Файл: Применение принципа биологической обратной связи в клинической практике.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
Введение
В современном мире в условиях глобализации происходит уплотнение времени на жизнь, человек является неотьемлимой частью мироздания и учавствует процессах жизнедеятельности ,где он сам является обьектом так и, где он является субьектом воздействия. Это носит многосторонний характер и положительный и отрицательный.Чтобы ликвидировать, понизить негативное воздействие от жизнедеятельности в процессе жизни можно использовать научные методы БОС.
Изучение процессов управления обуславливания и получение знаний для применения в повседневной жизни по средством биологической обратной связи и ее видов способствует здоровой жизнедеятельности и повышению ее качества.
Своевременное использование методов БОС в повседневной или клинической сфере является залогом успешной профилактики и успешного лечения.
Мы будем рассматривать методы биологической обратной связи и применение их в клинической практике: ЭМГ-БОС, ТЕМП-БОС, КГР-БОС, ЧСС-БОС, ЭЭГ-БОС, РЭГ-БОС.
Целью метода БОС является определение нахождение коньюктуры применения и эффективное использование методов БОС в клинических условиях.
Объект исследования – методы БОС в клинической практике.
Предмет исследования - влияние методов БОС на функциональную составляющую, влияющую на качество лечения при применении методов БОС в клинических условиях.
Задачи исследования - изучение теоретических основ методов БОС, получение знаний для практического применения при использовании данных методов.
1. История возникновения и развития биологической обратной связи (БОС) в России и за рубежом
Метод медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи - это биологическая обратная связь (БОС) [2].
Эдмунд Джекобсон первым начал применять на практике электромиографическую БОС (ЭМГ БОС), который является одним из основателей современной теории управления стрессом.В 1920-е годы разработал методику прогрессивной релаксации[1].Ограничения его исследований базировались на несовершенстве аппаратуры того времени, но тем не менее он проводил измерение мышечного напряжения по средствам чрескожных электродов и в дальнейшем применял эти измерения для ускорения выработки навыка соматической релаксации.
Резонанс применения этого метода получил при его жизни и в последствии только совершенствовался.
Сложно представить произвольное регулирование висцеральных реакций организма, осуществляемых без помощи напряжения скелетных мышц, например, с помощью управления величины артериального давления.
Произвольные реакции скелетных мышц считались стоящими выше, а эмоции и непроизвольные реакции желез и внутренних органов стоящими ниже на ступенях иерархической лестницы жизнедеятельности человеческого организма. Подобное разделение разделение на два класса появляется уже в философии Платона с его высшей разумной душой, находящейся в голове, и низшими душами, расположенными в теле [6].
Намного позднее в конце 18 века, французский нейроанатом К.Биша [1]было высказано мнение, что существует различие между «цереброспинальной нервной системой большого мозга и спинного мозга» в настоящее время носит название центральной нервной системы – ЦНС, управляющей скелетными реакциями, с одной стороны, и «малыми мозгами»(двойная цепь ганглиев), проходящей вниз по обеим сторонам спинного мозга и управляющей эмоциями и висцеральными реакциями, с другой.
Биш назвал ганглиозную нервную систему vegetative-растительной.
При инструментальном обучении подкрепление, которое называют вознаграждением, имеет свойство усиливать любую непосредственно предшествующую ему реакцию[3].
Традиционно мнение, что высший тип инструментального обучения, включенный в высшее сознательное поведение, возможен только для скелетных реакций, управляемых цереброспинальной нервной системой. А низшее классическое обуславливание единственный тип обучения, возможный для низших непроизвольных висцеральных и эмоциональных акций, управляемых автономной нервной системой.
В учебнике по физиологии Дж.Кимбла 1961 года , говорится о том ,что «для автономно управляемого поведения все данные недвусмысленно приводят к заключению, что такие реакции могут быть изменены только классическим обуславливанием, а не инструментальным обучением»[6].
С обывательской точки зрения, эти рассуждения подтверждаются в повседневной человеческой практике. Большинство не фиксирует, не ощущает висцеральные реакции, протекающие в организме. И человеку практически невозможно управлять своими физиологическими параметрами например, повышать или понижать артериальное давление.
В 50-х годах XX века, возникла идея о возможности обучения управлению внутренними процессами. Зарождению этой идеи способствовало новое осмысление результатов классических исследований великих русских физиологов и прежде всего, Сеченова И.М. [11,22] и Павлова И.П.[18], в области условно-рефлекторной деятельности, представления Быкова К.М. окортико-висцеральных связях [10], нейроанатомические данные, полученные в лаборатории Черниговского В.Н. [24], доказавшие наличие представительства вегетативной нервной системы в отдельных локальных зонах коры больших полушарий. Теоретические обоснования метода БОС также опираются на основные положения теории функциональных систем Анохина П.К. [1,2] и теории устойчивых патологических состояний, разработанной Бехтеревой Н.П. и ее сотрудниками[8,9].
Первые опыты по произвольному регулированию висцеральных реакций проводились в России профессором Военно-медицинской академии Тарханов И.Р. в 1885году[4] предлагав испытуемому повышать ЧСС, одновременно звуковым сигналом ему подавалась информация о каждом ударе пульса ,но при этом не было устранено влияние скелетных мышц. Тарханов И.Р. заметил,что лучше всего регулируют свои висцеральные реакции те испытуемые, которые могли произвольно сокращать группы мышц, обычно не управляемые например, могут шевелить ушами. Поэтому нельзя отнести эксперимент к чистому по переводу непроизвольных реакций в произвольные.
Первая публикация, относящаяся к БОС, появилась в 1955 в России [15]. Лисина М.И., аспирантка Института психологии АПН РСФСР, провела экспериментальные исследования, убедительно доказавшие возможность превращения непроизвольных реакций в произвольные.Сама идея исследования и конкретной методики принадлежала ее руководителю психофизиологу Запорожцу А.В..По результатам исследования была написана работа и защищена кандидатская диссертация в 1955,далее работа вошла в монографию Запорожца А.В.[14].
В этих исследованиях испытуемого обучали управлять своими вазомоторными реакциями, то есть произвольно сужать или расширять кровеносные сосуды[14].
Информация об объеме сосудов подавалась испытуемому в виде звукового сигнала, при расширении сосудов высота звука понижалась, а при сужении повышалась, при отключении звукового сигнала все, кто прошел тренировку по управлению вазомоторными реакциями, оказались способными практически сразу сужать или расширять сосуды в ответ на словесную инструкцию экспериментатора.
Сам термин «биологическая обратная связь», принадлежит психофизиологам США. Впервые в 1963году в работе Дж.Басмаджана [4], посвященной обучению управлению электрической активностью, снимаемой с отдельного мышечного волокна. С помощью игольчатого электрода снималась электрическая активность мышечного волокна, затем она усиливалась и подавалась на осциллограф. Кривая на экране осциллографа являлась сигналом визуальной обратной связи visual. Преобразованный сигнал электрической активности подавался на громкоговоритель, громкость звука которого менялась с изменением электрической активности. Этот звук являлся сигналом звуковой обратной связи ayral feedback. Испытуемые обучались напрягать и расслаблять отдельное мышечное волокно в нужном ритме.
Важно отметить, что после этой работы Дж.Басмаджана исследователи стали применять вместо терминов «оперантное обусловливание» или «инструментальное обучение» термин «биологическая обратная связь».
В 1969году в Санта-Моника штат Калифорния, группа энтузиастов-исследователей, которые в своих работах придерживались одной и той же тематики, основали Исследовательское общество биологической обратной связи The Biofeedback Reseach Society, целью которого являлось объединение профессионалов, работающих в области БОС. Одним из основателей общества Дж.Басмаджан и предложил его название[5].
В Америке в эти годы повсеместно проводились исследовательские работы на добровольцах, доказывающие, что изменения таких висцеральных реакций, как частота сердечных сокращений (ЧСС), кожно-гальваническая реакция (КГР) и сосудистые реакции, могут быть вызваны с помощью инструментальных методик обучения.
1969 год ознаменовался публикацией большой статьи Миллера Н.Е. в журнале «Science» [4],которая стала приоритетной среди большого числа специалистов в области БОС.
Миллер Н.Е. рассказал в статье о своих результатах опытов на крысах и привел результаты проведенного им исследования на парализованных больных, что изначально исключало воздействие на управляемый параметр состояния скелетной мускулатуры, которых он обучал регулировать артериальное давление АД [17]. Историямолодого человека, у который был парализован в результате травмы нижних конечностей, но который самоотверженно желал научиться ходить на костылях.Он также страдал постуральной гипотонией, когда его поднимали в вертикальное положение, у него резко падало давление и от слабости не мог сохранять вертикальное положение тела. Тогда Миллер стал обучать его повышать свое АД с помощью «инструментального обучения».На руку больному надевали манжету, контролирующую минимальное АД (диастолическое).
При отклонении давления в нужном направлении, в данном случае при превышении, раздавался звуковой сигнал, свидетельствующий об успешном выполнении задания. По мере нарастания успеха задание усложнялось. В последствии этот испытуемый научился повышать свое кровеносное давление на 30 мм ртутного столба и начал использовать данный навык в момент постановки его в вертикальное положение и результатом стало,то что он обучился ходьбе на костылях[6].
По Миллеру, при инструментальном обучении происходит непрерывное измерение физиологического параметра, изменения значения которого подаются пациенту в виде понятного для последнего сигнала. При этом должна быть активная мотивация на успешное выполнение задания, данного инструктором.Таким образом, практически осуществляется методика биологической обратной связи.
«По существу, Миллер Н.Е. как основоположник висцерального обучения прямо указывал на развитие идей оперантного обучения и претворения основных положений кортико-висцеральной теории в формирование направления БОС, его внедрение в клинику» [17].
Публикация 1969 года Дж.Камия [5], в которой говорилось об оперантном управлении альфа-ритмами головного мозга и влиянии этого процесса на сознание.Статья вышла в сборнике «Измененные состояния сознания»Altered States of Consiousness, Tart 1969.
Исследователи влияния БОС на артериальное начали переводить в практическую область для лечения пациентов с высоким АД- гипертензией. Пациенты обучались снижению АД легко, но испытывали трудности с поддержанием. низкого артериального давления в повседневно.
Появились работы по применению БОС методики для лечения эпилепсии по сенсомоторному ритму ЭЭГ, тревожных состояний по альфа-ритму ЭЭГ, сердечных аритмий по ЧСС, головных болей напряжения, астмы, паркинсонизма по ЭМГ, детской гиперактивности по ЭЭГ) …
Ассоциации БОС Европы существуют с отделениями во Франции с середины 70-х годов, в Италии с начала 80-х годов, в Германии и Австрии с 90-х, спонсором данной организации стала канадская фирма «THOUGHT TECHNOLOGY»,которая является одним из крупнейших производителей аппаратуры БОС на западе.Ежегодные встречи сопровождаются обучающими семинарами и распространением аппаратуры этой фирмы. [6]
В России начало активного изучения и применения методики БОС относят к началу 1970-х годов. Печатные журналы с результатами исследований ученых Института экспериментальной медицины АМН СССР Санкт-Петербург в лице Н.Н.Василевского и сотрудников его отдела [12,13], Н.В.Черниговской и ее учениками [24,25,].
Позднее появились работы по БОС сотрудников Института физиологии АН СССР Санкт-Петербург, далее в 80-х включились ученые Сибирского Отделения РАМН Институт медицинской и биологической кибернетики, которые с 1988 года _выпускают сборники научных трудов под общим названием «Биоуправление.Теория и практика». С начала 1990-х годов исследования в области БОС начались в Институте мозга АН СССР Санкт-Петербург.
Российские исследователи называют методику БОС - «адаптивным биоуправлением», «так как в процессе обучения на основе механизмов саморегуляции вырабатываются новые адаптивные функциональные состояния нервной системы» [5].
В 1996 году была основана Российская Ассоциации Биологической Обратной Связи, главным организатором которой стала Санкт-Петербургская фирма ЗАО «Биосвязь». На сегодняшний день представлены и другие фирмы с производством собственной аппаратуры российского производства например, ”BIONTECH” с первым неинвазивным глюкометром.