ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
повышение эффективности ремонта транспортного специального назначения в условиях ФГБУ "ПТЦ ФПС по Новосибирской области"
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ В ФГБУ "ПТЦ ФПС по Новосибирской области"
1.1 Классификация пожарной техники
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" классифицирует пожарную технику следующим образом:
Статья 42. Классификация пожарной техники
Пожарная техника в зависимости от назначения и области применения подразделяется на следующие типы:
1) первичные средства пожаротушения;
2) мобильные средства пожаротушения;
3) установки пожаротушения;
4) средства пожарной автоматики;
5) пожарное оборудование;
6) средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;
7) пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);
8) пожарные сигнализация, связь и оповещение.
Статья 43. Классификация и область применения первичных средств пожаротушения
Первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания;
5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.
Статья 44. Классификация мобильных средств пожаротушения
1. К мобильным средствам пожаротушения относятся транспортные или транспортируемые пожарные автомобили, предназначенные для использования личным составом подразделений пожарной охраны при тушении пожаров.
2. Мобильные средства пожаротушения подразделяются на следующие типы:
1) пожарные автомобили (основные и специальные);
2) пожарные самолеты, вертолеты;
3) пожарные поезда;
4) пожарные суда;
5) пожарные мотопомпы;
6) приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора).
Рассмотрим деятельность ФГБУ "ПТЦ ФПС по Новосибирской области"по техническому обслуживанию и ремонту только пожарных автомобилей и приспособленных технических средств, так как ремонт и техническое обслуживание иных технических средств силами этой организации не предусмотрены.
1.2 Особенности режима эксплуатации пожарного автомобиля
Эксплуатация пожарных автомобилей, находящихся в боевом расчете подразделений представляет собой следующие режимы работы:
-
Проверка автомобиля в период ежедневной смены караулов, при которой производится кратковременный запуск двигателя и его работа без нагрузки; -
Движение полностью загруженного автомобиля с максимально возможной скоростью при следовании на пожар; -
Работа двигателя под нагрузкой в установившемся режиме при тушении пожара; -
Движение автомобиля в спокойном режиме при возвращении в пожарное депо после ликвидации пожара; -
Регулярные выезды на учения или занятия; -
Достаточно длительная стоянка автомобиля в отапливаемом гараже в состоянии боевой готовности, т.е. полностью загруженного.
Ежедневный запуск и работа двигателя в течении нескольких минут при смене караулов накладывает свой отпечаток на эксплуатацию пожарного автомобиля. За этот краткий промежуток времени, не смотря та то, что автомобиль находится в отапливаемом гараже, приборы системы охлаждения, смазки, питания не успевают выйти на оптимальный режим работы. Это, в свою очередь, ведет к их преждевременному износу и, как следствие, сказывается на надежности работы двигателя в целом.
Следование автомобиля на пожар происходит в экстремальном, практически аварийном режиме, особенно в холодное время года. Так как буквально дорога каждая минута затраченная на прибытие к месту пожара, то движение автомобиля осуществляется на двигателе, не вышедшем на оптимальный тепловой режим. Кроме того, возрастают нагрузки на агрегаты трансмиссии и ходовой части автомобиля. Работа механизмов и систем двигателя на пожаре менее экстремальна по сравнению с работой в процессе движения к месту пожара, но привод насоса и сам насос могут длительное время работать в интенсивном режиме, что вносит свой вклад в техническое состояние автомобиля.
Следование пожарных автомобилей в депо после ликвидации пожара, как и движение на практическое занятие или учение проходит в более спокойном режиме в соответствии установившимся трафиком и с соблюдением скоростного режима.
Анализируя приведенные выше режимы работы пожарных автомобилей и особенности этих режимов можно прийти к выводу, что в результате такой эксплуатации могут возникнуть неисправности следующих агрегатов и механизмов (в порядке уменьшения возникновения вероятности):
-
двигателя; -
трансмиссии; -
ходовой части; -
пожарного насоса -
привода пожарного насоса; -
рулевого управления; -
рабочей тормозной системы; -
других механизмов автомобиля.
Наиболее характерными отказами агрегатов двигателя являются:
- пробой прокладки головки блока цилиндров (цилиндра);
- пробой прокладки центробежного фильтра систем смазки;
- пробой диафрагмы и «зависание» клапанов бензонасоса;
- выход из строя приборов системы зажигания;
- течь масла из ТНВД и облом топливных трубок.
По трансмиссии характерными неисправностями являются:
- выход из строя карданных шарниров;
- быстрый выход из строя дисков сцепления.
К характерным неисправностям ходовой части относятся:
- ослабление посадок шпилек ступиц колес;
- ослабление крепления стремянок заднего моста;
- разрушение посадочных мест колесных гаек на дисках.
Для агрегатов привода пожарного насоса и самого пожарного насоса наиболее характерны:
- течь масла из картера коробки отбора мощности;
- срыв шпонки крепления рабочего колеса насоса;
- повышенный износ и разрушение подшипников рабочего колеса пожарного насоса.
В рулевом управлении автомобиля часто встречающимися являются следующие неисправности:
-
ослабление крепления наконечников поперечных тяг, -
течь масла из насоса гидроусилителя руля; -
Потеря жесткости шлангов гидроусилителя руля.
Анализ приведенных выше отказов показывает, что большинство из них связано с работами, которые предусмотрены перечнем работ при ежемесячном техническом обслуживании, проводимом силами водителей пожарных автомобилей. Наличие неисправностей такого типа показывает на низкое качество проведения работ в подразделении, либо на их отсутствие в следствии недостаточного контроля проведения технического обслуживания со стороны руководства. В Российской Федерации, в подразделениях Государственной противопожарной службы в том числе, принята планово-предупредительная работа по проведению технического обслуживания пожарных автомобилей. Безотказная работа пожарных автомобилей в течении всего срока эксплуатации гарантируется только при условии полного, скрупулезного и качественного выполнения всего объема работ по техническому обслуживанию, предусмотренных руководством по эксплуатации. Большую помощь оказывают новейшие электронные системы диагностики, при помощи которых возможно выявление неисправностей на ранней стадии, а не исповедовать старый шоферский принцип «хороший стук наружу выйдет». Иными словами, поломку можно предупредить, вместо того, чтобы заниматься ликвидацией ее последствий, что в свою очередь положительно сказывается на боевой готовности подразделения.
1.3 Условия эксплуатации пожарной техники в ФГБУ "ПТЦ ФПС по Новосибирской области"
Условия эксплуатации являются вторым по значимости фактором, от которого зависит технически исправное состояние автомобиля. К условиям эксплуатации относятся природно-климатические и дорожные условия. Главная особенность эксплуатации пожарных автомобилей заключается в отсутствии времени на прогрев двигателя и механизмов трансмиссии - это происходит уже в движении при следовании на пожар и с полной нагрузкой автомобиля. При таких условиях, особенно в холодное время года, эксплуатация пожарных автомобилей всегда сопровождается повышенной интенсивностью износа трущихся поверхностей деталей. В результате чего ухудшаются параметры работы двигателя и агрегатов пожарного автомобиля и, как следствие, динамические качества автомобиля, работа пожарного насоса.
Рассмотрим данные по годам выпуска пожарных автомобилей, находящихся на вооружении. На вооружении состоит техника в возрасте:
от 1 до 3 лет – 8 единиц (4%);
от 4 до 6 лет –13 единиц (7%);
от 7 до 9 лет –16 единиц (8%);
от 10 до 12 лет –3 единицы (2%);
более 12 лет –153 единицы (79%).
Рисунок 1.1- Распределение пожарной техники по видам
Как видно из рисунка 2, более ¾ парка пожарных автомобилей гарнизона нуждается в замене, так как находятся в эксплуатации свыше 10 лет, а многие из них давно сняты с производства, в частности автомобили ЗиЛ-130 (431410), -4331, -131, -133, -5301 (уже и завода такого нет); ГАЗ-53, -66, -3307
Рисунок 1.2. -Возраст пожарных автомобилей
Новосибирская область характеризуется низким уровнем урбанизации – в области расположено много деревень и сельских населенных пунктов, находящихся на значительном расстоянии как друг от друга, так и от городов. Как следствие – в гарнизоне значительное количество грунтовых дорог, без твердого покрытия. В зимнее время к этому добавляется глубокий снежный покров, что заставляет использовать пожарные автомобили на шасси повышенной проходимости, поэтому большая часть основных пожарных автомобилей смонтированы на базе полноприводных шасси автомобилей, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, УРАЛ 4320, КамАЗ 4310.
1.4 Интенсивность эксплуатации пожарной техники
Анализ отчетов о служебной деятельности и боевой работе подразделений гарнизона г. Новосибирск Государственной противопожарной службы МЧС России за последние 6 лет (с 2015 по 2020 год) показывает, что в основной массе подразделения пожарной охраны за одни сутки совершают в среднем один-два выезда, и среднее время ликвидации пожара составляет 8 минут.
Об интенсивности использования пожарной техники в гарнизоне г. Новосибирск Государственной противопожарной службы МЧС России, говорят показатели тушения пожаров, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели тушения пожаров за 2020 год
Силы и средства, потушившие пожар | Кол-во пожаров |
1. Добровольными пожарными дружинами и населением до прибытия подразделений пожарной охраны 2.Подразделения пожарной охраны г. Кирова и области 3.Силами одного караула 4. С привлечением дополнительных сил и средств 5. Первым стволом от АЦ без установки на водоисточник 6. Подвозом воды 7.С установкой пожарного автомобиля на водоисточник 8. В перекачку 9. С применением стволов СВП 10. Пожары не тушились | 157 5686 2210 189 3864 364 334 24 18 17 |
Для наглядности ликвидация пожаров представлена на рисунке 3. Из диаграммы видно, что подавляющее большинство пожаров (97%) ликвидируется силами подразделений Государственной противопожарной службы г. Новосибирск, а на долю добровольных пожарных дружин приходится лишь 3% ликвидированных пожаров. Это позволяет сделать вывод об интенсивности использования технических средств.
Рисунок 3- Диаграмма ликвидации пожаров
Очевидно, что для ликвидации пожара необходимо доставить к очагу возгорания как минимум боевой расчет и огнетушащие вещества, для чего применяются пожарные автомобили.
Сравнение средних годовых пробегов основных и специальных пожарных автомобилей представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Сравнение среднего годового пробега
2015 2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 5- Неисправности пожарных автомобилей по системам и агрегатам
Статистика выездов на пожар за последние пять лет, приведенная в таблице 2 показывает ежегодное увеличение числа выездов на пожар
1.5 Характерные изменения технического состояния пожарной техники