Файл: Статья 42. Классификация пожарной техники.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отличие условий эксплуатации пожарных автомобилей, местами экстремальных, от условий эксплуатации автомобилей общего сказываются на динамике и характере изменения их технического состояния, а, следовательно, на необходимости внесения корректирующих коэффициентов в нормативных пробегах до технического обслуживания и ремонта. При этом стоит учесть время нахождения пожарного автомобиля в эксплуатации, что тоже оказывает существенное влияние на показатели.

Старение – постепенный и непрерывный процесс изменения эксплуатационных свойств автомобиля в результате влияния различного рода нагрузок и иных воздействий (интенсивности эксплуатации, дорожных, природно-климатических условий и т.п.). Виды разрушений автомобиля в процентах представлены на рисунке 6.

В процессе эксплуатации происходит изменение технического состояния пожарного автомобиля и в следствии износа (выработки ресурса) деталей, узлов, агрегатов происходит изменение параметров, вплоть до отказа, т.е. потери работоспособности.

Отказы различают по происхождению (причине возникновения): конструктивные, производственные, эксплуатационные.



Рисунок 6 – Процессы старения пожарных автомобилей в % отношении

Отказы делят по характеру (закономерности) возникновения и возможности прогнозирования на внезапные (44%) и постепенные (56%). Из всего числа возникших внезапных отказов более половины приходится на отказы внезапные по появлению, но постепенные по развитию, иначе говоря, условно внезапные.

Современная техника и методы диагностирования позволяют с большой вероятностью прогнозировать такие отказы за счет возросшей точности и чувствительности при определении технического состояния тех или иных агрегатов или механизмов в процессе работы.

Статистика выгладит следующим образом:

Кузов – 60,2%;

Двигатель – 17,4%;

Ходовая часть – 3,9%

Электрооборудование – 2,7%

Гидросистема – 5,6 %

Пожарный насос – 5,7 %

Тормозная система– 3,5 %

Рулевое управление – 1%

Процентное распределение неисправностей пожарного автомобиля по узлам и агрегатам показано на рисунке 7.



Рисунок 7. Распределение количества неисправностей пожарного автомобиля по узлам и агрегатам.

1.6.Постановка задач проектирования

Исходя из цели ВКР формулируем следующие задачи дипломного проектирования:

1) проанализировать возможные варианты схематического исполнения гидропривода автолестницы и выбрать вариант, удовлетворяющий предъявляемым к нему требованиям

2) спроектировать контур гидропривода механизма выдвижения лестницы пожарного автомобиля, для чего:

а) обосновать и выбрать схему гидропривода системы выдвижения лестницы;

б) выполнить расчеты энергетических характеристик, диаметров трубопроводов гидролиний, потерь давления в гидросистеме привода, тепловой, статической нагрузочной характеристики; в) выбрать компоненты гидропривода системы выдвижения лестницы;

г) выполнить чертежи основных составляющих гидропривода.


2.Разработка технологического процесса ремонта
2.1. Технические данные

Специальные пожарные автомобили (СПА) – пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях.

Специальные пожарные автомобили в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на следующие типы:

· пожарные автолестницы.

· пожарные коленчатые автоподъемники.

· пожарные телескопические автоподъемники с лестницей.

· пожарные автолестницы с цистерной.

· пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной.

· пожарные аварийно-спасательные автомобили.

· пожарные водозащитные автомобили.

· пожарные автомобили связи и освещения.

· пожарные автомобили газодымозащитной службы.

· пожарные автомобили дымоудаления.

· пожарные рукавные автомобили.

· пожарные штабные автомобили.

· пожарные автолаборатории.

· пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи.

· автомобили диагностики пожарной техники.

· пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы.

· пожарные автомобили технической службы.

· автомобили отогрева пожарной техники.

· пожарные компрессорные станции.



· пожарно-технические автомобили.

· пожарные оперативно-служебные автомобили.

Пожарные автолестницы

Пожарная автолестница (АЛ) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Ограничитель рабочего поля движения лестницы (люльки) - устройство, предотвращающее возможность вывода лестницы (люльки) АЛ за границу ее рабочего поля.

Высота подъема - расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).

Вылет - расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до вертикальной оси, проходящей через верхнюю ступень лестницы (наружный край люльки).

Рабочее поле (зона досягаемости) - зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

Угол подъема лестницы - угол, между горизонтальной плоскостью и продольной осью лестницы.

Время маневра - промежуток времени с момента перемещения рукоятки органа управления соответствующим маневром АЛ из нулевого положения в максимально крайнее до момента достижения соответствующим элементом изделия требуемого положения.

Пожарная автолестница предназначена АЛ-ЗО (131) ПМ-506Д:

для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий;

для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования;

для тушения пожара водой или воздушно-механической пеной;

для выполнения вспомогательных работ на высоте до 30 м;

для использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;

для эвакуации людей с высоты до 30м по маршу лестницы, а также при помощи элас­тичного спасательного рукава.

Таблица 2- Тактико-техническая характеристика

АЛ-30(131)ПМ506Д

Наименование параметра

Показатель

Базовое шасси

ЗиЛ-131Н

Колесная формула

6 × 6

Полная масса

10185 кг

Габаритные размеры:

11000 мм

Двигатель:

· мощность

карбюраторный

Число мест боевого расчёта

3 человека

Максимальная скорость

80 км/ч

Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы

30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания)

Максимальный вылет с рабочей нагрузкой

16 метров

160 кг




Диапазон угла подъёма комплекта колен

от 0 0 до 75 0

Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах)

1000 кг



Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре воздуха от минус 40 до плюс 40°С и относительной влажности до 80% при 20°С.

Таблица 3- Показатели

АЛ-30(131)ПМ506Д



Наименование показателя

Значение

Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 75°, м,

30

не менее




Рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при

1,6(160)

максимальном вылете, кН(кгс), не более




Грузоподъемность лестницы при использовании автолестницы в

1000

качестве крана (при сдвинутой лестнице), кг, не более




Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной

от минус 4 до 75

плоскости, град




Угол поворота лестницы вправо или влево (при угле подъема

не ограничен

не менее 10°), град




Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного




основания с максимальной рабочей нагрузкой на вершине, м




Время маневров лестницы при максимальной скорости движения




без нагрузки, с, при:




подъеме от 0 до 75°

25±5

опускании от 75 до 0°

25±5

выдвигании на полную длину при угле подъема 75°

20±5

сдвигании (полном) при угле подъема 75°

20±5

повороте на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75°

45±15

Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке,

50

с, не более




Минимальный угол подъема, при котором колена могут сдвигаться

30

под действием собственной массы, град




Рабочее давление в гидросистеме, МПа (кгс/см2)

17,5+1 ( 175 +10 )

Рабочая жидкость гидросистемы

Всесезонное масло ВМГЗ




ТУ38-101479-74




Масло МГ-30




ТУ 38-10150-79

Заменители рабочей жидкости

Масло веретенное




ОСТ 38.01412-86




Масло И-30А
Наименование показателя

Значение



Интервал допустимых температур рабочих жидкостей при кратко-





временной работе, °С :





ВМГЗ

От - 40 до +

65

МГ-30

От - 5 до +

75

И-30А

От - 5 до +

75

АУ

От - 20 до +

65

Объем заправочных емкостей агрегатов автолестницы, л;





редуктора привода выдвигания

1,0



редуктора привода поворота

1,0



бака гидросистемы

всей гидросистемы

90





200



Тип шасси

Полноприводное

Масса полная, кг, не более

10185



Распределение полной массы по осям, кг





на переднюю ось, не более

3060



на заднюю тележку, не более

7125



Длина в транспортом положении, мм, не более

11000



Ширина в транспортом положении, мм, не более

2500



Высота в транспортном положении, мм, не более

3200



Максимальная транспортная скорость, км/ч

80



Расход топлива при стационарной работе на привод насоса,

10



кг/ч, не более





Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта

1250



(при y =0,8), ч, не менее





Средний срок службы до списания, лет

10




2.2. Состав, устройство и работа автолестницы

Автолестница АЛ-30(131)ПМ-506Д является модернизацией автолестницы АЛ- 30(131) ПМ-506В.

Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.

Автолестница состоит из следующих основных частей:
шасси ;



Рисунок 5- Общий вид автолестницы АЛ-30(131) ПМ-506В

1 – базовое шасси; 2 – опорные устройства; 3 – механизм выключения рессор; 4 – опорно-поворотный круг; 5 – поворотная рама; 6 – комплект колен лестницы

Перечисленные устройства и механизмы обеспечивают:устойчивость при работе;

  1. выравнивание комплекта колен;

  2. подъем-опускание комплекта колен;

  3. выдвигание-сдвигание колен;

  4. поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

Все узлы и механизмы автолестницы смонтированы на шасси ЗИЛ-131. Опорное основание, состоящее из четырех опор и рамы, закреплено на раме шасси. К раме опорного основания крепится подъемно-поворотное основание с четырьмя коленами, соединенными телескопически

Смазка агрегатов и узлов шасси должна производиться по инструкции автомобиля. Периодичность замены отработанных масел и норм их сбора указаны в таблице 4

Таблица 4-Периодичность замены масел

Наименование составных частей (узлов, агрегатов, систем)

Марка нефтепродукта с указанием наименования и обозначения

Периодичность замены

Норма сбора нефтепродуктов, л (при замене)

Картер редуктора поворота

Масло для коробки передач ЗИЛ-131

1000 ч

0,85

Картер редуктора лебедки выдвигания

Масло для коробки передач ЗИЛ-131

1000 ч

0,5

Бак и гидросистема

Масло согласно табл.

500 ч

260