ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А15
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.
II спряжение | I спряжение |
все глаголы на -ить (кроме 3 исключений) | глаголы брить, стелить, зиждиться |
7 глаголов на -еть: видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть | все глаголы на -еть (кроме 7 исключений) |
4 глагола на -ать: гнать, дышать, держать, слышать | все глаголы на -ать (кроме 4 исключений) |
| все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др. |
Спряжение глаголов настоящего времени
Лицо | I спряжение | II спряжение | ||
Ед. ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
1-е | -у(-ю) | -ем | -у(-ю) | -им |
2-е | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3-е | -ет | -ут (-ют) | -ит | -ат (-ят) |
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГОВРЕМЕНИ
Запомните: выбор суффикса действительных причастий -ущ- (-ющ-) или -ащ- (-ящ-), а также суффикса страдательных причастий -ом- (-ем-) или -им- зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие.
Суффиксы -ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- пишутся | Суффиксы -ащ-, -ящ-, -им- пишутся |
в причастиях, образованных от глаголов I спряжения: дремлющий (дремать — I спр.) шепчущий (шептать — I спр.) читаемый (читать — I спр.) | в причастиях, образованных от глаголов II спряжения: строящий (строить — II спр.) вертящий (вертеть — II спр.) слышимый (слышать — II спр.) |
А16
2) Правописание суффиксов прилагательных
-к-, -ск- | Близкий, немецкий, бедняцкий (суф. -к- пишется в прилагательных с краткой формой на -ок (близок), в прилагательных, образованных от сущ. с основой на ц (немец) и к-ч (бедняк; искл.: узбекский). Киргизский, французский (суф. -ск- пишется в остальных случаях) |
-чив-, -лив-, -ист- | Задумчивый, заботливый, размашистый |
-ев-, -ив- | Игривый, красивый (под ударением — и). Строевой, тюлевый (без ударения — е; исключение: милостивый) |
-еват-, -оват- | Ноздреватый, рыжеватый (после мягких согласных и шипящих). Горьковатый, грязноватый (в остальных случаях) |
-оньк-, -еньк- | Мягонький, плохонький, широконький (после г, к, х). Свеженький, черненький (в остальных случаях) |
-еск-, -ическ- | Вражеский, биологический |
-чат- | Дымчатый, бревенчатый, переливчатый |
3) Суффиксы местоимений
Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо,-нибудьи приставкой кое-всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо.При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.
4) Суффиксы глаголов
Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-) | |
Суффикс -ыва- (-ива-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю): опаздывать (опаздываю), настаивать (настаиваю) | Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю): беседовать (беседую), заведовать (заведую) |
ЗАПОМНИТЕ: в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоро вет ь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил.
ЗАПОМНИТЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ? РАБОТАТЬ – НЕРПРЕД. ФОРМА (ИНФИНИТИВ)
ЧТО ДЕЛАЕТ? РАБОТАЕТ – 3 лицо, ед.число (нет ь)
5) Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий наст. врем.
Суффиксы -ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- пишутся в 1 спряжении | Суффиксы -ащ-, -ящ-, -им- пишутсяво 2 спряяжении |
в причастиях, образованных от глаголов I спряжения: дремлющий (дремать — I спр.) шепчущий (шептать — I спр.) читаемый (читать — I спр.) | в причастиях, образованных от глаголов II спряжения: строящий (строить — II спр.) вертящий (вертеть — II спр.) слышимый (слышать — II спр.) |
Запомните:
— если причастие образовано от глагола на -ать (-ять), то перед н пишется -А(-я): увешать увешанный, увешан; затеять затеянный, затеян;
— если причастие образовано от других глаголов, то перед н пишется Е: засучить засученный, засучен; оклеить оклеенный, оклеен.
6) Правописание наречий
Трудности в написании наречий связаны с выбором суффикса -а- или -о-, употреблением мягкого знака на конце наречий после шипящих, а также с разграничением слитного, раздельного и дефисного написания слов названной части речи.
Гласные -а и -о на конце наречий | |
Суффикс -а- пишется в наречиях с приставками из-, до-, с-: издавна, издалека, досуха, докрасна, справа, слева, сначала, сызнова | Суффикс -о- пишется в наречиях с приставками в-, на-, за-: вправо, налево, направо, вле во, запросто, заживо, засветло, |
В1
Способы образования слов
Суффиксальный | Дом + ик = домик |
приставочный | Дать + с = сдать |
Приставочно-суффиксальный (приставка и суффикс прибавляются одновременно) | Под+окон+ник = подоконник |
Бессуффиксный (этим способом образуются существительные со значением действия: бег, ход. | ть Взрыв -А- = взрыв |
Переход из одной части речи в другую | Рабочий (прилаг.) человек Рабочий (сущест.) |
В3 Типы связи | ||
согласование | Изменяется главное слово → изменяется зависимое | Белая береза Белой березы |
управление | Изменяется главное слово → Зависимое (изменяемое слово) не изменяется здесь | Читал_ книгу Читаю книгу Читать книгу |
примыкание | Изменяется главное слово → Примыкает неизменяемое слово (наречие, категория состояния, деепричастие, инфинитив, степень сравнения(ПРИЛАГ., НАРЕЧ), неизменяемые прилагат., местоимение ЕГО ) | Сделал хорошо (нареч.) Охотник пошутить (инфинитив) Шел, подпрыгивая (дееприч.) Мчаться бестрее (степ.сравнения) ЕГО семья (местоимение ЕГО) Цвет ХАКИ (неизмен. Прилаг) |
В6 СПП. Виды придаточных
вопросы | союзы | примеры | ||
определительные | ||||
Какой? | Словно, Будто, чтобы | Люблю город, в котором живу. | ||
изъяснительными | ||||
Что? О чем?+ др. падежные вопр. | Что, чтобы, как, будто, частица ЛИ | Он сказал, что уезжает. | ||
Обстоятельственные 1.Образа действия | ||||
Как? Каким образом? | Что, чтобы, словно, будто | Объясни так, чтобы было понятно. | ||
2.Степени | ||||
Как? В какой степени? | Что, словно, будто | Мост прогнил так, что по нему опасно ходить. | ||
3.Меры | ||||
Сколько? | Что, словно, будто | Было дано столько времени, сколько требовалось. | ||
Места | ||||
Где? куда? Откуда | - | Я посмотрел туда, куда он указал. | ||
4.Времени | ||||
Когда? Как долго? С каких пор? | Когда? Прежде чем? С каких пор? | После того как прозвенел звонок, дети выбежали из класса. | ||
5.Причины | ||||
Почему? Отчего? По какой причине? | Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что. | Открыли окна, потому что стало жарко. | ||
6.Следтвия | ||||
Что из этого следуют | Так что | После холодов потеплело, так что сейчас повисли сосульки. | ||
7.Цели | ||||
Зачем? С какой целью? | Чтобы, для того чтобы, дабы | Мы разожгли костер, чтобы согреться. | ||
8.Условия | ||||
При каком условии? | Если, когда, раз | Если дождь не прекратится, в поход не пойдем. | ||
9.Уступки | ||||
Несмотря на что? Вопреки чему? | Хотя, несмотря на что, пусть, пускай | Хотя стемнело, мы не прекратили поисков. | ||
10.Сравнения | ||||
Как? В сравнении с чем? | Как, подобно тому как, словно, точно, будто | Чем ночь темней, тем звезды ярче. |
В7 Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи: | ||
Лексический повтор)– повторение одного и того же слова | Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины… | |
однокоренные слова | | |
Синонимы | В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. | |
Антонимы | У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. | |
Описательные обороты | Построили шоссе.Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. | |
Грамматические средства связи: | ||
личные местоимения (я, ты, мы, вы, он, она, они) | . А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком | |
указательные местоимения (такой, тот, этот) | | |
местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) | ….надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал | |
союзы (преимущественно сочинительные) | Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. | |
частицы | 1. формообразующие частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало): 2. отрицательные частицы (не, ни); 3. вопросительные частицы (ли, неужели, разве); 5. модальные частицы:
| |
вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) | …предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. | |
синтаксический параллелизм)– одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура |