ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательное учреждение профсоюзов
высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
Курганский филиал
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания к выполнению курсового проекта на тему «Разработка бизнес-плана»
для студентов
направления подготовки 080200 «Менеджмент» очной и заочной форм обучения
Курган - 2013
Слабош Т.С. Методические указания к выполнению курсового проекта на тему «Разработка бизнес-плана» для студентов направления подготовки «Менеджмент» всех форм обучения. – Курган: КФ ОУП ВПО Академия труда и социальных отношений, 2013 г. – 41с.
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Планирование предпринимательской деятельности» разработаны в соответствии с рабочей программой.
Автор: Слабош Т.С. ст. преподаватель кафедры «Менеджмент организации» КФ ОУП ВПО АТиСО
Рецензент: Сутягина Т.И. доцент, зав. кафедрой «Менеджмент организации» КФ ОУП ВПО АТи СО
Рекомендовано к изданию Методическим советом ОУП ВПО КФ АТиСО
(протокол заседания кафедры № 10 от 24 июня 2013 г.)
Содержание
Введение
Выполнение курсового проекта предполагает разработку бизнес-плана предпринимательского проекта.
Целью курсового проекта является систематизация теоретических знаний по дисциплине «Планирование предпринимательской деятельности», а также получение практических навыков разработки бизнес-плана предпринимательского проекта.
Объектом исследования может являться предприятие, занимающееся коммерческой деятельностью, а также виртуальное предприятие, которое решит создать студент и разработать для него бизнес-план коммерческой деятельности. Идея бизнес-плана придумывается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем. В качестве идеи предпринимательского проекта может выступать разработка нового продукта, услуги или вида деятельности для уже существующего предприятия, а может быть идея создания абсолютно нового коммерческого предприятия.
В процессе управления предприятием бизнес-планирование занимает особое место. Знание подходов и методов составления бизнес-плана необходимо для менеджеров, маркетологов, специалистов антикризисной команды в процессах финансового оздоровления, внешнего управления и в целом для планирования мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия. Важной задачей разработки бизнес-планов является привлечение и обоснование инвестиций, необходимых для осуществления проектов технического перевооружения, реконструкции предприятий, производства новой продукции.
В методических указаниях определена структура курсового проекта, порядок разработки разделов и расчёта показателей, а также приведены некоторые формы, по которым может быть представлена информация в окончательном варианте.
Стандартной формы бизнес-плана не существует, но во всех случаях он должен содержать информацию, необходимую для принятия решения о возможности финансирования предприятия. Каждый бизнес-план имеет свои особые черты в зависимости от того, в какой сфере начинает работать предприниматель, какой капитал он хочет получить от банка или инвестиционной компании. Глубина проработки бизнес-плана зависит от объема запрашиваемого финансирования. В случае малого бизнеса некоторые детали бизнес-плана могут быть опущены или изложены в сокращенном объеме. При составлении бизнес-плана необходимо пользоваться статистической информацией, подтверждая ее ссылкой на первоисточник, известных экспертов. Исходными данными для выполнения курсового проекта могут являться также материалы о предприятии, собранные студентами в ходе ознакомительной и производственной практик: внутренняя (устав, годовые отчеты предприятия, направленные государственным органам, материалы сайтов в Интернете, рекламные материалы) и внешняя (обзоры в печатных изданиях, данные о развитии отрасли, тенденциях и прогнозах, опубликованные в периодической печати, специальных отраслевых изданиях и т.д.).
Курсовой проект считается выполненным, если в нем представлены все структурные составляющие в соответствии с предъявленными требованиями, которые определены в данных методических указаниях по каждому разделу. Все предложения в бизнес-плане должны быть четко обозначены, при необходимости возможно использование фотографий, схем, графиков. При оформлении текста, схем, графиков, таблиц и другого материала студент должен руководствоваться методическими указаниями к выполнению письменных работ ОУП ВПО КФ Академии труда и социальных отношений [25].
Содержание курсового проекта
Введение
1 Резюме: краткое содержание бизнес-плана
2 Описание предприятия и вида деятельности
3 Анализ положения дел в отрасли
4 Описание продукции или вида услуг
5 Анализ конкуренции на рынке
6 План маркетинга
7 Производственный и календарный план
8 Организационный план
9 Финансовый план, оценка эффективности проекта
10 Оценка рисков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Объем курсового проекта предполагается в пределах 30 - 40 страниц печатного текста (без приложений и списка использованных источников).
В формулировке темы к словам «Разработка бизнес-плана» должно быть добавлено наименование вида деятельности, по которому разрабатывается бизнес-план, то есть выполняется курсовой проект, например: Разработка бизнес-плана по открытию магазина «Бытовая техника». Тема курсового проекта должна отражать суть разрабатываемого бизнес-плана.
2 Резюме: краткое содержание бизнес-плана
Бизнес-план - довольно объемный документ и для первичного ознакомления будущего инвестора с вашим проектом абсолютно неприемлем, так как Вам необходимо убедить его за несколько минут в перспективности вашего бизнес-плана. Поэтому рекомендуется составить краткое резюме бизнес-плана, в котором потенциальные инвесторы сразу смогут получить ответы на интересующие их вопросы.
1 В чем суть вашего проекта и его потенциальная эффективность?
2 Кто и как будет реализовывать проект?
3 Сколько денег Вам необходимо и источник(и) финансирования?
4 Как будете возвращать кредит?
5 Какое обеспечение займа можете представить?
С первых слов они должны убедиться в экономической эффективности и реализуемости проекта. Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 2-3 страницы. Необходимо добиваться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия.
Особенность данного раздела заключается в том, что выполняется он в самом конце разработки бизнес-плана, а помещается в начале.
3 Описание предприятия и вида деятельности
При характеристике своего бизнеса обычно употребляют такое понятие, как «концепция бизнеса». Под концепциейпонимается общее представление о намечаемом бизнесе и тех целях, которые ставит перед собой предприниматель.
Цель этого раздела бизнес-плана заключается в том, чтобы объяснить: на чем вы хотите сделать бизнес; каким образом вы собираетесь добиться поставленной цели; на чем основано ваше убеждение в успехе дела.
Здесь нужно сформулировать миссию вашей компании и определить цели и задачи бизнеса. Для формулировки миссии и целей можно воспользоваться рекомендациями методического пособия по выполнению курсового проекта по дисциплине «Стратегический менеджмент», глава 6 [22,23].
Данный раздел бизнес-плана должен содержать ответы на следующие вопросы.
Каким бизнесом вы занимаетесь? С каким видом деятельности он в основном связан - с торговлей, промышленностью, сферой услуг? Какие товары вы будете производить или какие услуги оказывать? Кто является потребителем вашей продукции?
Каково положение дел в вашей фирме? Что это – стадия становления, расширение действующего предприятия, слияние с другой фирмой или выделение из состава более крупной?
Каков юридический статус вашей фирмы – единоличное владение, партнерство или корпорация? Какова организационно-правововая форма? Почему дело обещает быть прибыльным (или имеет хорошие перспективы для развития)?
Когда и где ваша фирма начнет функционировать? Опишите местоположение будущей фирмы. Почему Вы выбрали именно это место, а не другое? Почему Вы считаете его наиболее подходящим для своей фирмы? Как отразится ваш выбор на текущих издержках?
Рекомендуемый объем главы - 3-5 страниц.
4 Анализ положения дел в отрасли
В данном разделе следует показать картину современного состояния и перспектив развития отрасли, в которой вы собираетесь оперировать. Необходимо рассмотреть ее структуру. Коротко опишите емкость рынка сбыта, тенденции его роста и своих основных конкурентов. Дайте оценку вероятности появления новых потребителей вашего продукта, законов и инструкций, конкурентов или, наоборот, исчезновения последних, то есть любых тенденций и факторов, которые могут позитивно или негативно повлиять на ваш бизнес.
Для анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли рекомендуется воспользоваться методиками стратегического анализа, описанными в методическом пособии по выполнению курсового проекта по дисциплине «Стратегический менеджмент», раздел 4.1 [22,23].
Начинается анализ с изучения основных экономических характеристик отрасли, таких как: размер рынка; масштаб конкуренции; темпы роста рынка и этап его жизненного цикла; количество конкурентов и их относительные размеры
; количество покупателей; каналы распространения продукции; скорость технологических изменений в производстве и темпы разработки инновационных товаров; степень дифференциации товаров (услуг) компаний-конкурентов; степень загрузки производственных мощностей; требуемый размер капиталовложений, условия входа в отрасль и выхода из нее; отраслевой показатель прибыльности (выше или ниже среднего по экономике в целом) и др. Дальнейший анализ предлагается дополнить ключевыми факторами успеха в отрасли, то есть необходимо указать главные факторы, определяющие успех фирмы в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. В заключение раздела студентам необходимо сделать общие выводы о перспективах и привлекательности исследуемой отрасли.
Рекомендуемый объем главы - 3-5 страниц.
5 Описание продукции или вида услуг
В данном разделе бизнес-плана описывается тот продукт или та услуга, которые вы хотите предложить вашим будущим покупателям и ради производства которых задумывается весь проект. Здесь потребуется предельная четкость при ответах на следующие вопросы.
Какие потребности призван удовлетворять ваш продукт или услуга?
Каким образом реализуется назначение вашего продукта?
Перечислите основные характеристики и параметры вашего продукта, оригинальные и уникальные черты, делающие его конкурентоспособным.
В чем особая ценность вашего продукта для покупателя?
Почему именно ваш продукт будет пользоваться спросом на рынке?
Каковы слабые стороны вашего продукта?
Сколько времени необходимо для доведения нового продукта до первых продаж, до пика продаж, до пика прибыли, до прекращения продаж?
Каковы возможности адаптации (модификация) вашего продукта к изменениям рынка?
Каковы возможности и особенности вашей фирмы, позволяющие ей обеспечить успешный выпуск и распространение продукта?
Может ли ваш продукт быть защищен авторскими правами, патентами, торговыми знаками?
В данном разделе желательно поместить наглядное изображение товара, должна быть указана примерная цена вашего товара и стоимость затрат, которые пойдут на его производство. Очень важно четко охарактеризовать основные качества вашего товара, преимущества его дизайна и особенности упаковки, в которой он будет продаваться. В этом же разделе описывается и организация сервиса вашего товара, если это техническое изделие.