Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В наше время от руководителя предприятия зависит сможет предприятие получать доход и быть прибыльным, или станет убыточным и закроется. Менеджер не только руководит предприятием, но и создает благоприятный морально психологический климат. Для более эффективной работы предприятия каждый руководитель ставит для себя вопрос: какой стиль управления применять ему в каждой конкретной ситуации?

В данной курсовой работе исследуем: стили руководства. Для этого рассмотрим отношения руководителя и подчинённых, влияния характеров (подчинённого и руководителя) и ситуации. Рассмотрим в качестве примеров ситуации, которые произошли на предприятии.

Ставим задачи для достижения этой цели:

1.Расмотрим руководителя и его функции.

2.Для эффективной работы предприятия какие качества должны быть у руководителя.

3.Может ли быть руководитель лидером?

4.Рассмотрим стили и модели руководства.

5.Проанализируем стиль руководства, применяемый на предприятии.

6.Сделаем выводы

Работа написана на 60 страницах, проиллюстрирована 1 схемой и 5 таблицами.

1.1. Руководитель и его функции

В наше время суть работы руководителя сводится к выполнению ряда представительских функций, можно выделить стратегическую, экспертно- инновационную и административную, коммуникационную, социальную.

Качества руководителя в разных ситуациях и на разных уровнях управления имеют неодинаковое значение. В период создания и перестройки предприятия нужны руководители- лидеры с организационной жилкой. В период стабильности-плановики с хорошей административной хваткой.

На различных уровнях в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей:

Высшего, среднего и низшего звена.

Основные задачи высших руководителей:

В определении ее миссии, ценностей, политики, стандартов деятельности, формирования структуры и системы управления, представительства. Высшее руководства реализуется в составе команды, которую подбирает он сам (занимающий свою должность на основании трудового договора или контракта с собственником - государством, акционерами, пайщиками) и несущий полную ответственность за состояние и результаты работы. С юридической точки зрения в обязанности руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом, и др. документами; распоряжение (на определенных условиях) имуществом и средствами; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчинённых и др.[3, ст.370]


Руководители среднего звена (подразделений и предприятий, входящих в данную организацию) назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут ответственность перед ними за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Через подчиненных руководителей они управляют деятельностью своих подразделений. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы, поощрять и наказывать своих подчинённых. Отношение к ним в современной теории управления негативное, и при любой возможности предприятия на Западе идут на их сокращение.

Руководители низшего звена - бригад, участков, групп и пр., работают уже непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их работу.[3, ст.371]

Учение Минцберга связано только с высшими менеджерами, роли которые он определил можно рассматривать шире. Исследование можно отнести к ролям менеджеров на всех уровнях, хотя важность отдельных ролей будет различаться. Овладеть этими ролями очень важно для менеджера.

Три вида управленческих ролей имеют важное значение для практикующих менеджеров выделенных Минцбергом.

  1. Тот факт, что три основных роли можно подразделить на десять различных, но все же взаимосвязанных ролей-показывают сколь многообразный характер носит деятельность менеджера. Оценка числа и разнообразия этих ролей помогает понять, почему их деятельность очень сложна и почему так много перспективных менеджеров терпят неудачу. Когда они достигли высоко управленческого уровня.
  2. Если менеджер или его команда не могут успешно исполнять эти роли, то они не смогут правильно функционировать. Немногие менеджеры способны быть в равной степени знатоками всех десяти ролей, то для обеспечения индивидуального успеха менеджера и всей группы следует развивать команды, чтобы поддержать менеджеров в исполнении всех ролей.
  3. Поскольку менеджерам требуется значительное время. Чтобы исполнять все десять ролей, то даже при активной поддержка хорошей команды они должны эффективно управлять своим временем.[2, ст.21-22]

В последнее время выделяют четыре важнейших функции, которые наиболее верно представляют управленческие обязанности:

  1. Планирование включает определение руководства бизнесом путем установления целей и разработки стратегии, необходимой для достижения этих целей.
  2. Организация включает определение особых действий и ресурсов, которые будут необходимы для воплощения разработанного плана действий, а также принятие решений о распределении полномочий, обязанностей и ответственности.
  3. Руководство включает сообщение другим, в чем состоят их обязанности по выполнению плана компании, а также обеспечению организационного окружения, в котором служащие побуждаются исполнять обязанности лучше.
  4. Контроль – включает направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, нацеленную на то, чтобы помочь обеспечить организационное исполнение в соответствии с потребностями и надеждами фирмы.[2, ст.15]

Анри Файоль выделял следующие функции управления: планирование, организация, командование, координирование и контроль.

Американские ученные в области управления Г. Кунц и С. О Доннел функцию управления рассматривают как функции управляющего, выделяя среди них следующие:

  1. Планирование- включает выбор целей, а также стратегии, линии поведения, программы и процедуры для их выполнения-для предприятия в целом и для любого из его подразделений.
  2. Организация - в создании задуманной структуры ролей посредством определении видов деятельности, необходимых для достижения целей предприятия и каждого его подразделения, группировки этих видов деятельности, закрепления получившихся групп за определенными управляющими, делегирование полномочий для выполнения соответствующих видов деятельности, а также обеспечение координации полномочий и информационных связей по горизонтали и вертикали в организационной структуре.
  3. Работа с кадрами, заключается в том, чтобы заполнить соответствующими людьми посты, предусмотренные организационной структурой, а также добиваться, чтобы эти посты были постоянно заполнены.
  4. Руководство и лидерство. Управляющие высшего звена воспитывают у своих подчинённых умение хорошо понимать традиции предприятия, его цели и курс действий. Подчиненные знакомятся с организационной структурой и с тем, как связана между собой деятельность различных подразделений, какова взаимосвязь между его сотрудниками, а также со своими полномочиями и обязанностями. Руководитель обязан уточнить (после введения сотрудников в курс дела) полученные задания, дать указания с целью совершенствования их деятельности и создать им соответствующие условия, для работы с полной отдачей, сохраняя уверенность в себе. [4, ст.78-79]
  5. Контроль- означает и корректировку деятельности подчиненных для обеспечения того, чтобы происходящие события соответствовали запланированным. Проводится сопоставление результатов с целями и планами, выявляются отрицательные отклонения и посредством мероприятий по корректировке этих отклонений достигается выполнение планов.

Координацию следует рассматривать как основу управления, поскольку достижение гармонии отдельных усилий, направленных на осуществлении групповых целей, является главной задачей управления. И каждая из управленческих функций – это деятельность по координации.[4, ст.79]

Все руководители несут, помимо официальных обязанностей, неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношение к работникам (к подчиненному относится не под своим эмоциями, а по отношению починного к своей работе и от выполнения его должностных обязанностей), проявлению интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи. Потому, что не только подчиненные зависят от руководителя, но и руководитель то же зависит от своих подчиненных в готовности и исполнять их распоряжения и неофициальные просьбы.


Работа руководителя предоставляет широкие возможности для развития личности, престижна, приносит человек достоинство и уважение окружающих, увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем. Руководителю приходится выполнять в течении рабочего дня огромное (до 200) количество видов деятельности. В этой деятельности главная задача состоит не в том, что бы ту или работу выполнить самому, а в том,чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия, отметить отличившихся.

В наш век руководитель не в состоянии единолично управлять всем. Технологические процессы стали очень сложными, а знания, квалификация независимость исполнителей очень сильно возросла. Руководитель организовывает самостоятельную работу подчинённых, объединённых в команды, где на первое место выходит деловое сотрудничество и консультирование. [3, ст.371]

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г.Минцберга руководитель выполняет следующие управленческие функции:

• Межличностные (символ власти, лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в команде управленце);

• Информационные (центр, концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчинённых и во внешний мир);

• Решающие (планирующий и начинающий изменения в организации; координатор деятельности в нестандартных ситуациях; распределитель ресурсов и посредник).

По отношению к организации и взаимодействию с нею руководители делятся на ориентированных на себя и ориентированных на организацию.

Руководители ориентированные на себя (борцы с джунглями) стремятся к безраздельной власти и, используют своих подчинённых, воюют против всех, внутренне считая их если не реальными, то потенциальными врагами. В зависимости от тактики применяемой им они делятся на «львов»- действующих открыто, и «лис» - занимающихся интригами. Они «игроки». Для них сам процесс получения должности представляет самый большой интерес. На практике они больше разрушают, чем создают.

Ориентированных на организацию- (открытые) руководители, стремящиеся к власти ради преобразований в интересах общего блага. Обычно это высоконравственные, зрелые профессионалы. Выделяют три группы качеств присущим таким руководителям: профессиональные, личные и деловые.[3, ст.372]


К профессиональным можно отнести:

• Компетентность в соответствующей профессии, основанную на опыте и образовании;

• Широту взглядов, базирующуюся на эрудиции и знаниях;

• Стремление к приобретению новых знаний, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

• Поиск новых форм и методов работы и обучение подчинённых;

• Умение планировать работу.[3, ст.373]

К личным качествам относиться:

• Высокие моральные стандарты;

• Психическое и физическое здоровье;

• Высокий уровень внутренней культуры;

• Отзывчивость, благожелательное отношение к людям;

• Оптимизм, уверенность в себе.

К деловым качествам можно отнести:

• Умение создать организацию и обеспечить ее эффективную деятельность;

• Стремление к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой;

• Контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения и повести их за собой;

• Инициативность, оперативность, сконцентрированность и способность к быстрой перестройке;

• Способность управлять собой, рабочим временем и окружающими;

• Стремление к преобразованиям, готовность идти на риски и увлекать за собой подчинённых.[3, ст.373]

Следует заметить, что соотношение этих требований зависит от уровня, который занимает руководитель в иерархической цепочке управления. Эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточный для обеспечения достижения целей. В отдельных ситуациях руководитель сам зависит от подчинённых. Зная об этом идет на компромисс с подчинёнными ради сохранения власти. При нарушении баланса власти в одном направлении может привести к произволом власти, в другом к ее параличу. [3, ст.375]

Роль руководителя в современное время трансформируется из диктаторской в роль «отца семейства», не только отдающего распоряжения, указания, приказы, но и создающий благоприятный морально психологический климат. [3, ст.371]

Хочется отметить основные качества руководителя, наличие которых позволяет ему сформировать здоровый психологический климат на своем предприятии: [3, ст.382]

• Он имеет мужество самоопределения, т.е. знает свои функциональные границы и границы своих подчинённых и четко им следует;

• Стремится вкладывать не только в свое благосостояние, но и в благосостояние группы;