Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы налоговой политики России
Возникновение и исторические аспекты развития налоговой системы
1.3 Основные принципы построения налоговой системы России, структура и механизм
2 Анализ системы налогообложения в России
2.1 Оценка налоговой системы и эффективности ее функционирования
2.2 Сравнительный анализ зарубежной системы налогообложения
3 Проблемы налоговой политики России и пути ее совершенствования
В таблице 2.4 заметно, что самые высокие ставки НДС в Венгрии (27%). Второе место делят Хорватия, Норвегия и Дания (25%). Третье место занимают Румыния и Финляндия (24%).
Самая низкая ставка НДС в Люксембурге (15%).
Очевидным является тот факт, что в мире самые высокие ставки НДС имеют страны, в которых уровень жизни населения наиболее высокий. Учитывая это, необходимо знать, что НДС изначально увеличивает цены на продукты и услуги, и оказывает основную тяжесть на малообеспеченные слои населения. Не случайно, что на сегодняшний день в большинстве государств региона национальным законодательством предусмотрены льготы на ряд товаров и услуг, относящихся к социально значимым.
В большинстве стран Евросоюза в налоговом законодательстве присутствуют пониженные, очень пониженные и компромиссные ставки.
В Германии допустимо применение пониженных ставок размером до 7% (в отношении прибыли от реализации товаров первой необходимости и гостиничных услуг) и 0% (в отношении прибыли от экспорта или внутрисоюзных поставок).
В Чехии пониженная ставка НДС предусмотрена для основных продуктов питания, лекарств, печатной продукции, медицинского оборудования, отопления, социального жилья. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта товаров, поставок внутри Евросоюза, международные транспортные услуги.
- Налог на доходы с физических лиц
В этой области налоговая политика должна способствовать развитию экономики и человека, обеспечивать сбалансированность частных интересов и интересов государства, созданию действенной системы социальных гарантий для населения, сокращению образовавшегося за последние два десятилетия значительного разрыва между уровнем потребления наиболее богатой и менее обеспеченной группами населения.
Если рассматривать шкалу налогообложения, то можно отметить плоскую и прогрессивную.
Единая (плоская) шкала налогообложения означает налог, который взимается по единой ставке при любом уровне дохода - единая ставка подоходного налога. Такая налоговая система часто обсуждается в качестве альтернативы прогрессивному налогообложению.
Подоходный налог был введен в 1842 году в Великобритании, в 1891 году - в Германии, в 1914 году - во Франции.
Среди государств, которые входят в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или ведут переговоры о вступлении, плоская шкала налогообложения действует в Венгрии и странах Балтики. Словакия также имела плоскую шкалу, однако ввела прогрессивный налог с 2014 года. Эта система налогообложения используется в основном в небогатых странах Европы и бывших советских республиках, а также в некоторых развивающихся странах.
Плоская шкала подоходного налога существует в Латвии, Чехии, Литве, Эстонии, Болгарии, Румынии.
В разгар президентской предвыборной кампании во Франции лидер социалистов Франсуа Олланд предложил в целях преодоления дефицита бюджета повысить с 2014 года ставку подоходного налога до 75% для граждан, зарабатывающих более миллиона евро в год. Новые нормы налогообложения были включены в бюджет на 2014 год.
Проект Олланда спровоцировал настоящий "исход" состоятельных людей из Франции. Великобритания по подоходному налогу уступает только Швеции (56,6%), Бельгии (53,7%), Дании (52,2%), Нидерландам (52%) и Франции (75%).
Небольшие колебания по ставкам подоходного налога произошли в Швеции (0,2%), Дании (0,3%), Италии (0,6%) Налоги на прибыль компаний
3. Налог на прибыль (в ряде стран - корпоративный налог), является, наряду с другими налогами, средством для наполнения государственного бюджета, также исполняет роль одного из главных инструментов регулирования развития приоритетных для государства экономических отраслей.
Таблица 2.5
Рейтинг государств, входящих в состав Евросоюза, по уровню ставок налога на прибыль компаний 2018 год
Страна |
Максимальная ставка подоходного налога в 2018 году, % |
Изменения за последние 3 года |
Чистый доход жителей в 2018 году, в среднем за месяц, $ |
Австрия |
50 |
0 |
3082 |
Бельгия |
53,7 |
0 |
3024 |
Болгария |
10 |
0 |
405 |
Великобритания |
45 |
-5 |
3576 |
Венгрия |
16 |
-4,3 |
723 |
Германия |
47,5 |
0 |
3071 |
Греция |
46 |
-3 |
1727 |
Дания |
55,6 |
0,2 |
3678 |
Ирландия |
48 |
0 |
2961 |
Испания |
52 |
7 |
2257 |
Если говорить о результатах рейтинга в целом, то можно выявить тот факт, что налог на прибыль, по крайней мере, не является «тормозом» для экономики страны. В развитых государствах Европы его уровень выше, чем у более слабых экономик.
- Налог на недвижимость.
Для того чтобы понять, как проблема налогообложения недвижимости решается в Евросоюзе, важно проанализировать характерные особенности этой системы в развитых странах.
Расчет налога на недвижимость в разных странах ведется по своим правилам, а разница в выплатах существенно отличается.
Так, в большинстве стран он рассчитывается на основе оценочной стоимости недвижимого имущества (Швейцария, Швеция, Дания, Голландия), в Польше, Словакии, Чехии и частично Венгрии взимается плата за квадратный метр, а в Великобритании и Франции расчет ведется согласно фиксированной плате, размер которой устанавливают муниципалитеты. Такого налога нет только на Мальте и в Ирландии, а в остальных странах Евросоюза, как правило, налог на недвижимость уплачивается раз в год и минимальная ставка не превышает 1%.
Ежегодный налог на недвижимость в Польше устанавливается местным налоговым органом, однако следует отметить, что размер ставки зависит от месторасположения и типа недвижимости, и для жилых помещений составляет приблизительно 0,13-0,20 евро за кв. м.
Так, ежегодный налог на недвижимость в Германии налагается органами местного самоуправления на недвижимое имущество, вне зависимости от его назначения, и объединяется с земельным налогом. Рассчитывается он следующим образом: 0,35% от оценочной стоимости умножаются на коэффициент, который варьируется в зависимости от населенного пункта, и может составлять от 280 до 600%. К примеру, коэффициент налога на недвижимость в Берлине, по данным издания Immоbilien-Newstiсker, составляет 8,10, а в Дюссельдорфе - 4,40. В силу этого обстоятельства конечная ставка может составлять 0,98% - 2,1% налоговой стоимости имущества, однако в среднем обычно не превышает 1,5%.
Налогообложение недвижимости, которое основано на оценочной стоимости, также применяется в Швеции, где квартиры в многоквартирных домах не считаются недвижимостью, а почти все земельные участки с жилыми зданиями усадебного типа на одну или две семьи находятся в частной собственности.
Для современной России из зарубежного опыта можно взять прогрессивную шкалу НДФЛ, введение дополнительных налогов, увеличение налога на прибыль с целью с одновременным жестким регулированием расходов компаний, включаемых в налогооблагаемую базу.
3 Проблемы налоговой политики России и пути ее совершенствования
В последние 5 лет до 2023 г. наша экономика и социальная сфера находятся в состоянии стагнации и рецессии. Жизненно важная задача сейчас – возобновить социально-экономический рост. Однако существующий бюджет на эту цель не работает и, более того, тянет экономику вниз. С 2012 по 2016 г. доходы федерального бюджета в ценах 2016 г. сократились с 18,3 до 13,4 трлн руб.
Этот негативный тренд сохраняется и на перспективу: недавно Госдума приняла проектировки бюджета до 2020 г., который тоже в реальном выражении снижается из года в год. Хотя в 2017 г. наша экономика преодолела рецессию и валовый продукт пусть и медленно, но начал расти [10, с. 10].
Причина – неадекватная налоговая система, формирующая бюджет, поскольку в основном она ориентируется на доходы от нефти и газа, которые перестали расти. Налоги могут способствовать развитию экономики, но могут этому препятствовать. Наша система налогообложения разрушает экономику.
В России производить не выгодно. Главная причина – высокие налоги. Например, если сравнить налоговую нагрузку на «модельное предприятие», предложенное Минфином в «Основных направлениях налоговой политики», в России и в США, мы увидим, что налоговая нагрузка на это предприятие в России в 5-8 раз выше, чем на такое же предприятие в США.
В результате, производство в России неконкурентоспособно и сходит на нет. По данным Минпромторга, доля импортной продукции стратегических отраслей на российском рынке составляет от 80 до 90%; соответственно, доля российской – от 20 до 10%. И эта доля снижается.
Собираемость налогов в России не превышает 50%. Например, подоходный налог и социальные взносы в 2015 году были собраны с налоговой базы 22 трлн. руб., а доходы населения, согласно Росстату, составили около 50 трлн. руб. Собираемость НДС не превышает 30%.
Но одни уклоняются от уплаты налогов, чтобы выжить; другие – из принципа «зачем платить, если можно не платить». Если обеспечить среднеевропейскую собираемость налогов, российская экономика получит большие проблемы.
При малых и средних доходах физических лиц налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России существенно выше, чем в развитых странах. Например, необлагаемый налогом годовой доход одиночки в Германии составляет в 2016 году в переводе на рубли 46 тыс. руб./мес., а во Франции – 32 тыс. По данным ВЦИОМ медианная зарплата на руки в России составляет 20,5 тыс. руб., т.е. половина населения получает зарплату больше этой суммы, а половина – меньше. Если бы при сегодняшних зарплатах в России была французская шкала, то от налога были бы освобождены 60% населения; а если бы немецкая – 70-80% [10, с. 12].
Говоря о вопросах налоговой концепции РФ сегодня, в первую очередь, стоит уделить внимание проблеме налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень непродуктивной, неэкономичной и громоздкой. Большинство изменений в ней носят посредственный характер, при этом внесение изменений не изменяет ее сути, и не уходит от проблем, существующих в ней.
Огромное количество существующих налогов, трудоемкие и не всегда понятные методики их расчета, как для самого налогоплательщика, так и для проверяющего органа, большое количество бюрократических операций, приводящих к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета налогоплательщиков, так и налогового инспектирования.
Так, в налоговой системе существуют различные сборы, налоги, отчисления, акцизы, которые практически не отличаются друг от друга, но такое количество платежей усложняет в работу предприятия, вносит путаницу, в результате чего возникают ошибки при исчислении налогов, в итоге приходится платить пени за несвоевременную уплату налога.
Кроме того, к проблеме налоговой системы относится нестабильность существующего налогового законодательства. Это обусловлено периодическим внесением в налоговый кодекс изменений и поправок, приводящих к неустойчивому положению экономику страны, обострению экономического кризиса.
Нечеткая формулировка законодательных и нормативных актов, так же является проблемой существующей налоговой системы, что тормозит эффективное функционирование налоговой системы. Все это создает возможность манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ для недобросовестных налогоплательщиков [13, с. 18].
Одной из существенных проблем является слабый контроль за сбором налогов, что приводит к уклонению от уплаты налогов, и как следствие - уменьшению налоговых поступлений.
Итак, к современным проблемам национальной налоговой системы относят:
громоздкость налоговой системы, ее неполное соответствие условиям рыночных отношений, из-за чего расходы на содержание непомерно высоки;
неполное понимание системы субъектами налогового права в связи с постоянным введением инноваций, дополнений и поправок, что приводит к усложнению обработки потоков информации;
высокое налоговое бремя, способствующее поиску налогоплательщиками вариантов ухода от уплаты;
высокая концентрация поступлений сумм налогов в федеральный бюджет, что приводит к диспропорции взаимодействия между налоговыми звеньями разных уровней.