Файл: Статья 42. Классификация пожарной техники.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

повышение эффективности ремонта транспортного специального назначения в условиях ФГБУ "ПТЦ ФПС по Новосибирской области"

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ В ФГБУ "ПТЦ ФПС по Новосибирской области"

1.1 Классификация пожарной техники

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" классифицирует пожарную технику следующим образом:

Статья 42. Классификация пожарной техники

Пожарная техника в зависимости от назначения и области применения подразделяется на следующие типы:

1) первичные средства пожаротушения;

2) мобильные средства пожаротушения;

3) установки пожаротушения;

4) средства пожарной автоматики;

5) пожарное оборудование;

6) средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;

7) пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);

8) пожарные сигнализация, связь и оповещение.

Статья 43. Классификация и область применения первичных средств пожаротушения

Первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:

1) переносные и передвижные огнетушители;

2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;

3) пожарный инвентарь;

4) покрывала для изоляции очага возгорания;

5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.

Статья 44. Классификация мобильных средств пожаротушения

1. К мобильным средствам пожаротушения относятся транспортные или транспортируемые пожарные автомобили, предназначенные для использования личным составом подразделений пожарной охраны при тушении пожаров.

2. Мобильные средства пожаротушения подразделяются на следующие типы:

1) пожарные автомобили (основные и специальные);

2) пожарные самолеты, вертолеты;

3) пожарные поезда;

4) пожарные суда;

5) пожарные мотопомпы;

6) приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора).

Рассмотрим деятельность ФГБУ "ПТЦ ФПС по Новосибирской области"по техническому обслуживанию и ремонту только пожарных автомобилей и приспособленных технических средств, так как ремонт и техническое обслуживание иных технических средств силами этой организации не предусмотрены.


1.2 Особенности режима эксплуатации пожарного автомобиля

Эксплуатация пожарных автомобилей, находящихся в боевом расчете подразделений представляет собой следующие режимы работы:

  • Проверка автомобиля в период ежедневной смены караулов, при которой производится кратковременный запуск двигателя и его работа без нагрузки;

  • Движение полностью загруженного автомобиля с максимально возможной скоростью при следовании на пожар;

  • Работа двигателя под нагрузкой в установившемся режиме при тушении пожара;

  • Движение автомобиля в спокойном режиме при возвращении в пожарное депо после ликвидации пожара;

  • Регулярные выезды на учения или занятия;

  • Достаточно длительная стоянка автомобиля в отапливаемом гараже в состоянии боевой готовности, т.е. полностью загруженного.

Ежедневный запуск и работа двигателя в течении нескольких минут при смене караулов накладывает свой отпечаток на эксплуатацию пожарного автомобиля. За этот краткий промежуток времени, не смотря та то, что автомобиль находится в отапливаемом гараже, приборы системы охлаждения, смазки, питания не успевают выйти на оптимальный режим работы. Это, в свою очередь, ведет к их преждевременному износу и, как следствие, сказывается на надежности работы двигателя в целом.

Следование автомобиля на пожар происходит в экстремальном, практически аварийном режиме, особенно в холодное время года. Так как буквально дорога каждая минута затраченная на прибытие к месту пожара, то движение автомобиля осуществляется на двигателе, не вышедшем на оптимальный тепловой режим. Кроме того, возрастают нагрузки на агрегаты трансмиссии и ходовой части автомобиля. Работа механизмов и систем двигателя на пожаре менее экстремальна по сравнению с работой в процессе движения к месту пожара, но привод насоса и сам насос могут длительное время работать в интенсивном режиме, что вносит свой вклад в техническое состояние автомобиля.

Следование пожарных автомобилей в депо после ликвидации пожара, как и движение на практическое занятие или учение проходит в более спокойном режиме в соответствии установившимся трафиком и с соблюдением скоростного режима.

Анализируя приведенные выше режимы работы пожарных автомобилей и особенности этих режимов можно прийти к выводу, что в результате такой эксплуатации могут возникнуть неисправности следующих агрегатов и механизмов (в порядке уменьшения возникновения вероятности):



  • двигателя;

  • трансмиссии;

  • ходовой части;

  • пожарного насоса

  • привода пожарного насоса;

  • рулевого управления;

  • рабочей тормозной системы;

  • других механизмов автомобиля.

Наиболее характерными отказами агрегатов двигателя являются:

- пробой прокладки головки блока цилиндров (цилиндра);

- пробой прокладки центробежного фильтра систем смазки;

- пробой диафрагмы и «зависание» клапанов бензонасоса;

- выход из строя приборов системы зажигания;

- течь масла из ТНВД и облом топливных трубок.

По трансмиссии характерными неисправностями являются:

- выход из строя карданных шарниров;

- быстрый выход из строя дисков сцепления.

К характерным неисправностям ходовой части относятся:

- ослабление посадок шпилек ступиц колес;

- ослабление крепления стремянок заднего моста;

- разрушение посадочных мест колесных гаек на дисках.

Для агрегатов привода пожарного насоса и самого пожарного насоса наиболее характерны:

- течь масла из картера коробки отбора мощности;

- срыв шпонки крепления рабочего колеса насоса;

- повышенный износ и разрушение подшипников рабочего колеса пожарного насоса.

В рулевом управлении автомобиля часто встречающимися являются следующие неисправности:

  • ослабление крепления наконечников поперечных тяг,

  • течь масла из насоса гидроусилителя руля;

  • Потеря жесткости шлангов гидроусилителя руля.

Анализ приведенных выше отказов показывает, что большинство из них связано с работами, которые предусмотрены перечнем работ при ежемесячном техническом обслуживании, проводимом силами водителей пожарных автомобилей. Наличие неисправностей такого типа показывает на низкое качество проведения работ в подразделении, либо на их отсутствие в следствии недостаточного контроля проведения технического обслуживания со стороны руководства. В Российской Федерации, в подразделениях Государственной противопожарной службы в том числе, принята планово-предупредительная работа по проведению технического обслуживания пожарных автомобилей. Безотказная работа пожарных автомобилей в течении всего срока эксплуатации гарантируется только при условии полного, скрупулезного и качественного выполнения всего объема работ по техническому обслуживанию, предусмотренных руководством по эксплуатации. Большую помощь оказывают новейшие электронные системы диагностики, при помощи которых возможно выявление неисправностей на ранней стадии, а не исповедовать старый шоферский принцип «хороший стук наружу выйдет». Иными словами, поломку можно предупредить, вместо того, чтобы заниматься ликвидацией ее последствий, что в свою очередь положительно сказывается на боевой готовности подразделения.


1.3 Условия эксплуатации пожарной техники в ФГБУ "ПТЦ ФПС по Новосибирской области"

Условия эксплуатации являются вторым по значимости фактором, от которого зависит технически исправное состояние автомобиля. К условиям эксплуатации относятся природно-климатические и дорожные условия. Главная особенность эксплуатации пожарных автомобилей заключается в отсутствии времени на прогрев двигателя и механизмов трансмиссии - это происходит уже в движении при следовании на пожар и с полной нагрузкой автомобиля. При таких условиях, особенно в холодное время года, эксплуатация пожарных автомобилей всегда сопровождается повышенной интенсивностью износа трущихся поверхностей деталей. В результате чего ухудшаются параметры работы двигателя и агрегатов пожарного автомобиля и, как следствие, динамические качества автомобиля, работа пожарного насоса.

Рассмотрим данные по годам выпуска пожарных автомобилей, находящихся на вооружении. На вооружении состоит техника в возрасте:

от 1 до 3 лет – 8 единиц (4%);

от 4 до 6 лет –13 единиц (7%);

от 7 до 9 лет –16 единиц (8%);

от 10 до 12 лет –3 единицы (2%);

более 12 лет –153 единицы (79%).



Рисунок 1.1- Распределение пожарной техники по видам

Как видно из рисунка 2, более ¾ парка пожарных автомобилей гарнизона нуждается в замене, так как находятся в эксплуатации свыше 10 лет, а многие из них давно сняты с производства, в частности автомобили ЗиЛ-130 (431410), -4331, -131, -133, -5301 (уже и завода такого нет); ГАЗ-53, -66, -3307


Рисунок 1.2. -Возраст пожарных автомобилей

Новосибирская область характеризуется низким уровнем урбанизации – в области расположено много деревень и сельских населенных пунктов, находящихся на значительном расстоянии как друг от друга, так и от городов. Как следствие – в гарнизоне значительное количество грунтовых дорог, без твердого покрытия. В зимнее время к этому добавляется глубокий снежный покров, что заставляет использовать пожарные автомобили на шасси повышенной проходимости, поэтому большая часть основных пожарных автомобилей смонтированы на базе полноприводных шасси автомобилей, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, УРАЛ 4320, КамАЗ 4310.

1.4 Интенсивность эксплуатации пожарной техники

Анализ отчетов о служебной деятельности и боевой работе подразделений гарнизона г. Новосибирск Государственной противопожарной службы МЧС России за последние 6 лет (с 2015 по 2020 год) показывает, что в основной массе подразделения пожарной охраны за одни сутки совершают в среднем один-два выезда, и среднее время ликвидации пожара составляет 8 минут.


Об интенсивности использования пожарной техники в гарнизоне г. Новосибирск Государственной противопожарной службы МЧС России, говорят показатели тушения пожаров, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели тушения пожаров за 2020 год

Силы и средства, потушившие пожар

Кол-во пожаров

1. Добровольными пожарными дружинами и населением до прибытия подразделений пожарной охраны

2.Подразделения пожарной охраны г. Кирова и области

3.Силами одного караула

4. С привлечением дополнительных сил и средств

5. Первым стволом от АЦ без установки на водоисточник

6. Подвозом воды

7.С установкой пожарного автомобиля на водоисточник

8. В перекачку

9. С применением стволов СВП

10. Пожары не тушились


157
5686

2210

189
3864

364
334

24

18

17

Для наглядности ликвидация пожаров представлена на рисунке 3. Из диаграммы видно, что подавляющее большинство пожаров (97%) ликвидируется силами подразделений Государственной противопожарной службы г. Новосибирск, а на долю добровольных пожарных дружин приходится лишь 3% ликвидированных пожаров. Это позволяет сделать вывод об интенсивности использования технических средств.



Рисунок 3- Диаграмма ликвидации пожаров

Очевидно, что для ликвидации пожара необходимо доставить к очагу возгорания как минимум боевой расчет и огнетушащие вещества, для чего применяются пожарные автомобили.

Сравнение средних годовых пробегов основных и специальных пожарных автомобилей представлен на рисунке 4.



Рисунок 4. Сравнение среднего годового пробега


2015 2016 2017 2018 2019 2020


Рисунок 5- Неисправности пожарных автомобилей по системам и агрегатам

Статистика выездов на пожар за последние пять лет, приведенная в таблице 2 показывает ежегодное увеличение числа выездов на пожар

1.5 Характерные изменения технического состояния пожарной техники