Файл: АэропОрты, им п мн ч Б балОванный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А15

Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.

II спряжение

I спряжение

все глаголы на -ить (кроме 3 исключений)

глаголы брить, стелить, зиждиться

7 глаголов на -еть: видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть

все глаголы на -еть (кроме 7 исключений)

4 глагола на -ать: гнать, дышать, держать, слышать

все глаголы на -ать (кроме 4 исключений)

 

все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др.

Спряжение глаголов настоящего времени

Лицо

I спряжение

II спряжение

Ед. ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1-е

-у(-ю)

-ем

-у(-ю)

-им

2-е

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3-е

-ет

-ут (-ют)

-ит

-ат (-ят)



ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГОВРЕМЕНИ

 Запомните: выбор суффикса действительных причастий -ущ- (-ющ-) или -ащ- (-ящ-), а также суффикса страдательных причастий -ом- (-ем-) или -им- зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие.

Суффиксы -ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- пишутся

Суффиксы -ащ-, -ящ-, -им- пишутся

в причастиях, образованных от глаголов I спряжения:
дремлющий (дремать —  I спр.)
шепчущий (шептать — I спр.)
читаемый (читать — I спр.)

в причастиях, образованных от глаголов II спряжения:
строящий (строить — II спр.)
вертящий (вертеть — II спр.)
слышимый (слышать — II спр.)

А16
2) Правописание суффиксов прилагательных


-к-, -ск-

Близкий, немецкий, бедняцкий (суф. -к- пишется в прилагательных с краткой формой на -ок (близок), в прилагательных, образованных от сущ. с основой на ц (немец) и к-ч (бедняк; искл.: узбекский).
Киргизский, французский (суф. -ск- пишется в остальных случаях)

-чив-, -лив-, -ист-

Задумчивый, заботливый, размашистый

-ев-, -ив-

Игривый, красивый (под ударением — и).
Строевой, тюлевый (без ударения — е;
исключение: милостивый)

-еват-, -оват-

Ноздреватый, рыжеватый (после мягких согласных и шипящих).
Горьковатый, грязноватый (в остальных случаях)

-оньк-, -еньк-

Мягонький, плохонький, широконький (после г, к, х).
Свеженький, черненький (в остальных случаях)

-еск-, -ическ-

Вражеский, биологический

-чат-

Дымчатый, бревенчатый, переливчатый

3) Суффиксы местоимений

 Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо,-нибудьи приставкой кое-всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо.При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.

4) Суффиксы глаголов

Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)

Суффикс -ыва- (-ива-)
пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю):
опаздывать (опаздываю), настаивать (настаиваю)

Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю):
беседовать (беседую),
завед
овать (заведую)

 ЗАПОМНИТЕ:  в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоро вет ь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил.



ЗАПОМНИТЕ:  ЧТО ДЕЛАТЬ? РАБОТАТЬ – НЕРПРЕД. ФОРМА (ИНФИНИТИВ)

ЧТО ДЕЛАЕТ? РАБОТАЕТ – 3 лицо, ед.число (нет ь)

5) Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий наст. врем.

      

Суффиксы -ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- пишутся в 1 спряжении

Суффиксы -ащ-, -ящ-, -им- пишутсяво 2 спряяжении

в причастиях, образованных от глаголов I спряжения:
дремлющий (дремать —  I спр.)
шепчущий (шептать — I спр.)
читаемый (читать — I спр.)

в причастиях, образованных от глаголов II спряжения:
строящий (строить — II спр.)
вертящий (вертеть — II спр.)
слышимый (слышать — II спр.)

 Запомните: 
      — если причастие образовано от глагола на -ать (-ять), то перед н пишется -А(-я)увешать  увешанный, увешан; затеять   затеянный, затеян;
      — если причастие образовано от других глаголов, то перед н пишется Езасучить   засученный, засучен; оклеить   оклеенный, оклеен.
6) Правописание наречий

      Трудности в написании наречий связаны с выбором суффикса -а- или -о-, употреблением мягкого знака на конце наречий после шипящих, а также с разграничением слитного, раздельного и дефисного написания слов названной части речи. 

Гласные  и -о на конце наречий

Суффикс -а- пишется в наречиях с приставками из-, до-, с-: издавна, издалека, досуха, докрасна, справа, слева, сначала, сызнова

Суффикс -о- пишется в наречиях с приставками в-, на-, за-вправо, налево, направо, вле во, запросто, заживо, засветло,



В1

Способы образования слов

Суффиксальный

Дом + ик = домик

приставочный

Дать + с = сдать

Приставочно-суффиксальный (приставка и суффикс прибавляются одновременно)

Под+окон+ник = подоконник

Бессуффиксный (этим способом образуются существительные со значением действия: бег, ход.


ть
Взрыв -А- = взрыв

Переход из одной части речи в другую

Рабочий (прилаг.) человек

Рабочий (сущест.)




В3

Типы связи

согласование

Изменяется главное слово → изменяется зависимое

Белая береза

Белой березы

управление

Изменяется главное слово →

Зависимое (изменяемое слово) не изменяется здесь

Читал_ книгу

Читаю книгу

Читать книгу


примыкание

Изменяется главное слово →

Примыкает неизменяемое слово (наречие, категория состояния, деепричастие, инфинитив, степень сравнения(ПРИЛАГ., НАРЕЧ), неизменяемые прилагат., местоимение ЕГО )

Сделал хорошо (нареч.)

Охотник пошутить (инфинитив)

Шел, подпрыгивая (дееприч.)

Мчаться бестрее (степ.сравнения)

ЕГО семья (местоимение ЕГО)

Цвет ХАКИ (неизмен. Прилаг)


В6 СПП. Виды придаточных

вопросы

союзы

примеры

определительные

Какой?

Словно,

Будто, чтобы

Люблю город, в котором живу.

изъяснительными

Что?

О чем?+ др. падежные вопр.

Что, чтобы, как, будто, частица ЛИ

Он сказал, что уезжает.

Обстоятельственные 1.Образа действия

Как? Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто

Объясни так, чтобы было понятно.

2.Степени

Как? В какой степени?

Что, словно, будто

Мост прогнил так, что по нему опасно ходить.

3.Меры

Сколько?

Что, словно, будто

Было дано столько времени, сколько требовалось.

Места

Где? куда? Откуда

-

Я посмотрел туда, куда он указал.

4.Времени

Когда?

Как долго? С каких пор?

Когда? Прежде чем? С каких пор?


После того как прозвенел звонок, дети выбежали из класса.

5.Причины

Почему? Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Открыли окна, потому что стало жарко.

6.Следтвия

Что из этого следуют

Так что

После холодов потеплело, так что сейчас повисли сосульки.

7.Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, дабы

Мы разожгли костер, чтобы согреться.

8.Условия

При каком условии?

Если, когда, раз

Если дождь не прекратится, в поход не пойдем.

9.Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на что, пусть, пускай

Хотя стемнело, мы не прекратили поисков.

10.Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто

Чем ночь темней, тем звезды ярче.


В7 Средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи:

Лексический повтор)– повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины…

однокоренные слова





Синонимы

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Антонимы

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

Описательные обороты

Построили шоссе.Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Грамматические средства связи:


личные местоимения

(я, ты, мы, вы, он, она, они)

. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком

указательные местоимения (такой, тот, этот)




местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

.надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал

союзы (преимущественно сочинительные)

Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.

частицы

1. формообразующие частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало):

2. отрицательные частицы (не, ни);

3. вопросительные частицы (ли, неужели, разве);

5. модальные частицы:

  • указательные частицы (вот, а вот, вон, а вон);

  • уточняющие частицы (именно, как раз);

  • выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти);

  • восклицательные частицы (что за, как);

  • усилительные частицы (даже, даже и, ни, же, ведь, уж, все-таки, все);

  • смягчение требования (-ка (подай-ка), -то (молоко-то сбежало));

  • сомнение (вряд ли, едва ли);

  • побудительные частицы (пусть).

вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.

синтаксический параллелизм)– одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура