Файл: Состояние мирового рынка виртуальной реальности и перспективы его развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 собственный офис через специальную гарнитуру, появятся интерактивные инструменты и объекты.
Дополнительная и смешанная реальности обладают следующими свойствами: совмещает виртуальное и реальное, взаимодействует в реальном времени, работает в 3D [28].
Таким образом, виртуальная реальность является перспективной областью развития с возможностью интегрирования практически любую сферу человеческой деятельности. Дополнительную и смешанную реальность можно назвать продолжением VR, их перспективы еще не раскрыты, но их активно используют во многих сферах деятельности. На данный момент технология VR находится в процессе развития, все возможности виртуальной реальности еще не были продемонстрированы и в дальнейшем будущем VR будет неотъемлемой частью жизни общества.
1.2. Отрасли применения и развития виртуальной реальности
В начале 1990–х годов виртуальная реальность находилась на начальном этапе своего развития и была представлена лишь квадратными шахматными фигурами на доске. Однако с развитием развлекательной индустрии виртуальная реальность также стала стремительно развиваться.
Виртуальную реальность стали внедрять и использовать в различных сферах деятельности, в настоящее время VR используют в образовательных, строительных и развлекательных и других отраслях.
Виртуальная реальности применяется в различных сферах деятельности и на данный момент не полностью развита, например интернет магазины VR, которые, к сожалению, использовали для обмана покупателей, списывая деньги за разбитую продукцию VR магазина. Данная идея при должном развитии сможет облегчить жизнь и привлечь пользователей, однако доверие к подобным магазинам было утрачено. Рассмотрим основным отрасли развития VR, в настоящее время это сфера развлечений,
13 образования, строительства и медицины. Рассмотрим каждую более подробно.
1. Сфера развлечений. В настоящее время основная сфера использования виртуальной реальности, прежде всего благодаря возможности свободного общения в виртуальном мире и интересного контента. В данной сфере работают многие крупные компании по созданию игр, например Valve. Отрасль развлечений является очень прибыльной и предстает отличным выбором для инвестирования, ведь с распространением устройств прибыль данной сферы будет только расти, учитывая малую распространенность устройств и контент, который только в начале своего развития, отрасль считается очень перспективной [26].
2. Образование. Применение VR в сфере образования охватывает практически все области, включая военную и медицину, виртуальные уроки физики, астрономии, анатомии, химии уже не мечта, а реальность.
Использование технологии VR позволяет наглядно объяснить проходимые процессы, что значительно упрощает усвоение знаний. В сфере военного применения VR используют для моделирования различных ситуаций, в которых проходят максимально приближенные к реальным условиям действия, будь то спасение заложников или захват здания, все это моделируется в виртуальном мире и позволяет обучающимся полностью погрузится в смоделированную ситуацию.
Отметим так же обучение пилотов военной или гражданской авиации.
Имитируя воздушное судно, можно быстро изучить управление новой моделью самолета, или же ознакомится с процессом управления еще в академии, что позволяет набирать хоть и виртуальный, но все же опыт управления летающим средством. В том числе возможно моделирование различных ситуаций, будь то плохая погода или турбулентность, и испытывать это в виртуальном мире, так как обучение управлению в таких условиях в реальном мире попросту невозможно. Использование VR в образовании имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
14
Положительные качества VR в образовании:
1) наглядность. Используя виртуальный мир можно воспроизвести химические процессы вплоть до атомного уровня, при этом ничто не мешает углубиться еще дальше и показать, что происходит внутри самого атома.
Виртуальная реальность способна не только дать сведения о самом явлении, но и продемонстрировать его с любой степенью детализации.
2) безопасность. Управление самолетом, операция на сердце, техника безопасность при пожаре, VR может погрузить человека в любую ситуацию без опасности для жизни. К сожалению, человек проводивший операцию на сердце в виртуальном мире, не способен сделать тоже самое в реальном. Однако опыт, полученный в VR, может помочь в экстренной ситуации и ускорит обучение будущего специалиста.
3) вовлечение. Виртуальная реальность способна погрузить пользователя непосредственно в сам процесс, участвовать в нем, влиять на него тем или иным образом. Например, какой либо эксперимент или решение математической задачи в игровой форме. Виртуальная реальность позволяет увидеть историю от первого лица или изучить строение человека, а так же процессы, происходящие в организме человека рассмотрев мельчайшие детали.
4) фокусировка. Виртуальный мир окружает человека на все 360 градусов, что позволяет полностью сосредоточиться на процессе обучения и не отвлекаться на внешние раздражители и углубится в изучение материала.
Использование VR в сфере образования имеет множество плюсов, к сожалению, присутствуют и минусы, среди них можно выделить:
1) объем. Любая дисциплина довольно объемна, и содержит множество информации, следовательно, требует больших ресурсов для создания контента для обучения, это может быть как курс лекций, так и приложение для приобретения навыков. Компании, которые будут создавать такие материалы, должны быть готовы заниматься разработкой довольно продолжительное время без возможности ее окупить до выхода полноценных
15 наборов уроков. Так же следует учесть, что долгое нахождение в виртуальной среде может плохо сказаться на организме человека.
2) стоимость. Хотя оборудование для VR не имеет заоблачной цены, при использовании виртуальной реальности в образовательной системе потребуется оборудовать специальный класс, а может и несколько разных или подобных классов, стоимость которых будет довольно высокой.
3) функциональность. Виртуальная реальность практически не имеет ограничений, возможно создать все что угодно, важно найти правильные инструменты и сделать контент интересным и вовлекающим.
Однако многие созданные обучающие приложения не используют все возможности VR и не в полной мере выполняют свою функцию.
Можно сказать, что VR в сфере образования только начала свой путь, и в дальнейшем глубоко распространится и сможет улучшать процесс образования [12,14,17].
3. Следующей отраслью применения VR технологий является архитектура и строительство. В процессе создания проекта здания обычно присутствует макет самого строения, в данном случае VR способствует наиболее точно передать мысли архитектора, позволяет оценить весь масштаб будущего здания в виртуальном мире, и в случае чего позволяет достаточно легко внести корректировки. В настоящем времени VR уже используется в данной области, в основном еѐ используют архитекторы для представления спроектированной конструкции в полном объѐме, застройщики для привлечения инвесторов уникальным и захватывающим видом и дизайнеры для превращения своей работы в незабываемый опыт виртуальной или дополненной реальности.
Виртуальная реальность помогает строительным компаниям и архитектурным бюро не только выиграть тендеры и повышать эффективность процесса строительства, но и самое главное, делиться с клиентами своим видением. Некоторые люди не могут себе представить, как
16 пустое помещение будет выглядеть после ремонта или, как их новая кухня будет смотреться в интерьере.
Существует много возможностей применения VR в сфере строительства, рассмотрим их.
Виртуальная реальность для совместной работы над проектами. В строительных проектах возникают множество ошибок и проблем связанных прежде всего с плохой коммуникацией. Прежде всего, сама цепочка принятия решения для исправления или корректировки макета здания останавливает работу и требует собрания ответственных лиц. Партнерам и архитекторам необходимо встретится и обсудить изменения, построить новый макет и представить на собрании, и в случае несогласованности рассматривать разные варианты, которые только через время архитектор нанесет на бумагу и представит для утверждения.
Виртуальная реальность в свою очередь позволит встретиться в виртуальном макете здания и наглядно вносить изменения в проект, что облегчит задачу не только архитектору, но и собственникам, которым достаточно погрузится в виртуальный мир для обсуждения проекта, без необходимости физического присутствия.
Виртуальная реальность для принятия важных решений. Строительство это постоянный источник споров даже до начала работ, задержки из–за разнообразных недоразумений, уточнения и проверки инвесторов и застройщиков, часто возникают вопросы о виде самого здания и окружения, изменения по требованиям инвесторов и их переживания. Обеспокоенность тем, как ваш проект будет влиять на инфраструктуру и окружающую среду: стоимость недвижимости, общий вид здания, безопасность, дорожное движение или экологию. В данной сфере оперативное решение вопросов может повлиять как на сроки строительства, так и на затрачиваемые ресурсы.
Виртуальная реальность позволит максимально точно показать то, как проект впишется в среду и развеет часть страхов и опасений, возможность
17 увидеть будущее здание приятно удивит инвесторов и положительно скажется на дальнейшем сотрудничестве. Даже на ранних этапах планирования виртуальная и дополненная реальность может обеспечить ценную для застройщиков и проектировщиков обратную связь. Возможность оперативного принятия изменений проекта в виртуальной реальности позволит сэкономить средства и оставит хорошее впечатление на партнеров.
Виртуальная реальность в дизайне. В строительстве обычно разрабатывают формы, системы, пространство здания, однако каждое здание строится для использования людьми, а значит внутренние обустройство имеет большую роль. Для этой цели привлекают дизайнеров, обычно они использовали CAD и 3D для создания визуализации, теперь же для данной цели отлично подходит виртуальная реальность, которая позволяет заглянуть в еще не построенное здание и создать необходимый интерьер или же при покупке квартиры обустроить еще не существующую комнату и делать перестановки моментально.
Так же благодаря последнему, продажа квартир или съем помещений станет значительно проще, ведь покупатель сможет с помощью виртуального мира пройтись по помещению и оценить его, узнать информацию о здании или обустроить на свой вкус, что значительно упростить саму систему продажи недвижимости, ведь не нужно будет ехать в другой конец города или тратить на это целый день, достаточно погрузится в виртуальный мир и сделать выбор [6,9,19].
4. Виртуальная реальность в сфере медицины. Устройства виртуальной реальности эффективно используются в медицине. Понимание врачом информации о пациенте имеет первостепенное значение для последующего лечения, позволяет значительно улучшить качество работы и упростить работу сотрудникам. VR может помочь создать интерактивные модели и реконструкции органов для обучения, проектирование хирургического вмешательства или даже наблюдение за проведением операции с помощью
VR. Используя специализированные устройства возможно разработать
18 модели индивидуальных протезов, создание тренажеров–симуляторов для обучения будущих работников медицинской сферы.
Выделим области успешного применения технологии VR:
1) хирургические операции и симуляторы для прогнозирования и обучения. Обладая полной информацией о пациенте, есть возможность создать интерактивную модель с целью прогнозирования влияние лекарств на пациента или обучения.
2) трансляции в режиме онлайн. В королевском лондонском госпитале успешно провели операцию по удалению раковой опухоли, за операцией наблюдали 13 тысяч студентов хирургии.
В данном случае с помощью устройства за работой профессионала студенты могли наблюдать и задавать вопросы. Несмотря на то что использовалась дополнительная реальность, обучающий потенциал у подобной практики большой. При операции были использованы «умные» очки Google Glass.
3) клиническая картина в режиме реального времени. Устройства дополнительной реальности помогают хирургам получить полную информацию об оперируемом человеке.
Ученые из университета Дьюка спроектировали устройство дополнительной реальности, которое позволяет хирургу наблюдать 3D–
картину мозговой деятельности пациента. Устройство накладывает данные томографии на голову пациента и проектирует картинку.
4) симуляторы для обучения. Компания Medical Simulation Corp. создала симулятор, которым является полноразмерный манекен человека с имитацией сердечно–сосудистой системы. Для симуляции используют окрашенную жидкость и вводят в артерии и сосуды, это позволит студентам наблюдать изменение кровяного давления, сердечного ритма, насыщения кислородом и других показателей.
Виртуальную реальность так же используют для лечения психических расстройств и поражений нервной системы. Новое и активно развивающееся
19 направление это тренажеры–симуляторы, конструирующие виртуальный мир для лечения психических отклонений и когнитивных расстройств. В данном случае следует выделить:
устройство «Virtual Relief» для пациентов с деменцией.
Компания «Virtual Relief» создала устройство виртуальной реальности для людей, страдающих деменцией – старческим слабоумием. Пациенту с деменцией сложно усваивать новую информацию, а в виртуальной обстановке специалисты создали комфортную среду, в которой с помощью игр можно тренировать память, владение языком и совершать другие упражнения;
лечение последствий инсульта. Паралич вызван не отказом мышечной ткани, а нарушениями в управляющих областях мозга, в виртуальной реальности больной может совершать движения, которые позволяют активировать двигательные области и восстановить двигательную функцию;
лечение фобий и психических расстройств. Виртуальная реальность помогает вылечить различные фобии, будь то боязнь насекомых или высоты, и серьезные психические заболевания. Так уже длительное время клиники и медицинские центра в США используют VR для лечения последствий
«иракского» и
«афганского» синдрома у бывших военнослужащих. Им создают безопасную среду для адаптации и с помощью создания различных ситуаций помогают сдерживать негативные эмоции и иные негативные последствия, полученные за время службы [5,7,30].
Таким образом, виртуальная реальность способна в значительной степени влиять и улучшать жизнь человека и общества. Используя VR в разных сферах жизни, возможно, улучшить как работу, так и показатели успешности определенной сферы. На данный момент в основном развитие приходится на отрасль развлечений, то есть игры, аттракционы, развлекательный контент, однако нельзя недооценивать пользу VR в остальных сферах, к сожалению, их развитие идет не так быстро как отрасль
20 развлечений, однако в дальнейшем VR сможет принести пользу абсолютно каждой отрасли человеческой деятельности.
1.3. Особенности государственного регулирования рынка виртуальной
реальности
Важным для VR индустрии стал 2016 год, вышли в продажу потребительские VR устройства от известных производителей, а многие игровые компании и студии выпустили множество VR контента. В этом же году были созданы отраслевые объединения, с целью консолидации контентных и маркетинговых активов, выработки общих технологических стандартов. К примеру, из значительных событий рынка России стало создание первого в стране VR консорциума, в него вошли крупные медиа и технологические компании. Основной целью создания консорциума является активная помощь становлению рынка VR в России и создание единых технологических стандартов.
В связи с довольно быстро развитием VR возникает вопрос его регулирования государственными органами.
На данный момент регулирования виртуальной реальности происходит как товара, то есть продажа и покупка устройств, их импорт и экспорт с последующим распространением, и как услугу, аттракционы виртуальной реальности, комнаты и клубы. Таким образом, на данный момент виртуальная реальность не имеет собственного регулирования и подчиняется уже сложившимся отношениям.
Здравоохранение и безопасность – области, вызывающие особую озабоченность в связи с новыми технологиями AR и VR, которые способны отвлечь пользователей от полного осознания их физического окружения.
Пользователь может получить травму, натолкнувшись на предметы реального мира, или отвлечься, например, находясь за рулем автомобиля. С
21 момента запуска AR игры «Pokémon Go» поступили десятки сообщений об авариях, предположительно связанных с приложением.
Распространение AR и VR, вероятно, вызовет новые опасения по поводу таких вопросов, как пассивный сбор данных, распознавание лиц, наблюдение и целевая реклама.
Рассмотрим регулирование виртуальной реальности в США и России.
В США на федеральном уровне «Федеральная торговая комиссия»
(FTC) применяет правила конфиденциальности, запрещающие
«несправедливые или вводящие в заблуждение действия или практику в торговле или влияющие на торговлю». В 2010 г. FTC разработала руководящие принципы для онлайн–рекламы, которые требуют, чтобы потребителям было разрешено отказаться от отслеживания их онлайн–
активности. В тех штатах, которые в деле обеспечения конфиденциальности потребителей пошли дальше существующих федеральных правил, сервисы, связанные с AR и VR, подпадают под более детальное правовое регулирование. В 2003 г. Калифорния приняла первый закон о требовании для операторов и web–приложений публиковать в обязательном порядке политику конфиденциальности. Отдельные штаты также ввели законы, ограничивающие сбор биометрических и геоданных учащихся.
Другая проблема связана с тем, как правоохранительные и иные государственные органы будут рассматривать информацию, собранную компаниями посредствам AR и VR. Согласно доктрине «третьей стороны», правительство США может получать только добровольно переданную третьими сторонами информацию. Однако справедливо полагать, что пользователи могут испытывать дискомфорт по поводу возможности такого предоставления их «чувствительных» данных правоохранительным и иным государственным структурам. AR и VR меняют способ взаимодействия потребителей с объектами патентных прав, товарными знаками и произведениями, защищенными авторскими правами, затрагивая проблему добросовестного использования. В Соединенных Штатах законодательные и