Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере ООО «Свежесть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый вид табачных изделий выставлен в лайт-бокс и имеет ценник, новинки выделяются ценниками другого цвета.

Рассмотрим широту и глубину ассортимента табачных изделий в ООО «Свежесть» на примере продукции, поставляемой ООО «Мегаполис»
(приложение А)

Как видно из приложения А, ассортимент табачных изделий в ООО «Свежесть» широкий (включает множество марок), а так же глубокий (состоит из нескольких видом и разновидностей).

Самый широкий ассортимент табачных изделий имеет марка Винстон. В ООО «Свежесть» она представлена 4 видами и 13 разновидностями. Такое количество видов и разновидностей диктует покупательский спрос. Ценовая категория данной марки является доступной для большинства населения. В среднем цена за единицу товара марки Винстон составляет 54 рубля, в то время, как цена за единицу Парламента составляет 82 рубля.

Стоит отметить, что цена на табачные изделия определяется в соответствии с МРЦ (Максимальная розничная цена). На каждом пачке табачных изделий производителем прописана МРЦ и дата изготовления данного экземпляра.

Розничные магазины могут продавать товар по цене ниже МРЦ, тем самым повышая конкурентоспособность, но как правило все розничные магазины выставляют цену за единицу товара равной МРЦ.

Такое решение розничных магазинов связано с тем, что закупочные цены за единицу товара достаточно высоки, а розничные цены ограничены законодательством. Розничные предприятия оказались ограниченными в правах самостоятельно устанавливать торговую наценку.

Стоит также отметить, что торговая наценка в настоящее время составляет всего 12-17%, в то время как основная торговая наценка по магазину составляет 25-30%.

Кому-то может показаться, что при такой низкой торговой наценке, табачные изделия не выгодны магазину. Это совсем не так. Приведем пример на основе торговой наценки других товаров данного магазина (таблица 4)

Таблица 4

Расчет прибыли на основе торговой наценки

Наименование

Цена

Товарная наценка

Прибыль

Винстон

54

14,5%

7,83

Парламент

82

16%

13,12

Шоколад Аленка

45

30%

13,5

Рулет кондитер.

29

30%

8,7

Водка Абсолют

255

25%

63,75


Как видно из таблицы 2.4 прибыль от продажи единицы табачных изделий зависит от их розничной цены. Прибыль от продажи единицы товара марки Парламент (МРЦ=82 руб.) с наценкой 16% больше прибыли от продажи единицы товара Шоколада Аленка (цена 45руб и торговая наценка 30%).

Но стоит отметить, что и затраты на закупку шоколада Аленка значительно ниже, чем затраты на приобретение табачных изделий, а прибыль они дают одинаковую. Только вот оборот табачных изделий значительно выше, чем у шоколада. Так по данным отчета за неделю в магазине ООО «Свежесть» было продано табачных изделий в количестве 712 пачек, а шоколада – 39 штук.

Таким образом, одним из главных критериев при формировании ассортимента в ООО «Свежесть» является оборачиваемость товара.

Анализ ассортимента табачных изделий дает наиболее точные данные только при использовании различных методик анализа. Поэтому проведем ABC и XYZ анализ комплексно.

Таблица 5

Объем продаж табачных изделий ООО «Свежесть» за 2019 г.

Марка табачных изделий

Объем продаж, тыс. руб.

Удельный вес, %

Parliament

303

15,59

Marlboro

102

5,25

EVE

24

1,23

Chesterfield

89

4,58

Muratti

43

2,21

L&M

56

2,88

Camel

45

2,31

Русский Стиль

76

3,91

Winston

357

18,36

Glamour

24

1,23

Пётр I

104

5,35

LD

121

6,22

West Classic

72

3,70

Максим

164

8,44

Ява Золотая

152

7,82

Кент

148

7,61

Пэлл Мэлл

64

3,29

Всего:

1944

100

Таблица 6

АВС-анализ ассортимента табачных изделий по объему продаж

Марка табачных изделий

Доля в товарообороте в порядке убывания

Доля в товарообороте нарастающим итогом

Группа

Winston

18,36

18,36

А

Parliament

15,59

33,95

А

Максим

8,44

42,39

А

Ява Золотая

7,82

50,21

В

Кент

7,61

57,82

В

LD

6,22

64,04

В

Пётр I

5,35

69,39

В

Marlboro

5,25

74,64

В

Chesterfield

4,58

79,22

В

Русский Стиль

3,91

83,13

С

West Classic

3,70

86,83

С

Пэлл Мэлл

3,29

90,12

С

L&M

2,88

93,00

С

Camel

2,31

95,32

С

Muratti

2,21

97,53

С

EVE

1,23

98,77

С

Glamour

1,23

100

С

Всего

100


Применяя АВС - анализ к ассортименту табачных изделий ООО «Свежесть», получаем следующее распределение групп:

Группа А – табачные изделия марок Winston, Parliament, Максим.

Группа В – табачные изделия таких марок, как Ява Золотая, Кент, LD, Пётр I, Marlboro, Chesterfield.

Группа С – включает табачные изделия марок Русский Стиль, West Classic, Пэлл Мэлл, L&M, Camel, Muratti, EVE, Glamour.

Таким образом, в соответствии с данным распределением, табачные изделия группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации. Группы В и С могут иметь менее жесткий управленческий контроль.

Выявим наиболее стабильные товарные торговые марки ассортимента табачных изделий. Для этого проведем его XYZ- анализ.

Первый шаг - определение объектов анализа: торговые марки ассортимента табачных изделий.

Второй шаг - определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта: объем продаж, тыс. руб.

Третий шаг - определение периода, по которому будет проводиться анализ: 3 квартала 2019 года.

Четвертый шаг: определение коэффициента вариации для каждого объекта анализа (табл. 7).

Таблица 7

XYZ-анализ ассортимента табачных изделий ООО «Свежесть»

Марка табачных изделий

Объем продаж, тыс. руб.

Средние продажи за квартал

Коэффициент вариации, %

Группа

1 кв. 2019

2 кв. 2019

3 кв. 2019

4 кв. 2019

Winston

87,3

89,1

90,4

90,2

89,25

5,37

X

Parliament

76,2

76,6

75,4

74,8

75,75

1,27

X

Максим

41,4

41,1

40,2

41,3

41

0,83

X

Ява Золотая

38,9

39,4

39,3

39,4

39,25

0,15

X

Кент

36,7

36,4

37,4

36,5

36,75

0,56

X

LD

29,7

30,8

29,4

31,1

30,25

1,51

X

Пётр I

24,4

25,1

26,8

27,7

26

4,73

X

Marlboro

25,3

24,4

27,9

24,4

25,5

7,31

X

Chesterfield

22,4

21,5

21,8

23,3

22,25

1,06

X

Русский Стиль

17,3

18,4

20,4

19,9

19

5,41

X

West Classic

16,3

17,8

18,4

19,5

18

3,65

X

Пэлл Мэлл

16,2

15,4

16,2

16,2

16

0,45

X

L&M

10,8

14,6

12,2

16,4

13,5

12,29

Y

Camel

11,2

11,5

11,1

11,2

11,25

0,09

X

Muratti

8,4

11,6

11,4

11,6

10,75

6,85

X

EVE

3,9

5,4

7,3

7,4

6

6,95

X

Glamour

3,8

5,5

7,4

7,3

6

7,47

X


Как видно из таблицы 7 практически все марки табачных изделий в ассортименте ООО «Свежесть» относятся к группе X, кроме L&M (группа Y), к группе Z не относится ни одна марка табачных изделий.

Следовательно, товары группы X характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%, спрос на эти товары устойчив, а значит по этим товарам можно делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса.

Товары группы Y имеют колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж.

Если объединить результаты этих 2х методик, можно получить выводы о том, какие табачные изделия являются не только самыми доходными, но и насколько часто они пользуются спросом.

В общем, использование ABC-XYZ-анализа позволяет:

  • Эффективно управлять товарными ресурсами (базой клиентов).
  • Корректировать ассортиментную политику, повышая долю наиболее доходных и (или) востребованных товаров (тоже с клиентами).
  • Эффективно планировать и грамотно распределять трудовые ресурсы.

Объединение результатов ABC и XYZ-анализа удобно реализовывать в наглядной форме матрицы, состоящей из 9-ти категорий (табл.8).

Таблица 8

Матрица ABC-XYZ

AX

AY

AZ

Winston, Parliament, Максим

-

-

BX

BY

BZ

Ява Золотая, Кент, LD, Пётр I, Marlboro, Chesterfield.

-

-

CX

CY

CZ

Русский Стиль, West Classic, Пэлл Мэлл, Camel, Muratti, EVE, Glamour

L&M

-

Основываясь на данных матрицы ABC-XYZ можно сделать вывод, что табачные изделия Winston, Parliament, Максим имеют высокую потребительскую стоимость, высокую степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления. Табачные изделия Ява Золотая, Кент, LD, Пётр I, Marlboro, Chesterfield имеют среднюю потребительскую стоимость, но высокую степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления. Табачные изделия Русский Стиль, West Classic, Пэлл Мэлл, Camel, Muratti, EVE, Glamour имеют низкую потребительскую стоимость, но высокую степень стабильности потребления. Табачные изделия L&M имеют низкую потребительскую стоимость и нестабильное потребление, поэтому данная марка табачных изделий имеет среднюю степень надежности прогноза.


Таким образом, методом наблюдения и методом ABC и XYZ анализа выявили, что лидерами среди табачных изделий являются Winston, Parliament, Максим, именно эти марки табачных изделий дают 80% прибыли от реализации всех табачных изделий, именно этим маркам стоит уделить пристальное внимание, обеспечивать постоянный оптимальный запас.

Таким образом, управление ассортиментом табачных изделий в ООО «Свежесть» заключается в работе с поставщиками; в формировании ассортимента на основе еженедельных данных учета количественных остатков товарных запасов; в его анализе, в контроле и регулировании товарных запасов табачных изделий, а также в их оптимизации с учетом изменения покупательской способности или ситуации.

Лидерами продаж среди табачных изделий являются Winston, Parliament, Максим, именно эти марки табачных изделий дают 80% прибыли от реализации всех табачных изделий, именно этим маркам стоит уделить пристальное внимание, обеспечивать постоянный оптимальный запас.

2.3. Пути совершенствования управления ассортиментом табачных изделий в ООО «Свежесть»

В ходе анализа управления ассортиментом табачных изделий в розничном торговом предприятии ООО «Свежесть» особых проблем и не совершенствований не выявлено.

Но в современное время всегда появляются новые пути развития и совершенствования управления ассортиментом.

На основе проведенного исследования руководству магазина ООО «Свежесть» было предложено:

  • Ввести в ассортимент сигары, табак для кальяна и уголь;
  • Разработать матрицу закупа табачных изделий;
  • Применить методы, стимулирующие продажи.

Большое количество новинок табачных изделий даст покупателям наибольший выбор товаров, они смогут более полноценно удовлетворить свои потребности, а ООО «Свежесть» получит дополнительную прибыль.

Рассчитаем экономический эффект от введения в ассортимент магазина сигар, табака и угля для кальяна (таблица 9)

Таблица 9

Планируемый доход от включения в ассортимент сигар, табака для кальяна и угля за 1 календарный месяц

Товар

Цена за ед., руб.

Кол-во, шт.

Объем продаж за 1 месяц, руб.

Сигары

100

30

3000,0

Табак для кальяна

200

30

6000,0

Уголь для кальяна

80

30

2400,0

Итого

11400,0