Файл: Занятие для обучающихся 89х классов по теме День учителя региональный компонент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(духовная семинария)
4. Загадка:
Дашь попить — станет говорить.
Какая водица только для грамотного годится? (чернила)
5. Продолжите пословицу: грамоте учиться - (всегда пригодится)
6. Как называлось общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии? (прогимназия)
7. В какой школе в воскресный день проводят занятия для детей, где в доступной форме рассказываются основы христианской веры? (воскресная школа).
8. Что такое цинга? (болезнь, недостаток витамина С в организме)
9. Продолжите пословицу: ума нет, считай… (калека)
10. Загадка:
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я - школьный ... (ранец)
11. Продолжите пословицу: ученье - свет… (а неученье - тьма)
12. Кто автор строк: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность»?
А) А. П. Чехов Б) В. Г. Белинский В) Платон
13. Продолжите пословицу: ученого учить – только… (портить).
14. Загадка: Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья (пятерка).
Учитель:
-Молодцы, хорошо справились с заданиями. А теперь – работа по карточкам.
Работа в группах (с дидактическими карточками). Группам предлагаются задания ситуативного характера. Членам отвечающей группы предлагается посовещаться в течение 1 минуты и ответить на вопрос.
Группе «Историки»
Реформы 1860-х гг. дали толчок для приобщения к образованию широких слоев населения. Однако в Сибири в это время остро ощущалась нехватка образовательных учреждений. На всю Енисейскую губернию к началу 1880-х гг. насчитывалось всего лишь 59 учебных заведений, в которых обучалось 2 687 учеников. Одна школа приходилась более чем на 7000 жителей губернии. Основным типом учебных заведений в губернии долгое время оставались 2-годичные приходские училища. Это был отсталый тип учебных заведений, не отвечавший потребностям в подготовке грамотных кадров для губернского хозяйства и культуры, т. к. давал лишь начальное образование. Неполное среднее образование можно было получить в 6-классных училищах Красноярска, Ачинска, Енисейска. Но их выпускники не имели возможности продолжить образование кроме как в технических и ремесленных училищах. В начале 1860-х гг. в губернии не существовало учебных заведений, дававших полное среднее образование. Попытку восполнить этот недостаток в 1864 г. предпринял известный сибирский общественный деятель С. С. Шашков, открыв в Красноярске класс для мальчиков и девочек, обучение в котором шло по программе гимназии. Но доступ в этот класс был возможен лишь для ограниченного круга людей. 1 февраля 1868 г. в Красноярске открылась мужская гимназия. Состав учеников комплектовался главным образом из детей дворян, чиновников и купцов. В 1876 г. состоялся 1-ый выпуск: из 70-ти поступивших к выпускным экзаменам дошло 6 учеников, а выдержали их и получили аттестаты только трое. За 25 лет гимназию окончили всего лишь 144 ученика. Существование гимназий осложнялось многочисленными трудностями: отсутствовали библиотеки, не хватало учебной литературы, не были оборудованы кабинеты, плохо держались педкадры. Половина преподавательских должностей в гимназиях оставались вакантными, занятия нередко вели преподаватели, не имевшие специального образования.

Вопрос: С какими социальными проблемами сталкивались, на ваш взгляд, жители Енисейской губернии в XIX в? Предположите, какие действия нужны были со стороны власти, чтобы более качественно развивалось образование в губернии.
Группе «Этнографы»
Задачу подготовки педагогических кадров для начальных заведений выполняла Красноярская учительская семинария с 3-годичным курсом обучения, открывшаяся в 1873 г. Условия приема были рассчитаны на выходцев из низших слоев общества: в нее принимались юноши от 16 до 22 лет, окончившие 2-классные училища. Выпускники семинарии были обязаны отработать в школе 4 года, а кто не отрабатывал, должны были выплачивать денежную сумму в размере затрат на обучение. Семинария готовила учителей для сельских училищ. С ней была тесно связана деятельность ее первого директора Ивана Тимофеевича Савенкова, внесшего огромный вклад в подготовку учительских кадров Сибири. Его книга «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим сельским учителям и учительницам о главнейших обязанностях народного учителя» (1892) стала одним из первых в истории народного образования Сибири примеров разработки основ профессиональной этики педагогов. В 1908 г. в Красноярске по решению думы было объявлено о введении всеобщего начального образования. Это произошло благодаря поддержке образования городской общественностью, по инициативе которой еще в 1884 г. было создано Общество попечения о начальном образовании. Его цель - материальное улучшение приходских училищ и оказание помощи в продолжении образования наиболее способным ученикам. Одним из организаторов Общества и его руководителем на протяжении целой четверти века являлся Н. А. Шепетковский. Подобные общества вскоре возникли в Енисейске (1884) и Минусинске (1887). Благодаря активному вниманию общественности к вопросам образования произошли позитивные перемены и в организации учебно-воспитательного процесса: наметился переход от дисциплинарных наказаний к мерам по предупреждению проступков учащихся, стало больше уделяться внимания развитию творческой активности учеников. Гласность в освещении школьных проблем приводила к открытости в работе школы, участию в ней родительских комитетов. С января 1916 г. в Красноярске начал выходить педагогический журнал «Сибирская школа» под редакцией заведующего железнодорожной школой Красноярска Г. И. Итыгина. Журнал знакомил учителей с новейшими методами обучения и воспитания, освещая проблемы сибирской школы.



Вопрос: Какие позитивные перемены, по-вашему, произошли в конце ХIХ - начале ХХ вв. в организации образовательного процесса в Енисейской губернии? Если бы существовала возможность оказаться в прошлом, то хотелось ли бы вам обучаться в сибирской школе начала ХХ века? Почему?
Рефлексия.
Учащимся предлагается продолжить фразы:
А) Для меня образование в Красноярском крае – это возможность…
Б) После окончания школы я планирую (не планирую) жить и работать в Красноярье потому, что…

Учащиеся высказывают свои мнения.

Критерии оценивания1:

Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

В методической разработке учтены:

Критерий оценивания

Баллы

Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

1

Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия

1

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:

1

- сценария

1

- интерактивных заданий для школьников

0

- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

0

- видеоролика

0

- методического описания

1

- презентации в формате ppt, pdf

1

Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

1

Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся

1

Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными)

1

Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна

1

Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

1


Интерпретация результатов:

0–4 балла

Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки

5–9 баллов

Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям

10–14 баллов

Разработанный региональный компонент выполнен
на должном дидактическом и методическом уровне




1 Критерии оценивания являются едиными для выполненных практических работ по темам 2.2–2.6.