Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы налоговой политики России
Возникновение и исторические аспекты развития налоговой системы
1.3 Основные принципы построения налоговой системы России, структура и механизм
2 Анализ системы налогообложения в России
2.1 Оценка налоговой системы и эффективности ее функционирования
2.2 Сравнительный анализ зарубежной системы налогообложения
3 Проблемы налоговой политики России и пути ее совершенствования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблеме функционирования налоговой системы РФ сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от ее состояния зависит эффективное функционирование всей экономики. Бессистемная, непродуманная налоговая система, преследующая лишь фискальные цели, способна привести государство к ситуации налоговой ловушки, когда источники уплаты налогов иссякнут, и, тем самым, к краху всей финансовой системы государства. Главное условие существования эффективной налоговой системы страны – это сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков при установлении налоговой нагрузки.
Цель курсовой работы заключается в исследовании становления налоговой системы и налоговой политики РФ и определении перспектив ее развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение и исторические аспекты развития налоговой системы;
- проанализировать виды налогов;
- выявить основные принципы построения налоговой системы России, структура и механизм ;
- дать оценку налоговой системы и эффективности ее функционирования;
- провести сравнительный анализ зарубежной системы налогообложения;
- выявить проблемы налоговой системы России и пути ее совершенствования.
Объектом исследования является налоговая система России. Предметом исследования являются бюджетообразующие налоги в РФ.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: методы группировки и сравнения, анализ и синтез, метод описания, метод обобщения, табличный метод, статистический метод.
Теоретической основой работы выступила учебная литература, а также научные статьи в области налогообложения.
Информационной основой работы послужили нормативные акты российского законодательства, статистические материалы Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы России.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников.
1 Теоретические основы налоговой политики России
Возникновение и исторические аспекты развития налоговой системы
В условиях перехода к рыночной экономике в России происходило становление налоговой системы. В процессе долгого реформирования вводились новые налоги, устанавливались льготы, снижались ставки, возникали проблемы с администрированием, тернистым путем проб и ошибок налоговая система продвигалась к совершенству.
Принятие двух частей НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации) явилось важным событием в России в этот период. Указанный законодательный акт приблизил к международным стандартам российское налогообложение, что давало надежды на прекращение нестабильности налоговой системы России. Первая часть НК РФ устанавливает виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные . И с введением второй главы и по настоящее время проводится работа по дальнейшему совершенствованию российской налоговой системы, что привело к пересмотру перечня федеральных, региональных и местных налогов.
Проведем краткий экскурс в историю развития российского налогообложения на рубеже XX-XXI веков, который помогает нам понять экономические закономерности такого явления, как налоги [27, с. 44].
На начальной стадии формирования но- вой российской налоговой системы возникало множество проблем, недоработок, что было следствием заимствования налогового права у западных стран, так как их экономическая обстановка отличалась от нашей действительности, где рыночная экономика начинала только зарождаться.
Следует отметить, что наблюдался и высокий уровень налогового бремени, по всем уровням налоговой системы отмечалось неоправданно большое число платежей, применение нормативных актов и правил исчисления платежей вызывало сложности, находила место недостаточная обоснованность налоговых льгот. «Налоговая система использовалась исключительно для наполнения казны, а не для макроэкономического регулирования» – считали некоторые экономисты других стран.
Важность стабильной, крепкой налоговой системы четко видна в сложившейся экономической ситуации в стране после разрушения социалистического режима. Без здоровой налоговой системы правительство не в состоянии осуществлять распределение ресурсов и доходов и стабилизацию экономики.
Можно сказать, что российская налоговая система на пути процесса экономического перехода в стране стала неким препятствием. Уменьшили поступления в бюджет приватизация и смена форм собственности. Увеличилось число налогоплательщиков, однако к увеличению налоговых поступлений это не привело, и даже при строгом подходе к администрированию прослеживалось уклонение от уплаты налогов.
Следовательно, во избежание таких потерь вводились новые и новые налоги, увеличивалось их количество, возникали проблемы с администрированием.
Сначала были установлены налог с продаж, земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды, далее были приняты основополагающие законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц.
В начале экономических реформ увеличилась доля прямых налогов на фоне увеличения удельного веса косвенных налогов. При этом, не смотря на большое количество зачисляемых в региональные и местные бюджеты налогов, реальных поступлений они не приносили, поэтому трансферты были спасением для местных и региональных властей, что и порождало конкуренцию между ними. С самого начала экономического перехода региональные и местные власти зачастую скрывали от центра часть налоговых поступлений.
Таким образом, налоговые взаимоотношения региональных и местных органов власти с центральными вызывали сложности на столь тернистом пути к рыночной экономике. Налог на имущество являлся главным источником налоговых поступлений местных бюджетов. Во время экономического перехода при смене форм собственности и приватизации значение этого налога росло. Собственность, принадлежавшая государству, стала принадлежать частным лицам и подлежала обложению налогом на имущество. В 1995 году по- пытки на законодательном уровне передать этот налог в ведение центральных органов власти, у которых было мало возможностей контролировать его взимание, а местному властям лишь оставить часть. [25, с.80]
К 2000 году доля НДФЛ (налог на доходы физических лиц) в общей сумме налоговых поступлений снизилась до 6,5%, в странах с развитой экономикой составляла 25-30. Далее в России наблюдался рост поступлений от этого налога. Влияние налоговой реформы на поступления НДФЛ после изменений 2000 года не сильно отразилось на росте поступлений в бюджетную систему, которые ежегодно росли в среднем только на 0,1% ВВП. Российские исследователи связывают этот рост по большей части с увеличением доходов бедных и средних слоев населения в этот период.
Таким образом, в 90-е годы произошло становление базисных основ налоговой системы, предпосылки ее улучшения в 2000 годы. Одним из основных постулатов данного этапа является сохранение потенциальной способности налоговой системы быть одним из основных источников сохранения доходов бюджета в период перехода к рыночной экономике.
Налоговая система в 2000-ее г. характеризовалась следующими тенденциями:
- унификацией федеральных и региональных норм налогового законодательств;
- увеличением уровня собираемости налогов;
- стабилизацией налоговых ставок;
- снижением налогового бремени для субъектов малого и среднего бизнеса
Одним из самых существенных изменений было введение пропорциональной системы подоходного налога. С 1998 г. действовала прогрессивная шкала, с 2001 г. была введена пропорциональная. В последствии в оценке экономистов данное решение было признано как одно из самых эффективных для России тех лет, т.к. позволило вывести «из тени» значительную часть налогоплательщиков.
С 2002 года при реформировании налоговой системы было сокращено количество налогов, отменены: налог на отдельные виды транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств, налоги, уплачиваемые с выручки от реализации, трехуровневая шкала ставок подоходного налога с физических лиц, установлена единая ставка подоходного налога 13%, применяемая для обложения большинства доходов, а за счет установленных фиксированных налоговых вычетов упростился порядок расчета, единый социальный налог заменил отчисления во внебюджетные фонды, установлена регрессивная шкала налогообложения, что побуждает работодателей к повышению уровня заработной платы.
С 2003 года претерпел изменения налог на прибыль организаций и ресурсных платежей (Глава 25 НК РФ). Ставка налога на прибыль снизилась до 24 процентов, что в свою очередь повлекло возможность отказаться от льгот и вычетов, ставка НДС (на- лог на добавленную стоимость) снизилась с двадцати до восемнадцати процентов.
На текущем этапе проведения налоговой реформы отказ от взимания налога с продаж был признан преждевременным, так как поступления от этого налога являлись источником доходов региональных и местных бюджетов, и что требовало дальнейшего поиска новых источников поступлений.
Принятие глав части второй НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации)было направлено на повышение собираемости налогов, которые подвергались корректировке с учетом практики их, на выявление и ликвидацию схем ухода от налогообложения.
В 2004 году основные изменения в налоговом законодательстве повлекли отмену налога на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств. Был введен транспортный налог, за счет которого предполагалось компенсировать потери доходов бюджетов субъектов РФ. Он заменил налог с владельцев транспортных средств, налог на водно-воздушные транспортные средства. Рассмотрены и приняты в работу и другие способы компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ [29, с.114].
Также с 01.01.2004 г. НДС был снижен до 18 %, что было существенным катализатором развития бизнеса в стране, катализатором роста потребительской активности.
Были введены специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При применении указанных установленных главами 26.2 и 26.3 Кодекса и Федеральным законом от 24.07.2003 № 104-ФЗ режимов часть федеральных, региональных и местных налогов были заменены едины- ми налогами. В современной налоговой практике развитых стран упрощенному налогообложению отдается приоритет
В 2004 году отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, его взимание несомненно требовало контроля за его исчислением и уплатой, но в свою очередь значительно не влияло на уровень поступлений, и было направлено на снижение налоговой нагрузки.
Подлежал налогообложению игорный бизнес – предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр. Налог на игорный бизнес, по сути, являлся разновидностью вмененного налога на отдельные виды деятельности, и который рассматривался в качестве одного из источников налоговых доходов бюджетов.
Методом снижения налоговой нагрузки являлось уменьшение сумм налога на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, для индивидуальных предпринимателей был установлен фиксированный платеж, что упрощало порядок. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору , а в дальнейшем – внебюджетные фонды передают в налоговые органы сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, что упрощает порядок администрирования и занижения налогооблагаемой базы.
Далее последовало принятие законодательных актов, регулирующих использование природных ресурсов и регламентирующих имущественное налогообложение, реформирование системы экологических платежей. В данный момент в России из числа имущественных налогов взимаются земельный налог, налог на имущество физических лиц и организаций, которые планируется заменить налогом на недвижимость, где земля и имущественные объекты, связанные с ней, будут являться объектами налогообложения.
Для эффективного функционирования налоговой системы в нашей стране необходимы изменения в законодательстве о налогах и сборах, о стимулировании инвестиций и развитии человеческого капитала.