Файл: Мотивация государственных служащих в органах власти субъектов Российской Федерации: современное состояние и пути оптимизации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
служащие замещают государственные должности и должности государственной службы в органах власти на федеральном и региональном уровне. На местном же уровне осуществляют свою деятельность муниципальные служащие и лица, замещающие муниципальные должности. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
- Единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы (в ред. Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ).
- Единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы.
- Единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ).
- Учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы.
- Соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих.
- Соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- Большинство государственных служащих Республики Саха (Якутия) рассматривают свою деятельность как выполнение государственных функций, основной целью государственной службы считают государственное управление, а себя относят к аппаратным работникам, то есть разделяют определение, сформулированное в законодательстве;
- Несмотря на оценку своей работы как напряженной и сложной, большинство служащих удовлетворены как условиями труда, так и уровнем благосостояния;
- При выборе государственной службы как места работы преобладающими являются мотивы профессионального развития и стабильности трудоустройства;
- Основными факторами, способствующими закреплению чиновников, являются уровень социального обеспечения и гарантия занятости, а также ожидание карьерного роста и наличие властных полномочий;
- В ходе своей деятельности чиновники руководствуются в основном собственными знаниями и утвержденными инструкциями, то есть демонстрируют формальный подход, ориентацию на экономическую эффективность и общественную пользу демонстрируют немногие;
- Различия между установками мужчин и женщин незначительны. Женщины больше ориентированы на социальный статус, а мужчины - на властные полномочия. Однако прямой корреляции между полом и мотивацией служащих нет;
- Разница мотивационных установок коррелирует с возрастной группой:
- молодые работники при поступлении на работу в органы государственной службы чаще ориентируются на карьерные перспективы и профессиональное развитие, а работники пенсионного возраста - на стабильность и социальные гарантии и льготы;
- в работе молодые чиновники чаще руководствуются инструкциями, но с возрастом появляется уверенность в собственных знаниях. В то же время молодые сотрудники чаще, чем пожилые ориентируются на общественную пользу и экономическую эффективность при принятии управленческих решений, что свидетельствует о их готовности принять на себя ответственность;
- оценивая содержание своего труда, молодые чиновники отмечают, что в основном выполняют распоряжения руководства и административные функции, когда как работники старшего возраста чаще характеризуют свою деятельность как управление подведомственными организациями и подготовка нормативных актов;
- таким образом, можно отметить, что новые принципы организации государственной службы, такие как клиентоориентированность, инновационность и саморазвитие, более свойственны работникам до 30 лет. Но они лишены возможности самостоятельно принимать решения, скованы инструкциями и распоряжениями руководства и со временем принимают «правила игры», отказываются от идеалистических устремлений и начинают руководствоваться эгоистическими мотивами - карьерой, комфортом условий труда, статусом государственного служащего как субъекта государственного управления;
- Из опрошенных, кто планирует сменить место работы в течение ближайших 5 лет, в основном разочарованы в перспективах саморазвития и объемом работы: основными демотивирующими факторами является отсутствие инициативы и стресс, связанный с постоянным изменением «условий игры», а также отсутствие карьерных перспектив;
- Чиновники-идеалисты, как правило, разочаровываются в возможности оказать влияние на решение общественно важных вопросов в течение первых 5 лет работы, после чего они либо принимают решение об увольнении и переходе на другую работу, либо изменяют свои убеждения, чтобы они соответствовали общепринятым установкам.
Полученные результаты были верифицированы в ходе серии глубинных интервью, подтвердивших выводы исследования.
Итак, большинство государственных служащих Республики Саха (Якутия) полагают, что их основной задачей является выполнение функций государства, себя относят к аппаратным работникам, в работе ориентируются на инструкции и указания руководства, им свойственна формализация и бюрократизм. Ожидания государственных служащих связаны в основном со стабильностью трудоустройства и карьерными перспективами, материальное благосостояние их устраивает. Основными демотиваторами выступают высокий уровень стресса и напряженность работы, а также отсутствие возможности самореализации. Молодые работники, недавно пришедшие в систему государственной службы, более склонны к принятию новых ценностей - открытости и клиентоориентированности, но в течение 5 лет работы они, как правило, испытывают разочарование и принимают общепринятые установки.
Мы полагаем, что в системе государственной службы мотивация призвана решить несколько задач: на низшем уровне следует обеспечить активизацию трудового потенциала чиновников, для чего вполне подходят рекомендации менеджмента, на среднем уровне нужно обеспечить заинтересованность служащего в результате деятельности, что требует индивидуального подхода в рамках процессуальных теорий мотивации, а на высшем уровне (политическом) служащие должны руководствоваться интересами граждан, ориентироваться на удовлетворение их потребностей, что фактически исключает возможность централизованного управления. Формирование централизованной системы мотивации государственных служащих в Республике Саха (Якутия) должно опираться на ценностно-ориентированное целеполагание, легитимацию новых образцов поведения, закрепление тех чиновников, которые разделяют нормы социального государства и их успешное продвижение до среднего уровня. Однако для этого нужно исключить двойственность в законодательно закрепленных определениях целей, задач и принципов государственного управления.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018)"О государственной гражданской службе Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)//"Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ(в ред. Действующенй на 01.01.2019г.)"О системе государственной службы Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110 (ред. от 28.08.2015) "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" [Электронный ресурс]//Режим доступа:www.consultant.ru
- Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]//Режим доступа:www.consultant.ru
- Альберт М., Мескон М. X., Хедоури Ф. Основы менеджмента, - 3-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014. - 672 с;
- Антикоррупционная политика: Учеб. пособие [для вузов / Г. А. Сатаров, М. И. Левин, Е. В. Батракова и др.]; Под ред. Г. А. Сатарова. - М.: СПАС, 2014. - 367 с.
- Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М.: РАГС, 2013.-365с.
- Бахрах Д. Н. Государственная служба России; учеб. пособие. – М. Проспект, 2016. – 152 с.
- Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2015. - 816с.;
- Бонвиничи р. Социальное партнерство и трудовые отношения в Европе. Приемлемы ли для Россий модели? – М.: Права человека, 2015.-206с.
- Васильева А.А. Правовое регулирование совершенствования механизма мотивации труда государственных служащих//В сборнике: Актуальные вопросы развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор С.В. Нечаева. 2017. С. 294-295.
- Галина А.Э., Сергеева В.С. Мотивация и стимулирование труда государственных служащих//Аллея науки. 2018. Т. 3. № 4 (20). С. 8-14.
- Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Дело, 2016. — 440 с.
- Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: Учебное пособие. – М.:: Юркнига 2015. – 480с.
- Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции управления персоналом: Учебное пособие – М: Академия естествознания, 2015.-368с.
- Жаворонков Д.В., Дранникова Е.А. Особенности мотивации государственных и муниципальных служащих: теоретический аспект//Вестник СевКавГТИ. 2017. № 4 (31). С. 55-57.
- Закирова И.Х., Алексеев О.А. Мотивация деятельности государственных служащих как средство повышения эффективности государственной службы//Аллея науки. 2018. Т. 3. № 5 (21). С. 857-860.
- Захаров, Н.Л. Мотивационное управление в социально- экономических системах - М.: Изд-во РАГС, 2015. - 341 с.;
- Захаров, Н.Л. Социальный регуляторы деятельности российского государственного служащего - М.: Изд-во РАГС, 2014.-674с.
- Киселев и. Я. Сравнительное трудовое право: учебник для вызов. – М., 2015.-635с.
- Киселёва А.А. Мотивация труда государственных служащих//В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов Международная конференция. 2018. С. 66-69.
- Крутикова Е.А. Способы повышения профессиональной мотивации государственных служащих//В сборнике: Молодежь России – основа стратегии развития общества Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2018. С. 95-99.
- Логинов Л.А., Груненков А.Д. Мотивация труда государственных и муниципальных служащих//Системные технологии. 2018. № 1 (26). С. 57-60.
- Лукьянова Г. И. Трудовые отношения современной Франции – М.: Трудовое право, 2015.-201с.
- Мотивация трудовой деятельности: учеб. Пособие/под ред. В.П. Пугачева. – М.: Гардарики, 2016.-632с.
- Николаева В.Ю. Разработка комплекса эффективной мотивации труда государственных служащих//В сборнике: Научные исследования и разработки студентов Сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 269-272.
- Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. – 4 изд. Перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2016. – 447с.
- Рыжкова А.О. Анализ системы мотивации государственных гражданских служащих в современной России//В сборнике: Молодежный научный форум Электронный сборник статей по материалам Х студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 136-140.
- Тищенко Е. Н. Состав и соотношение стимулирующих элементов оплаты труда государсвтенных гражданских служащих в Российской Федерации и забудежных странах. – Вопросы государственного управления – 2012.- №4.-С. 11-18
- Успенская К.С. Методы мотивации государственных служащих//В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.Р. Балынской. 2017. С. 219-221.