Файл: Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра Техносферная безопасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольные вопросы
-
Что такое шум, классификация шума. -
Физико-физиологические характеристики шума. -
Методы нормирования шума. -
Как определяется суммарный уровень шума нескольких источников? -
Что такое шумовая характеристика машины и где она используется? -
Методы и средства измерения производственного шума.
Библиографический список
-
Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев И. Л. и др. Безопасность жизнедеятель- ности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана тру- да). – М. : Высш. шк., 2002. -
ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности. – М. :
Изд-во стандартов, 1983.
-
Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Защита от шу- ма. СНиП П-12-77. – М. : Изд-тво стандартов. – 1978. -
СН 2.2.4/2.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях, жилых и общест- венных зданиях и на территории жилой застройки. – М. : Изд-во стандартов.
– 1996.
Приложение
Таблица1
Нормы допустимых уровней шума
(извлечение из ГОСТ 12.1.030-83, и СН 2.2.4/2.562-96)
Рабочее место | Уровень звукового давления в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами | Уровень шума и экви- валентный уровень зву- ка, дБА | |||||||
63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | ||
1. Помещения, | 63 | 52 | 45 | 39 | 35 | 32 | 30 | 28 | 40 |
классные аудито- | | | | | | | | | |
рии, учебные ка- | | | | | | | | | |
бинеты, читаль- | | | | | | | | | |
ные залы | | | | | | | | | |
2. Помещения | 79 | 70 | 63 | 58 | 55 | 52 | 50 | 49 | 60 |
управления, ра- | | | | | | | | | |
бочие кабинеты | | | | | | | | | |
3. Кабины маши- | 94 | 87 | 82 | 78 | 75 | 73 | 71 | 70 | 80 |
нистов локомо- | | | | | | | | | |
тивов, наблюде- | | | | | | | | | |
ния, дистанцион- | | | | | | | | | |
ного наблюдения | | | | | | | | | |
4. Постоянные | 99 | 92 | 86 | 83 | 80 | 78 | 76 | 74 | 85 |
рабочие места в | | | | | | | | | |
производствен- | | | | | | | | | |
ных помещениях | | | | | | | | | |
5. Жилые комна- | 55 | 44 | 35 | 29 | 35 | 22 | 20 | 10 | 30 |
ты квартир, до- | | | | | | | | | |
мов отдыха, дет- | | | | | | | | | |
ские учреждения | | | | | | | | | |
Таблица 2
Поправки к октавным уровням звукового давления и уровням эквивалентного звука в дБ
Суммарная длительность воздействия за смену | Характер | шума | |
широкополосный | тональный или импульсный | ||
от 4 до 8 ч | 0 | -5 | |
от 1 до 4 ч | +6 | +1 | |
от 1/4 до 1 ч | +12 | +7 | |
от 5 до 15 мин | +18 | +13 | |
менее 5 мин | +24 | +19 |
Таблица 3
Протокол результатов измерений и расчетов уровня звукового давления
№ строч- ки | Показатели | Уровни звукового давления, дБ в октавных полосах со среднегео- метрическими частотами, Гц | Уровень звука, дБА | ||||||||
63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | | |||
1 | Измеренное значение L1 первого источника (N…) | | | | | | | | | | |
2 | Измеренное значение L2 второго источника (N…) | | | | | | | | | | |
3 | Измеренное суммарное зна- чение L двух источников | | | | | | | | | | |
4 | Расчетное суммарное значе- ние Lрасч двух источников | | | | | | | | | | |
5 | Нормируемое значение LH | | | | | | | | | | |
6 | Требуемое снижение ΔLтр | | | | | | | | | |
62
Лабораторная работа 3. Исследование естественного и искусственного освещения на рабочих местах
Цель работы
Целью выполнения лабораторных работ является ознакомление студентов с параметрами световой среды на рабочих местах, с влиянием уровня освещен- ности на работников, принципами нормирования, с приборами для измерения характеристик световой среды, обучение измерению и оценке уровня естест- венного и искусственного освещения.
-
Теоретическая часть
-
Световая среда и здоровье человека
Рациональное устроенное освещение на производственном объекте явля- ется одним из основных факторов, обеспечивающих безопасность производст- ва. Свет является стимулятором не только зрительного анализатора, но и со- стояния организма в целом, а также общей работоспособности человека. При недостаточной освещенности и плохом качестве освещения состояние зритель- ных функций находится на низком исходном уровне, что повышает утомление зрения в процессе выполнения работы и повышает опасность травмирования из-за слабой различимости опасных объектов. Недостаток света вызывает на- пряжение глаз, затрудняет различение предметов, замедляет темп работы. Ос- вещение имеет большое значение для здоровья и правильной организации тру- да. Под влиянием светового излучения ускоряются процессы высшей нервной деятельности, повышается общая активность и деятельность дыхательных ор- ганов. Благоприятные световые условия оказывают благотворное общее психо- физиологическое воздействие на работоспособность и активность человека, а также на качество выполнения работы.
Человеческий глаз воспринимает лучистую энергию как световую в пре- делах длин волн от 380 до 770 нм при частоте колебаний от 8·1014 до 4·1014 Гц. Этот участок спектра электромагнитных колебаний называют видимым. В це- лом видимая часть спектра воспринимается глазом человека как белый свет.
Отдельные узкие участки этой части спектра различаются длиной волны и вы- зывают соответствующие ей ощущения различных цветов. Видимые излучения в пределах узких интервалов спектра создают ощущение определенного цвета, плавно переходящего один в другой. Приближенно можно считать, что основ- ные световые полосы спектра лежат в следующих пределах:
-
красный – 770—630 нм; -
оранжевый – 630—600 нм;
- желтый – 600—570 нм;
-
зеленый – 570—490 нм;
- синий – 490—430 нм;
-
фиолетовый – 430—380 нм.
По частотным характеристикам видимое электромагнитное излучение за- нимает место между ультрафиолетовым и инфракрасным.
Недостаточное освещение рабочего места затрудняет длительную работу, вызывает повышенное утомление и способствует развитию близорукости. Слишком низкие уровни освещенности вызывают апатию и сонливость, а в не- которых случаях способствуют развитию чувства тревоги. Длительное пребы- вание в условиях недостаточного освещения сопровождаются снижением ин- тенсивности обмена веществ в организме и ослаблением его реактивности. К таким последствиям приводит длительное пребывание в световой среде с огра- ниченным спектральным составом света и монотонным режимом освещения.
Излишне яркий свет слепит, снижает зрительные функции, приводит к перевозбуждению нервной системы, уменьшает работоспособность, нарушает механизм сумеречного зрения. Воздействие чрезмерной яркости может вызы- вать фотоожоги глаз и кожи, кератиты, катаракты и другие нарушения.
При освещении помещений газоразрядными лампами наблюдается пуль- сация светового потока, которая вызывает зрительное утомление и является неблагоприятным фактором, ухудшающим функциональное состояние цен- тральной нервной системы.
-
Световое излучение и параметры, характеризующие световую среду
Производственное освещение характеризуется качественными и количе- ственными показателями. Количественные показатели характеризуются сле-
дующими светотехническими величинами: сила света, световой поток, осве- щенность и яркость.
Качественными показателями, определяющими условия зрительной ра- боты, являются: фон, контраст объекта различения с фоном, показатель ослеп- ленности, коэффициент пульсации освещенности, показатель дискомфорта.
Световой поток (F) – поток лучистой энергии, оцениваемый глазом по произведенному ею световому ощущению, характеризует мощность светового излучения. Световой поток измеряется в люменах (лм). Единица люмен – свето- вой поток, излучаемый точечным источником в телесном угле в 1 стерадиан (ср) при силе света, равной 1