Файл: Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра Техносферная безопасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Измеритель параметров микроклимата «Метеометр»
Рис. 10. Общий вид измерителя параметров микроклимата «Метеометр»
Измеритель параметров микроклимата «Метеометр» предназначен для проведения измерений параметров воздушной среды (температуры, относи- тельной влажности, давления, скорости движения воздуха) при гигиенической оценке микроклимата всех видов производственных и жилых помещений.
Измеритель параметров микроклимата «Метеометр» принадлежит к по- колению новых приборов, которые отличает мобильность и универсальность. Это портативный аппарат с возможностями стационарного. Прибор специали- зирован для проведения комплексного экологического мониторинга среды в жилых и производственных помещениях.
Прибор прост в управлении за счет малого числа функциональных кла- виш. Измеритель снабжен жидкокристаллическим дисплеем, встроенными часа- ми и также общераспространенным портом RS-232, который дополняется ком- плектом программного обеспечения «НТМ-Метео» для автоматизации записи и анализа данных на персональном компьютере.
Основные технические характеристики прибора «Метеометр»:
-
диапазон измерений температуры окружающего воздуха, – от -10 до
+50 °С;
-
диапазон измерений относительной влажности – от 3 до 98%; -
диапазон измерений скорости воздушного потока – от 0,1 до 20 м/с; -
диапазон измерений абсолютного атмосферного давления – от 80 до
110 кПа (от 600 до 825 мм Hg).
Питание – от аккумуляторной батареи, подзарядка – на 10 часов непре- рывной работы.
-
Порядок проведения работы
-
Изучить принципы работы метеорологических приборов, выданных преподавателем. Определить температуру и относительную влажность воздуха на рабочем месте студентов с использованием прибора. -
Определить относительную влажность воздуха по аспирационному психрометру Ассмана тип М-34 с использованием табл. 9. Рассчитать величину абсолютной и относительной влажности воздуха соответственно по формулам 2 и 3. При этом необходимое для расчетов значение атмосферного давления снимается с барометра анероида, установленного на лабораторном стенде. Ре- зультаты измерений и расчетов записать в табл. 10. -
Определить скорость движения воздуха, создаваемого вентилятором, с помощью чашечного анемометра МС-13 (крыльчатого анемометра АСО-3). Ре- зультаты измерений занести в табл. 11. -
Определить нормативные параметры метеорологических условий для помещения учебной лаборатории, используя табл. 1 и 2. Результаты записать в табл. 12. -
Дать оценку состояния метеорологических условий в помещении лабо- ратории посредствам сравнения нормативных показателей с данными, полу- ченными опытным путем. -
Привести рабочее место в исходное состояние. Оформить отчет по проделанной работе. Ответить на контрольные вопросы.
Таблица 10
Определение температуры и относительной влажности воздуха
Наименование прибора | Показания термометра, °С | Максимальное количество водяных паров при tC, F2, г/м3 | Максимальное количество водя- ных паров при tВ, F1, г/м3 | Атмосферное давление, В, мм. рт. ст | Абсолютная влажность, А, г/м3 | Относительная влажность, R, % | ||||||||
по таблице | расчетная | |||||||||||||
cухой, tC | влажный, tB | |||||||||||||
| | | | | | | | |
Таблица 11
Определение скорости движения воздуха анемометром
Тип анемометра | Показания счетчика, число делений | Разность ме- жду конеч- ным и начальным показаниями прибора | Продолжительность замера, секунды | Количество делений счетчика за 1 секунду | Скорость движения воздуха, м/с | |
до включе- ния прибора | после вы- ключения прибора | |||||
| | | | | | |
Таблица 12
Санитарно-гигиеническая оценка микроклимата на рабочем месте
Наименование помещения Категория работ Период года
Температура воздуха, 0С | Относительная влажность воздуха, % | Скорость движения воздуха, м/с | ||||||||
фактическая | оптимальная | допустимая | фактическая | оптимальная | допустимая | фактическая | оптимальная | допустимая | ||
| | | | | | | | |
Содержание отчета
-
Наименование и цель работы. -
Описание используемых приборов и оборудование. -
Таблицы результатов измерений. -
Результаты обработки экспериментальных данных с соответствующи- ми расчетами. -
Выводы.
Контрольные вопросы
-
Что называется постоянным рабочим местом? -
Какими параметрами характеризуется микроклимат производственных помещений? -
Каким образом осуществляется терморегуляция организма человека? -
Каким образом параметры микроклимата влияют на процесс терморе- гуляции организма человека? -
Что называется состоянием теплового равновесия? -
Какие основные принципы гигиенического нормирования параметров микроклимата использованы в СанПиН 2.2.4.548-96? -
Принципиальные отличия оптимальных и допустимых параметров микроклимата? -
На какой высоте от уровня пола измеряют температуру воздуха, ско- рость движения воздуха, относительную влажность при «сидячей» работе? -
На какой высоте от уровня пола измеряют температуру воздуха, скорость движения воздуха, относительную влажность при выполнении работ стоя? -
Какие физические эффекты используются для измерения влажности воздуха психрометрами?
-
Каков порядок измерения относительной влажности воздуха аспира- ционным психрометром Ассмана? -
Каков принцип действия чашечного и крыльчатого анемометра?
Библиографический список
-
Гигиенические требования к микроклимату производственных поме- щений: СанПиН 2.2.4.548-96. – М. : Минздрав России, 1996. -
Свод правил СП 131.13330.2012. Строительная климатология. Актуа- лизированная версия СНиП 23–01-99. – М. : Минрегион России, 2012. -
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2002. -
Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий тру- да // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора.
– 2005. – Вып. 3 (21).
-
Вяльцев А. В. Практикум по безопасности жизнедеятельности / А. В. Вяльцев [и др.] ; под. ред. А. В. Фролова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2009.
Лабораторная работа 2. Производственный шум
Цель работы: закрепить знания о физической сущности шума и методах нормирования и измерения, привить практические навыки работы с приборами для измерения шума.
-
Теоретическая часть
-
Общие сведения о производственном шуме
Интенсификация производственных процессов часто осуществляется за счет увеличения мощностей машин и механизмов, скоростей движения их ра- бочих органов, повышения скоростей обработки и межоперационной транспор- тировки обрабатываемых деталей и материалов. Это, в свою очередь, приводит к возрастанию в производственных помещениях шума, который является одним из наиболее распространенных вредных производственных факторов. Шум ока- зывает физиологическое и психологическое воздействие на организм человека.
Шум как гигиенический фактор – это совокупность звуков различной час-тоты и интенсивности, которые воспринимаются органами слуха человека и вызывают неприятное субъективное ощущение.
Шум как физический фактор представляет собой волнообразно распро- страняющееся механическое колебательное движение упругой среды, носящее обычно случайный характер.
Производственным шумом называется шум на рабочих местах, на участ- ках или на территориях предприятий, который возникает во время производст- венного процесса. Под его действием у человека повышается утомляемость, снижается производительность труда, ухудшается разборчивость речи и вос- приятие звуковых сигналов, нарушаются процессы пищеварения и кровообра- щения, ослабевает цветовосприятие.
Таким образом, под шумом понимают случайное сочетание звуков раз-личных частот и силы, мешающих восприятию полезных звуков или нарушающих ти- шину, а также звуки, оказывающие вредное или раздражающее действие на ор- ганизм человека.
Человеческое ухо – сложный орган, определенные части которого могут пострадать под воздействием громких звуков. Во внутреннем ухе находятся чувствительные клетки, которые преобразовывают звук в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом. Под воздействием громких звуков эти чувствитель- ные клетки могут быть повреждены или разрушены. Восстановлению эти клет- ки не подлежат, в результате возникает постоянное снижение слуха, т. е. про- фессиональное заболевание – тугоухость.