Файл: КТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Основные характеристики торгового ассортимента
1.2 Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
1.3 Методика анализа структуры торгового ассортимента
2 АНАЛИ З СТРУКТУР Ы ТОРГОВОГ О АССОРТИМЕНТ А ОО О «ПРОФХОЛ ОД»
2.1 Организационноэкономическа я характеристик а организац ии
2.2 Анали з структур ы торговог о ассортимент а ОО О «ПрофХол од»
2.3 Направления оптимизации структуры торгового ассортимента в ООО «ПрофХолод»
Это т показател ь можн о назват ь условн ым, есл и учес ть, чт о в о многи х магазина х с товарны м ассортименто м в нескольк о тыся ч едини ц част о прост о невозможн о проверит ь количеств о отсутствующи х товаро в [13].
Ещ ё одни м показателе м ассортимент а являетс я ег о дли на. В связ и с т ем, чт о мест о н а полка х магазин а ограниче но, всегд а необходим о поддерживат ь оптимально е количеств о това ра. Ассортимен т считаетс я коротк им, есл и пр и добавлени и новы х товарны х едини ц прибыл ь увеличивает ся. Ассортимен т считаетс я слишко м длинн ым, есл и пр и удалени и товарны х един иц, прибыл ь увеличивает ся.
Д о си х по р не т стандарт ов, которы е б ы регламентировал и показател и ассортимент а (кром е показател я устойчивос ти) , т. е. показател и н е отража ют, наскольк о успеше н ассортиме нт, а тольк о характеризуе т ег о фактическу ю структу ру. Поэтом у пр и формировани и ассортимент а част о используетс я опы т други х компани й [3].
Структур а ассортимент а являетс я соотношение м вид ов, груп п и разновидност ей, а такж е подгруп п товар ов, составляющи х ассортимен т магази на. Структур а характеризуетс я показателям и глуби ны, а такж е широ ты. Он а имее т определяюще е значени е в процесс е организаци и ег о формировани я в какомт о определённо м магази не.
Существую т дв а поняти я макр о и микроструктур ы ассортимент а товаро в ка к н а предприят ии, та к и в магази не.
Макроструктур а являетс я соотношение м межд у группам и товаро в непосредственн о в обще м ассортимен те. Микроструктур а являетс я соотношение м вид ов, а такж е разновидносте й в каждо й товарно й груп пе.
Дл я поддержани я ассортимент а продукци и в соответстви и с о спросо м населени я важну ю рол ь играю т таки е понят ия, ка к стабильност ь ассортимент а товаро в в магазин е и ег о полно та.
Полнот а ассортимент а являетс я соответствие м фактическог о наличи я продукци и в магази не, которы й утверждё н согласн о ассортиментном у переч ню.
Полнот а ассортимент а товаро в характеризуетс я коэффициенто м полнот ы и рассчитываетс я п о форму ле:
К п = Рф/Рн, (2)
гд е Кп коэффициен т полнот ы ассортимент а магазин а н а конкретну ю да ту;
Рф фактическо е количеств о разновидносте й товаро в в момен т провер ки;
Рн количеств о разновидносте й товар ов, которо е предусмотрен о обязательны м ассортиментны м перечн ем.
Дл я наиболе е объективно й оценк и товарног о ассортимент а ег о полнот у необходим о определят ь з а отдельны е период ы н а основ е данн ых, полученны х з а нескольк о проверо к ассортимент а магази на. Дл я этог о рассчитываю т коэффициен т устойчивост и ассортимент а п о следующе й форму ле:
Кус т = Р 1 + Р 2 + Р з +.. . + Рn/ Рн*n, (3)
гд е Куст коэффициен т устойчивост и ассортимент а товаро в в магазин е з а перио д (мес яц, кварт ал, г од);
Р1, Р2, Рз, Рn фактическо е количеств о разновидносте й товаро в в момен т отдельны х провер ок;
Рн эт о количеств о разновидносте й товар ов, предусмотренно е ассортиментны м перечн ем;
п количеств о провер ок.
Таки м образ ом, устойчивост ь ил и подругом у стабильност ь ассортимент а являетс я бесперебойны м наличие м в продаж е товаро в п о и х разновидност ям, а такж е п о и х вид ам, которы е был и заявлен ы в ассортиментно м переч не.
Обновляемост ь ассортимент а представляе т собо й пополнени е ассортимент а новейшим и видам и продукци и в соответстви и с ассортиментно й политико й фир мы. Обновлени е торговог о ассортимент а магазин а должн о быт ь д о 10% в г од.
Особо е мест о сред и показател ей, которы е характеризую т состояни е ассортимен та, занимае т показател ь ег о рентабельнос ти.
Рентабельност ь торговог о ассортимент а являетс я ассортиментны м набор ом, обеспечивающи й в свое й совокупност и получени е хозяйствующи м субъекта м заране е запланированног о размер а чисто й прибы ли, а именн о определённог о превышени я доходо в на д расходам и п о реализаци и товаро в и налоговым и и неналоговым и платежа ми.
Следуе т заметит ь то т фа кт, чт о положительна я оценк а состояни я ассортимент а предприяти я ил и магазин а п о все м вышеописанны м показателя м обеспечивае т в о много м с экономическо й сторон ы целесообразну ю коммерческу ю деятельност ь предприяти я н а рознично м рын ке.
Н а показате ли, характеризующи е ассортимен т определённог о предприяти я либ о магазин а оказываю т влияни е множеств о фактор ов.
Изучени е влияни я вышеперечисленны х факторо в осуществляетс я в процесс е исследовани я рынк а специалистамимаркетолога ми, а такж е специалистам и коммерческог о отдел а торгово й фир мы. Вс е фактор ы принят о разделят ь н а общи е специфическ ие.
Общи е фактор ы н е завися т о т определённы х услови й деятельност и фир мы. Общи е фактор ы делятс я на:
1) социальн ые. В и х числ о входя т социальны й соста в населен ия, уровен ь культу ры, социально е обеспечени е населен ия, характе р трудово й деятельнос ти;
2) экономическ ие. В и х числ о входя т развити е производств а товар ов, уровен ь доходо в населени я и источник и и х образован ия, развити е экономик и район а деятельнос ти, цен а н а товар ы и друг ое;
3) демографическ ий. В и х числ о входя т половозрастно й сост ав, количеств о и структур а сем ей, профессиональны й соста в населени я и друг ое;
4) национальнобытов ые. В и х числ о входя т национальны й соста в населен ия, традиц ии, нрав ы и обыч аи;
5) природноклиматическ ие. В и х числ о входя т географическо е расположени е (горо да, сё ла) , клим ат, природны е ресурс ы и друг ое.
Специфически е фактор ы отражаю т конкретны е услови я работ ы фирм ы [11].
Учитываемы е пр и определени и широт ы ассортимен та:
1) рол ь данног о магазин а в систем е торговог о обслуживан ия;
2) наличи е други х магазино в в зон е деятельност и и и х специализац ия;
3) ти п и мощност ь фир мы;
4) характеристик а сегмент ов;
5) транспортны е свя зи.
Учитываемы е пр и определени и глубин ы ассортимен та:
1) уровен ь доходо в п о сегмент ам;
2) специфик а спрос а внутр и сегмент ов;
3) разме р торгово й площад и и характеристи ки, параметр ы оборудован ия.
Такж е оказывае т сво ё влияни е и тако й факт ор, ка к спр ос. Н о дл я нача ла, коммерческом у аппарат у необходим о определить ся, н а каки х сегмента х буде т работат ь эт а организаци я торгов ли. Така я работ а проводитс я специалистам и маркетинговог о отде ла, а такж е специалистам и коммерсантам и в процесс е маркетинговог о исследовани я н а основ е результато в комплексног о исследовани я розничны х предприяти й определённог о регион а [10].
Именн о поэтом у необходим о пр и формировани и ассортимент а товаро в н а рознично м рынк е обладат ь достоверно й информацие й о структур е спро са, ег о объё ме, динамик е ег о развит ия, особенностя х и характер е спрос а н а отдельны е товар ы и у различны х контингенто в покупател ей.
Такж е необходи м периодически й мониторин г сред ы деятельност и предприят ия, а такж е ег о организаци и торгов ли. Эт о нужн о дл я то го, чтоб ы своевременн о можн о был о внест и изменени я либ о какиет о корректив ы в процес с формировани я ассортимент а определённог о предприяти я ил и рознично го, либ о оптовог о магази на.
1.3 Методика анализа структуры торгового ассортимента
Структура количественно е соотношени е товарны х гру пп, подгру пп, видо в и разновидносте й товаро в в товарооборо те. Эт о соотношени е регулярн о подвергаетс я пересмотр у н а основ е результато в изучени я потребност ей, покупательског о спро са, деятельност и конкуренто в [7].
АВС-анали з ассортимент а – эт о оди н и з ключевы х анализ ов, которы й распределяе т ассортимен т любог о предприят ия, занимающегос я торговл ей, ранжиру я ег о п о степен и важност и дл я прод аж.
В основ е АВС-анализ а ассортимент а лежи т принци п Паре то, пр и которо м 20% ассортимент а принося т 80% доход а организац ии, а оставшиес я 80% даю т лиш ь пяту ю част ь прод аж.