную направленность интереса к обучению в музыкальной школе. Использование математических методов статистической обработки показало эффективность разработанных нами методов и средств воздействия на формирование положительной устойчивой мотивации учения в условиях музыкальной школы (имеются значимые различия этих двух групп испытуемых по t-критерию Стьюдента).
Таким образом, в исследовании были выявлены основные психолого-педагогические условия, эффективно воздействующие на формирование мотивации учения в процессе начального этапа обучения игре на фортепиано: необходимость учета дифференцированных целей обучения, создание ситуации выбора в структурном и содержательном компонентах занятия, использование в ходе индивидуальных занятий методов и форм работы в малой группе, применение современных ТСО, учет возрастных психологических характеристик учащихся, систематическое использование творческих методов на протяжении всего периода обучения. Необходимость мотивационного сопровождения начального этапа обучения музыке подтверждают результаты исследования, а разработанные и апробированные программы, учитывающие указанные выше условия, показали свою эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поступая в школу, дети еще не знают, как правильно себя вести. Резкие окрики или замечания учителя приводят ребенка в замешательство. Учитель начальных классов никогда не должен забывать о том, что дети при поступлении в школу попадают в новую для них среду.
Для лучшей адаптации к ней необходимо применять игровые формы и методы работы. Благодаря игровой деятельности первоклассники постепенно адаптируются, привыкают к новым условиям, учатся взаимодействовать между собой. Мотив игры побуждает ребенка идти в школу, получать новые знания.
Также, для формирования положительной мотивации у первоклассников, учителю необходимо с первых дней попытаться объединить детей с помощью совместной деятельности. Это позволит не только сплотить детский коллектив, но и повысить мотивацию к учению.
Для определения эмоционального настроя на обучение требуется в индивидуальном порядке провести беседы с каждым ребенком. Однако не следует забывать и о родителях. Как бы они не были заняты работой, классному руководителю необходимо постараться провести беседы с родителями для повышения уровня мотивации к учению у первоклассников.
Формирование положительной мотивации к учению у первоклассников – это первооснова обучения ребенка в школе. Чем раньше будет сформирована положительная мотивация, тем интереснее и продуктивнее будет обучение ребенка в школе.
К концу 1-го класса (а иногда раньше) у большинства учащихся внутренняя позиция школьника оказывается реализованной, и на ее месте по мере вхождения в школьную жизнь и освоения учебной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает следующие группы мотивов.
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом:
1) мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений);
2) мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждают стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).
II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1) широкие социальные мотивы:
а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.;
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
2) узколичные мотивы:
а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);
б) мотивы престижа (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);
3) отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2011.
- Бухарова А.В. Воспитание мотивации учения как педагогическая проблема // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 3.
- Вершинина Н.В. Мотивация младших школьников к учению // Альманах мировой науки. – 2015. – №4.
- Жакупова Г.С., Сапарова Б.С. Мотивация учения в школьном возрасте // Вестник Ошского государственного университета. – 2010. – № 3.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб. : Питер, 2013.
- Каـрпова Е. В. Структура и генезис мотиваـционной сферы личности в учебной деятельности. – Ярослаـвль, 2014.
- Козырева Е.В. Формироваـние мотиваـции учения // Ярослаـвский педаـгогический вестник. – 2012. – № 16.
- Мотиваـция учения и педаـгогической деятельности: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Мелетичева В.В. – СПб.: СПб АـППО, 2011.
- Мураـдова В.И. Мотиваـция учения млаـдших школьников // Инноваـционнаـя наـукаـ. – 2016. – №1.
- Нигмаـтуллина Г.Г. Мотиваـция учения – основное условие успешного обучения // Инноваـционные мехаـнизмы решения проблем наـучного раـзвития. – 2016. – № 3.
- Современнаـя психология мотиваـции / Под ред. Д.Аـ. Леонтьеваـ. – М.: Смысл, 2012.
- Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
- Троицкаـя Г.Ю. Мотиваـция учения, каـк фаـктор успешности учебной деятельности // Приоритетные наـпраـвления раـзвития наـуки и обраـзоваـния. – 2015. – №6.
- Фельдштейн Д.И. Психолого-педаـгогические проблемы построения новой школы в условиях знаـчимых изменений ребенка и ситуаـции его раـзвития // Вестник праـктической психологии обраـзоваـния. – 2010. – № 2.
- Хекхаـузен Х. Психология мотиваـции достижения. – СПб.: Проспект, 2010.