Файл: Бюджетные правоотношения субъекты и содержание. Бюджетное устройство рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Дисциплина: Финансовое право

40.03.01. «Юриспруденция»

Реферат
Тема: Бюджетные правоотношения: субъекты и содержание. Бюджетное устройство РФ.

Выполнил(а):

Леван Денис Андреевич

Группа ЮН-1421(2)

Проверил(а):

___________________________

(ученая степень, звание,

Ф.И.О. преподавателя)
___________________________

(дата)

Омск 2023г.

Содержание
Введение……………………………………………………………………...3

Бюджетное право РФ………………………………………………………..5

Бюджетное устройство РФ………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………………...21

Введение
На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию.

Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

- сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;


- укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;

- разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.

Реформирование бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и методик и их реализации в практику бюджетной системы и бюджетного процесса.

Объектом исследования является бюджетное устройство РФ, правоотношения, складывающиеся в результате организации государственного бюджета и бюджетной системы страны.

Целью исследования является организация государственного федерального бюджета и бюджетной системы страны.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть положения бюджетного права РФ;

- рассмотреть бюджетное устройство РФ.

Структура работы обусловлена задачами исследования.

Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.  


Бюджетное право РФ
«Бюджет» - слово английского происхождения, которое означает «мешок». Перед окончанием заседания палаты общин в Англии в XVI-XVII вв. канцлер казначейства открывал портфель с законопроектом об утверждении (или об отказе в утверждении) субсидии королю. Данная процедура называлась «открытие бюджета».

С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства1. Историческое развитие бюджета есть постепенный переход от простого счетоводства к составлению сначала в виде частных росписей, потом в виде более общих смет государственных доходов и расходов, пока, наконец, не появляется общая смета в виде бюджета в настоящем смысле2.

В действующей редакции Бюджетного кодекса РФ «бюджет» определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления3.

В процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления возникают сложные и разнообразные общественные отношения. Эти отношения регламентируются нормами финансового права, которые в совокупности образуют бюджетное право. Бюджетное право — основной и самый крупный раздел финансового права, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе Российской Федерации. Именно с бюджетного права начинается Особенная часть финансового права.



Предметом бюджетного права являются отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием системы денежных фондов государства и местного самоуправления. Предмет бюджетного права составляет целая группа норм, которые закрепляют и регулируют:

-бюджетное устройство Российской Федерации;

- состав доходов и расходов бюджетной системы;

-сбалансированность бюджетов;

- права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области бюджета;

-бюджетный процесс;

-ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Таким образом, бюджетное право можно определить как подотрасль финансового права, включающую в себя систему норм и принципов, регулирующих общественные отношения по формированию, распределению и использованию централизованных денежных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны, а также устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В юридической литературе имеются различные определения бюджетного права, схожие по своему содержанию. Они характеризуют бюджетное право как совокупность правовых норм, регулирующих бюджетное устройство, структуру бюджетной системы, порядок распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней; регламентирующих бюджетный процесс и бюджетные права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований4. То есть основным отличием бюджетного права является объем регулируемых общественных отношений, составляющих его предмет.

Нормы бюджетного права, входящие в систему финансово- правовых норм, классифицируются по общим основаниям. Наиболее ярко бюджетные нормы проявляются в характере воздействия на участников отношений. Так, уполномочивающие нормы содержат конкретные предписания органам государственной власти и местного самоуправления в отношении формирования доходов и осуществления расходов бюджета, порядка составления проекта бюджета, управления государственным долгом, применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Запрещающие нормы в категоричной форме предписывают субъектам (в том числе и органам власти различного уровня) не совершать определенные действия. Например, бюджетным учреждениям запрещено получать кредиты у кредитных организаций, физических и юридических лиц, а предоставление бюджетных кредитов не допускается в случае наличия задолженности по предыдущим кредитам.


Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные5. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, состав доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, порядок составления и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в бюджетной сфере и иные отношения.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия - федеральное государство, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год6.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Бюджетное устройство РФ
Бюджетный кодекс РФ не содержит определения бюджетного устройства. В научной литературе, как правовой, так и экономической, излагаются различные точки зрения на понятие «бюджетное устройство».

Е.А. Ровинский, А.С. Емельянов утверждают, что бюджетное устройство тождественно понятию бюджетной системы, под которой, в свою очередь, понимается совокупность бюджетов различных видов7.

Г.Б. Поляк, и с ним соглашается И.И. Кучеров, определяет бюджетное устройство как организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др8.

Б. М. Сабанти включает в состав бюджетного устройства бюджетную систему (организацию, принципы построения
, взаимоотношения ее звеньев), бюджетное право, бюджетный процесс, бюджетное регулирование9.

Думается, что включение в бюджетное устройство бюджетного права не совсем верно, поскольку бюджетное право является подотраслью финансового права и регулирует именно отношения, складывающиеся по поводу бюджетного устройства, наряду с другими бюджетными отношениями. Представляется, что данное определение бюджетного устройства охватывает весь предмет бюджетного права, что тоже не верно.

Н.И. Химичева, Е.Ю. Грачева, Ю.А. Крохина определяют бюджетное устройство как организацию бюджетной системы и принципов ее построения10.

В.М. Мандрица отождествляет бюджетное устройство с системой государственных органов, осуществляющих те или иные функции в области бюджета11. Представляется, что такая точка зрения является не совсем корректной, поскольку органы, обладающие бюджетной компетенцией, не могут быть отождествлены с государственным устройством, на котором базируется бюджетное устройство России.

А.Н. Козырин считает, что понятие «бюджетное устройство» составляют организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями12.

Л.К. Воронова полагает, что бюджетное устройство - это определяемая правовыми нормами система бюджетов государства, разграничения доходов и расходов между ними, полномочия субъектов государства, органов государственной власти и управления в области бюджета13.

Из вышеизложенного следует, что такой элемент, как бюджетная система, составляет основу бюджетного устройства.

Вторым элементом бюджетного устройства считаются принципы построения бюджетной системы (ст. 28 БК РФ).

Традиционно под бюджетным устройством понимают организацию бюджетной системы государства и принципы ее построения и функционирования.

Согласно ст. 1 Конституции РФ Российская: Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Построение бюджетной системы Российской Федерации в настоящее время базируется на федеративном устройстве, определенном Конституцией РФ, а также на сложившейся государетвенно-управленческой структуре. Бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации являются финансовой основой для эффективного функционирования органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления.