Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере ООО «Свежесть»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 445
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления ассортиментом розничного торгового предприятия
1.1. Понятие ассортимента розничного торгового предприятия
1.2. Методы анализа ассортимента товаров
Глава 2. Анализ структуры ассортимента табачных изделий в ООО «Свежесть» г. Новосибирска
2.1. Характеристика розничного торгового предприятия
2.2. Анализ структуры ассортимента табачных изделий в розничной торговой организации ООО «Свежесть»
2.3. Пути совершенствования управления ассортиментом табачных изделий в ООО «Свежесть»
В организации имеется необходимая материальная база: компьютеры, оргтехника, программное обеспечение – 1С «Предприятие», которая обеспечивает работу сотрудников бухгалтерии, товароведа и руководителя.
Техническая база магазина включает в себя: помещения (торговый зал, склад, кабинет директора, кабинет товароведа, кабинет бухгалтера, корридоры, помещение для приемки товара, оборудованная кухня и санузел); грузовой лифт; холодильное оборудование для хранения и реализации колбасных изделий, молочных изделий, рыбной продукции, кондитерских изделий, продукции глубокой заморозки (пельмени, манты, блины, овощи и ягоды), а также слабоалкогольных напитков, соков и лимонадов); весо-измерительные приборы (для приемки товаров по весу и для реализации товаров по весу); кассовый аппарат ККМ «Орион» -100К.
Исследуемый магазин ООО «Свежесть» (Холодильная, 16) является розничным торговым предприятием с широким продовольственным ассортиментов товаров. Метод продаж в магазине через прилавок. Ассортимент магазина представлен такими группами товаров, как:
- хлеб и хлебобулочные изделия,
- молоко и молочная продукция,
- кондитерские изделия,
- мучные изделия,
- алкогольные и слабоалкогольные товары,
- табачные изделия,
- безалкогольные напитки и соки,
- снековая продукция,
- консервация,
- майонезная группа товаров,
- корма для животных.
Цены на товары в данном магазине являются средними, а на некоторые товары значительно ниже, чем в аналогичных магазинах. Например, цена на хлеб занижена, так как низкая цена хлеба привлекает большой поток покупателей со средними и ниже средних уровнями дохода.
Цена алкогольной продукции также намного ниже магазинов аналогов, так как данная категория товаров позволяет вести эффективную работу с поставщиками. Приобретая большие партии алкогольной продукции, магазин получает дополнительные скидки на товар, количественные бонусы в виде подарочных единиц продукции, участвует в различных акциях, проводимых алкогольными компаниями. Низкая цена алкогольной продукции обеспечивает увеличенную оборачиваемость данных товаров.
Оценка конкурентной среды. Деятельность розничного магазина ООО «Свежесть» происходит в очень насыщенной конкурентной среде. Рядом с магазином располагаются такие крупные конкуренты, как гипермаркет «O`key», ТЦ «Вереница», универсам «Дружба».
Открытие гипермаркета «O`key» в 2019 году сильно повлияло на оборот предприятия, ежедневная выручка снизилась на 20-30%, так как гипермаркет может предложить покупателям более низкие цены, чем ООО «Свежесть».
Заметно снизились продажи по хлебобулочным изделиям, по молочной группе, по кондитерской группе, слабоалкогольной и безалкогольной группам.
Для анализа конкурентов было проведено исследование методом опроса покупателей и выставление покупателями бальных оценок по исследуемым показателям. Критериями оценки являлись баллы, выставленные покупателями данным торговым организациям, так балл 5 означает «отлично, полностью устраивает», балл 4 – «хорошо, не все устраивает», балл 3 – «удовлетворительно многое не устраивает», балл 2 – «неудовлетворительно, большинство критериев не устраивает», балл 1 – «полностью все устраивает».
Конкурентами магазина ООО «Свежесть» являются такие близлежащие предприятия розничной торговли как:
1. ТЦ «Вереница», расположенный по адресу Дуси Ковальчук 75/3
2. Гипермаркет «O`key», расположенный по адресу Дуси Ковальчук 1/1;
3. Универсам «Дружба», расположенный по адресу Дуси Ковальчук 18.
Сравнительный анализ конкурентов представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ конкурентов магазина ООО «Свежесть»
Наименование показателя |
ООО «Свежесть» |
ТЦ «Вереница» |
Гипермаркет «O`key», |
Универсам «Дружба» |
Коэффициент весомости показателя, балл |
|||||
Удобство расположения |
5 |
4 |
5 |
4 |
1 |
|||||
Ассортимент товаров |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
|||||
Ценовая политика |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
|||||
Качество товаров |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
|||||
Качество обслуживания |
5 |
4 |
4 |
5 |
2 |
|||||
Итого |
22 |
22 |
23 |
21 |
Наиболее важным показателям для покупателей является качество товаров, на втором месте оказался ценовой показатель, показатель широты и глубины ассортимента оказался наименее важным для покупателей, чем качество товаров и их цена. Таким образом, можно сделать вывод, что покупатели близ лежащих домов от ООО «Свежесть» желают приобретать качественные товары по низким ценам.
На основе оценок, выставленных покупателями, ООО «Свежесть» набрал 22 балла, что равно количеству баллов у ТЦ «Вереница», на 1 балл больше, чем у Универсама «Дружба» и на 1 балл меньше, чем у гипермаркета «O`key».
Слабыми местами среди конкурентов в магазине ООО «Свежесть» является ассортимент товаров, так как данный показатель получил только 3 балла и ценовая политика (4 балла), по остальным показателям покупатели поставили по 5 баллов за каждый.
Анализируя конкурентов, можно сделать вывод, что лидером является гипермаркет «O`key», покупателей полностью устраивает его расположение, ассортимент товаров, ценовая политика, по данным показателям покупатели поставили высший балл 5. Показатели качества товаров и качества обслуживания получили по 4 балла, что свойственно для супермаркетов и гипермаркетов (в большом объеме товаров, покупателей, сотрудников качество товаров и торгового обслуживания не редко теряется).
Так как наиболее важным для покупателей оказался показатель качества товаров, то ООО «Свежесть» смело может конкурировать с остальными магазинами. Конкурентоспособность ООО «Свежесть» также обусловлена уже имеющими в арсенале методами сниженной цены на алкогольную продукцию, внедряются методы стимулирования сбыта – проводятся акции, дегустации, раздача подарков за совершенные покупки.
Основные экономические показатели, характеризующие коммерческую деятельность ООО «Свежесть» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные показатели, характеризующие эффективность коммерческой деятельности ООО «Свежесть» за 2018-2019гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение |
||
2018 |
2019 |
в сумме |
в % |
|
Оборот розничной торговли, тыс. руб. |
20800 |
23400 |
2600,00 |
12,50 |
Затраты, т.р |
14600 |
15420 |
820 |
5,62 |
Валовой доход, тыс. руб. |
6200 |
7980 |
1780,00 |
28,71 |
Уровень валового дохода, % |
30% |
34% |
||
Издержки обращения, тыс. руб. |
2059 |
2675 |
616,00 |
29,92 |
Уровень издержек обращения, % |
9,90 |
11,43 |
1,53 |
|
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
4141,00 |
5305,00 |
1164,00 |
28,11 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
835,00 |
1012,00 |
177,00 |
21,20 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
3306,00 |
4293,00 |
987,00 |
29,85 |
Рентабельность, %. |
15,89 |
18,35 |
2,45 |
|
Рентабельность продаж, % |
19,91 |
22,67 |
2,76 |
|
Численность, чел. |
19,00 |
19,00 |
||
Размер торговой площади, м2 |
50 |
50 |
||
Прибыль на 1 работника организации, тыс. руб. |
174 |
225,95 |
51,95 |
29,85 |
Оборот торговли на 1 м2 торговой площади, тыс. рублей |
416 |
468 |
52 |
11,25 |
Как видно из таблицы 3 оборот розничной торговли за 2019 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 12,5% и составил 23400 тыс. руб.
Затраты на приобретение товаров за 9 месяцев 2019 года тоже показали увеличение на 5,62%, при этом валовый доход увеличился на 28,71% по сравнению с данными за 9 месяцев 2018 года и составил 7980 тыс. руб.
Издержки обращения за 2019 года возросли на 29,92% или на 616 тыс. руб. и составили 2675 тыс. руб., при этом уровень издержек обращения увеличился в 2019 году на 1,53%.
Значительный рост показала и прибыль от продаж, так за 2019 года она составила 5305 тыс. руб., что на 28,11% больше чем за аналогичный период 2018 года. Рентабельность продаж за 2019 года составила 22,67%, в аналогичном периоде 2018 года она составляла 19,91%, таким образом, рост рентабельности от продаж составил 2,76%.
Чистая прибыль по итогам 2019 года значительно увеличилась, на 29,85%, это связано с незначительным ростом издержек обращения, всего на 5,62% (рис. 2). Рентабельность ООО «Свежесть» за 2019 года также показывает увеличение на 2,45% и составляет 18,35% (рис. 3).
Рисунок 2. Динамика основных показателей эффективности коммерческой деятельности ООО «Свежесть» за 2018-2019 г.г., тыс. руб.
Рисунок 3. Динамика показателей рентабельности ООО «Свежесть» за 2018-2019 гг., в %
Численность работников, как и размер торговой площади в исследуемых периодах не изменялся, но за счет увеличения оборота розничной торговли и чистой прибыли в 2019 году, показатели прибыль на 1 работника организации и оборот торговли на 1 м2 показали рост по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Так прибыль на 1 работника организации за 2019 года увеличилась на 29,85% или 51,95 тыс. руб. и составила 225,95 тыс. руб., оборот торговли на 1 м2 за 2019 года возрос на 11,25% или на 52 тыс. руб. (рис. 4)
Рисунок 4. Динамика показателей прибыли на 1 работника и оборота торговли на 1 м2 за 2018-2019 гг., в тыс. руб.
Таким образом, можно уверенно сказать, что ООО «Свежесть» является прибыльным и рентабельным предприятием, не смотря на высокий уровень конкуренции на рынке продовольственных товаров. Цены на товар имеют средний уровень, а по некоторым товарам значительно ниже аналогичных предприятий.
2.2. Анализ структуры ассортимента табачных изделий в розничной торговой организации ООО «Свежесть»
В магазине «Свежесть» имеется широкий ассортимент табачных изделий.
Особенно много в продаже табачных изделий самых востребованных марок – Винстон, Парламент, Мальборо, Кент, Честерфилд и другие.
Ассортимент табачных изделий выложен по названиям, в специальном лайт-боксе, что облегчает покупателю выбор нужного продукта.
Витрина лайт-бокс освещается, так что все табачные изделия хорошо видны покупателю.
Управлением ассортиментом табачных изделий в магазине «Свежесть» занимаются товароведы. Товаровед полностью берет на себя функции организации, координации ассортимента и контроля ассортимента. Контроль ассортимента осуществляется по данным товарного учета, который проводится еженедельно.
Управление ассортиментов табачных изделий в ООО «Свежесть» включает работу с поставщиками табачных изделий, формирование ассортимента, регулирование товарных запасов и контроль продаж.
Так как магазин ООО «Свежесть» осуществляет свою деятельность достаточно давно, то имеет прочные и долгосрочные коммерческие связи с поставщиками табачных изделий.
Стоит отметить, что в городе Новосибирске имеются 2 крупных поставщика табачных изделий – ООО «СНС-Новосибирск» и ООО «Мегаполис». Все известные и продаваемые марки табачных изделий сосредоточены в ассортименте этих двух компаний.
Ассортимент предлагаемых табачных изделий ООО «Мегаполис» значительно шире, чем у ООО «СНС-Новосибирск», в него входят такие известные марки табачных изделий, как Винстон, парламент, Петр I, Русский стиль, Честерфилд, Мальборо и другие.
Ассортимент ООО «СНС-Новосибирск» содержит такие марки, как Кент, Пэлл Мэлл, Золотая Ява, Некст.
Формирование ассортимента заключается в отборе позиций для внесения их в ассортимент магазина.
В номенклатуре (базе) табачных изделий содержатся примерно 120 наименований товаров, которые постоянно имеются в продаже. Список постепенно пополняется.
Ассортимент табачных изделий в магазине пополняется еженедельно. При вводе в ассортимент нового товара продавцов информируют о его качествах и особенностях, для того чтобы они могли проконсультировать покупателя. Новинкой товар считается в течение месяца c момента своего появления в магазине.