ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отличие условий эксплуатации пожарных автомобилей, местами экстремальных, от условий эксплуатации автомобилей общего сказываются на динамике и характере изменения их технического состояния, а, следовательно, на необходимости внесения корректирующих коэффициентов в нормативных пробегах до технического обслуживания и ремонта. При этом стоит учесть время нахождения пожарного автомобиля в эксплуатации, что тоже оказывает существенное влияние на показатели.
Старение – постепенный и непрерывный процесс изменения эксплуатационных свойств автомобиля в результате влияния различного рода нагрузок и иных воздействий (интенсивности эксплуатации, дорожных, природно-климатических условий и т.п.). Виды разрушений автомобиля в процентах представлены на рисунке 6.
В процессе эксплуатации происходит изменение технического состояния пожарного автомобиля и в следствии износа (выработки ресурса) деталей, узлов, агрегатов происходит изменение параметров, вплоть до отказа, т.е. потери работоспособности.
Отказы различают по происхождению (причине возникновения): конструктивные, производственные, эксплуатационные.
Рисунок 6 – Процессы старения пожарных автомобилей в % отношении
Отказы делят по характеру (закономерности) возникновения и возможности прогнозирования на внезапные (44%) и постепенные (56%). Из всего числа возникших внезапных отказов более половины приходится на отказы внезапные по появлению, но постепенные по развитию, иначе говоря, условно внезапные.
Современная техника и методы диагностирования позволяют с большой вероятностью прогнозировать такие отказы за счет возросшей точности и чувствительности при определении технического состояния тех или иных агрегатов или механизмов в процессе работы.
Статистика выгладит следующим образом:
Кузов – 60,2%;
Двигатель – 17,4%;
Ходовая часть – 3,9%
Электрооборудование – 2,7%
Гидросистема – 5,6 %
Пожарный насос – 5,7 %
Тормозная система– 3,5 %
Рулевое управление – 1%
Процентное распределение неисправностей пожарного автомобиля по узлам и агрегатам показано на рисунке 7.
Рисунок 7. Распределение количества неисправностей пожарного автомобиля по узлам и агрегатам.
1.6.Постановка задач проектирования
Исходя из цели ВКР формулируем следующие задачи дипломного проектирования:
1) проанализировать возможные варианты схематического исполнения гидропривода автолестницы и выбрать вариант, удовлетворяющий предъявляемым к нему требованиям
2) спроектировать контур гидропривода механизма выдвижения лестницы пожарного автомобиля, для чего:
а) обосновать и выбрать схему гидропривода системы выдвижения лестницы;
б) выполнить расчеты энергетических характеристик, диаметров трубопроводов гидролиний, потерь давления в гидросистеме привода, тепловой, статической нагрузочной характеристики; в) выбрать компоненты гидропривода системы выдвижения лестницы;
г) выполнить чертежи основных составляющих гидропривода.
2.Разработка технологического процесса ремонта
2.1. Технические данные
Специальные пожарные автомобили (СПА) – пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях.
Специальные пожарные автомобили в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на следующие типы:
· пожарные автолестницы.
· пожарные коленчатые автоподъемники.
· пожарные телескопические автоподъемники с лестницей.
· пожарные автолестницы с цистерной.
· пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной.
· пожарные аварийно-спасательные автомобили.
· пожарные водозащитные автомобили.
· пожарные автомобили связи и освещения.
· пожарные автомобили газодымозащитной службы.
· пожарные автомобили дымоудаления.
· пожарные рукавные автомобили.
· пожарные штабные автомобили.
· пожарные автолаборатории.
· пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи.
· автомобили диагностики пожарной техники.
· пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы.
· пожарные автомобили технической службы.
· автомобили отогрева пожарной техники.
· пожарные компрессорные станции.
· пожарно-технические автомобили.
· пожарные оперативно-служебные автомобили.
Пожарные автолестницы
Пожарная автолестница (АЛ) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
Ограничитель рабочего поля движения лестницы (люльки) - устройство, предотвращающее возможность вывода лестницы (люльки) АЛ за границу ее рабочего поля.
Высота подъема - расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).
Вылет - расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до вертикальной оси, проходящей через верхнюю ступень лестницы (наружный край люльки).
Рабочее поле (зона досягаемости) - зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
Угол подъема лестницы - угол, между горизонтальной плоскостью и продольной осью лестницы.
Время маневра - промежуток времени с момента перемещения рукоятки органа управления соответствующим маневром АЛ из нулевого положения в максимально крайнее до момента достижения соответствующим элементом изделия требуемого положения.
Пожарная автолестница предназначена АЛ-ЗО (131) ПМ-506Д:
для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий;
для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования;
для тушения пожара водой или воздушно-механической пеной;
для выполнения вспомогательных работ на высоте до 30 м;
для использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;
для эвакуации людей с высоты до 30м по маршу лестницы, а также при помощи эластичного спасательного рукава.
Таблица 2- Тактико-техническая характеристика
АЛ-30(131)ПМ506Д
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗиЛ-131Н |
Колесная формула | 6 × 6 |
Полная масса | 10185 кг |
Габаритные размеры: | 11000 мм |
Двигатель: · мощность | карбюраторный |
Число мест боевого расчёта | 3 человека |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы | 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания) |
Максимальный вылет с рабочей нагрузкой | 16 метров |
160 кг | |
Диапазон угла подъёма комплекта колен | от 0 0 до 75 0 |
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) | 1000 кг |
Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре воздуха от минус 40 до плюс 40°С и относительной влажности до 80% при 20°С.
Таблица 3- Показатели
АЛ-30(131)ПМ506Д
| Значение | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интервал допустимых температур рабочих жидкостей при кратко- | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
временной работе, °С : | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВМГЗ | От - 40 до + | 65 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МГ-30 | От - 5 до + | 75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И-30А | От - 5 до + | 75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АУ | От - 20 до + | 65 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем заправочных емкостей агрегатов автолестницы, л; | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
редуктора привода выдвигания | 1,0 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
редуктора привода поворота | 1,0 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
бака гидросистемы всей гидросистемы | 90 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 200 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип шасси | Полноприводное | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса полная, кг, не более | 10185 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Распределение полной массы по осям, кг | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на переднюю ось, не более | 3060 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на заднюю тележку, не более | 7125 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина в транспортом положении, мм, не более | 11000 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина в транспортом положении, мм, не более | 2500 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота в транспортном положении, мм, не более | 3200 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная транспортная скорость, км/ч | 80 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива при стационарной работе на привод насоса, | 10 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кг/ч, не более | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта | 1250 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(при y =0,8), ч, не менее | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний срок службы до списания, лет | 10 | |
2.2. Состав, устройство и работа автолестницы
Автолестница АЛ-30(131)ПМ-506Д является модернизацией автолестницы АЛ- 30(131) ПМ-506В.
Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.
Автолестница состоит из следующих основных частей:
шасси ;
Рисунок 5- Общий вид автолестницы АЛ-30(131) ПМ-506В
1 – базовое шасси; 2 – опорные устройства; 3 – механизм выключения рессор; 4 – опорно-поворотный круг; 5 – поворотная рама; 6 – комплект колен лестницы
Перечисленные устройства и механизмы обеспечивают:устойчивость при работе;
-
выравнивание комплекта колен; -
подъем-опускание комплекта колен; -
выдвигание-сдвигание колен; -
поворот лестницы вокруг вертикальной оси.
Все узлы и механизмы автолестницы смонтированы на шасси ЗИЛ-131. Опорное основание, состоящее из четырех опор и рамы, закреплено на раме шасси. К раме опорного основания крепится подъемно-поворотное основание с четырьмя коленами, соединенными телескопически
Смазка агрегатов и узлов шасси должна производиться по инструкции автомобиля. Периодичность замены отработанных масел и норм их сбора указаны в таблице 4
Таблица 4-Периодичность замены масел
Наименование составных частей (узлов, агрегатов, систем) | Марка нефтепродукта с указанием наименования и обозначения | Периодичность замены | Норма сбора нефтепродуктов, л (при замене) |
Картер редуктора поворота | Масло для коробки передач ЗИЛ-131 | 1000 ч | 0,85 |
Картер редуктора лебедки выдвигания | Масло для коробки передач ЗИЛ-131 | 1000 ч | 0,5 |
Бак и гидросистема | Масло согласно табл. | 500 ч | 260 |