Файл: Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра Техносферная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольные вопросы




  1. Что такое шум, классификация шума.

  2. Физико-физиологические характеристики шума.

  3. Методы нормирования шума.

  4. Как определяется суммарный уровень шума нескольких источников?

  5. Что такое шумовая характеристика машины и где она используется?

  6. Методы и средства измерения производственного шума.

Библиографический список



  1. Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев И. Л. и др. Безопасность жизнедеятель- ности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана тру- да). – М. : Высш. шк., 2002.

  2. ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности. – М. :

Изд-во стандартов, 1983.

  1. Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Защита от шу- ма. СНиП П-12-77. – М. : Изд-тво стандартов. – 1978.

  2. СН 2.2.4/2.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях, жилых и общест- венных зданиях и на территории жилой застройки. М. : Изд-во стандартов.

– 1996.

Приложение

Таблица1
Нормы допустимых уровней шума
(извлечение из ГОСТ 12.1.030-83, и СН 2.2.4/2.562-96)




Рабочее место

Уровень звукового давления в дБ в октавных полосах со

среднегеометрическими частотами

Уровень шума и экви- валентный уровень зву-

ка, дБА


63


125


250


500


1000


2000


4000


8000

1. Помещения,

63

52

45

39

35

32

30

28

40

классные аудито-




























рии, учебные ка-




























бинеты, читаль-




























ные залы




























2. Помещения

79

70

63

58

55

52

50

49

60

управления, ра-




























бочие кабинеты




























3. Кабины маши-

94

87

82

78

75

73

71

70

80

нистов локомо-




























тивов, наблюде-




























ния, дистанцион-




























ного наблюдения




























4. Постоянные

99

92

86

83

80

78

76

74

85

рабочие места в




























производствен-




























ных помещениях




























5. Жилые комна-

55

44

35

29

35

22

20

10

30

ты квартир, до-




























мов отдыха, дет-




























ские учреждения





























Таблица 2
Поправки к октавным уровням звукового давления и уровням эквивалентного звука в дБ


Суммарная длительность воздействия за смену

Характер

шума

широкополосный

тональный или

импульсный


от 4 до 8 ч


0


-5

от 1 до 4 ч

+6

+1

от 1/4 до 1 ч

+12

+7

от 5 до 15 мин

+18

+13

менее 5 мин

+24

+19


Таблица 3
Протокол результатов измерений и расчетов уровня звукового давления




№ строч-

ки

Показатели

Уровни звукового давления, дБ в октавных полосах со среднегео-

метрическими частотами, Гц

Уровень

звука, дБА

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000




1

Измеренное значение L1

первого источника (N…)




























2

Измеренное значение L2

второго источника (N…)




























3

Измеренное суммарное зна- чение L двух источников




























4

Расчетное суммарное значе-

ние Lрасч двух источников




























5

Нормируемое значение LH




























6

Требуемое снижение ΔLтр
































62

Лабораторная работа 3. Исследование естественного и искусственного освещения на рабочих местах


Цель работы
Целью выполнения лабораторных работ является ознакомление студентов с параметрами световой среды на рабочих местах, с влиянием уровня освещен- ности на работников, принципами нормирования, с приборами для измерения характеристик световой среды, обучение измерению и оценке уровня естест- венного и искусственного освещения.


    1. Теоретическая часть



      1. Световая среда и здоровье человека


Рациональное устроенное освещение на производственном объекте явля- ется одним из основных факторов, обеспечивающих безопасность производст- ва. Свет является стимулятором не только зрительного анализатора, но и со- стояния организма в целом, а также общей работоспособности человека. При недостаточной освещенности и плохом качестве освещения состояние зритель- ных функций находится на низком исходном уровне, что повышает утомление зрения в процессе выполнения работы и повышает опасность травмирования из-за слабой различимости опасных объектов. Недостаток света вызывает на- пряжение глаз, затрудняет различение предметов, замедляет темп работы. Ос- вещение имеет большое значение для здоровья и правильной организации тру- да. Под влиянием светового излучения ускоряются процессы высшей нервной деятельности, повышается общая активность и деятельность дыхательных ор- ганов. Благоприятные световые условия оказывают благотворное общее психо- физиологическое воздействие на работоспособность и активность человека, а также на качество выполнения работы.

Человеческий глаз воспринимает лучистую энергию как световую в пре- делах длин волн от 380 до 770 нм при частоте колебаний от 8·1014 до 4·1014 Гц. Этот участок спектра электромагнитных колебаний называют видимым. В це- лом видимая часть спектра воспринимается глазом человека как белый свет.

Отдельные узкие участки этой части спектра различаются длиной волны и вы- зывают соответствующие ей ощущения различных цветов. Видимые излучения в пределах узких интервалов спектра создают ощущение определенного цвета, плавно переходящего один в другой. Приближенно можно считать, что основ- ные световые полосы спектра лежат в следующих пределах:


  • красный – 770—630 нм;

  • оранжевый – 630—600 нм;

- желтый – 600—570 нм;

  • зеленый – 570—490 нм;

- синий – 490—430 нм;

  • фиолетовый – 430—380 нм.

По частотным характеристикам видимое электромагнитное излучение за- нимает место между ультрафиолетовым и инфракрасным.

Недостаточное освещение рабочего места затрудняет длительную работу, вызывает повышенное утомление и способствует развитию близорукости. Слишком низкие уровни освещенности вызывают апатию и сонливость, а в не- которых случаях способствуют развитию чувства тревоги. Длительное пребы- вание в условиях недостаточного освещения сопровождаются снижением ин- тенсивности обмена веществ в организме и ослаблением его реактивности. К таким последствиям приводит длительное пребывание в световой среде с огра- ниченным спектральным составом света и монотонным режимом освещения.

Излишне яркий свет слепит, снижает зрительные функции, приводит к перевозбуждению нервной системы, уменьшает работоспособность, нарушает механизм сумеречного зрения. Воздействие чрезмерной яркости может вызы- вать фотоожоги глаз и кожи, кератиты, катаракты и другие нарушения.

При освещении помещений газоразрядными лампами наблюдается пуль- сация светового потока, которая вызывает зрительное утомление и является неблагоприятным фактором, ухудшающим функциональное состояние цен- тральной нервной системы.

      1. Световое излучение и параметры, характеризующие световую среду


Производственное освещение характеризуется качественными и количе- ственными показателями. Количественные показатели характеризуются сле-

дующими светотехническими величинами: сила света, световой поток, осве- щенность и яркость.

Качественными показателями, определяющими условия зрительной ра- боты, являются: фон, контраст объекта различения с фоном, показатель ослеп- ленности, коэффициент пульсации освещенности, показатель дискомфорта.

Световой поток (F) – поток лучистой энергии, оцениваемый глазом по произведенному ею световому ощущению, характеризует мощность светового излучения. Световой поток измеряется в люменах (лм). Единица люмен – свето- вой поток, излучаемый точечным источником в телесном угле в 1 стерадиан (ср) при силе света, равной 1