Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере ООО «Свежесть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для реализации ассортиментной политики необходимо постоянно осуществлять контроль товарных запасов. Он состоит в подсчете имеющихся в конкретном месте запасов, а также в отслеживании процесса их увеличения или уменьшения.

С целью осуществления желаемой политики управления товарными за-пасами необходимо разработать процедуры контроля. Они должны определять частоту проверок, уровень запасов и сравнение с параметрами запасов, которые, в свою очередь, будут влиять на время и объем повторного заказа.

Как наиболее доступный метод мониторинга товарного ассортимента может быть использован логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных запасов, измеряемых в единицах реализации или запаса (ABC-анализ), и их классификации по структуре потребления (XYZ-анализ) [5, с. 214].

АВС-анализ основывается на так называемом принципе Парето, говорящем о том, что за 20% последствий отвечает 80% причин. На самом деле, основателем идеи явился доктор Джозеф Джуран, обнаруживший универсальный принцип, который он назвал «vital few and trivial many» (важного - мало, обычного - много). Правило 20/80 означает, что в любом процессе малое число причин (20%) жизненно важны, а 80% не оказывают существенного влияния на результат.

Управленцы и люди творческих профессий знают, что 20% результатов (первые и последние 10%) отнимают 80% времени и сил. Принцип Парето можно применить практически к любой сфере бизнеса:

  • 80% материальных благ приходятся на 20% населения (соответственно, остальные 80% людей довольствуются 1/5 частью материальных богатств, имеющихся у человечества).
  • за 20% рабочего времени делается 80% работы
  • 20% клиентов приносят компании 80% дохода
  • 80% товарных запасов поставляются 20% поставщиков,
  • 20% товарных запасов занимают 80% склада,
  • 80% объема продаж обеспечивается 20% продавцов и т.д.

Важно, что данное правило является эмпирическим - конкретная пропорция может оказаться иной - не 80/20, а, например, 90/10 или 67,48/32,52. Правило Парето указывает именно на значительное отклонение от пропорции 50/50 в различных системах, а не конкретную величину отклонения. Но пропорция «20/80» все же является универсальным термином и мы примем ее для простоты формулировки.

Для нас ценность правила Парето заключается в том, что эта идея позволяет сосредоточиться на тех 20%, которые действительно важны. Из этих 20% проистекает 80% будущих результатов. И метод АВС-анализа позволяет определить наиболее приоритетные позиции, «звезды» в ассортименте компании или магазина, выделить аутсайдеров и показать, что является базовым ассортиментом.


По сути, АВС-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Мы далее будем говорить об ассортименте компании. Однако ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж – все, что имеет достаточное количество статистических данных.

В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль магазина (в зависимости от выбранного результата. Под словом «результат» мы в дальнейшем будем подразумевать или прибыль, или оборот):

Товары А – самые важные товары, приносящие первые 50% результата.

Товары В – «средние» по важности, приносящие еще 30% результата.

Товары С – «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата.

Параллельно с ABC-анализом необходимо проводить XYZ-анализ, сущность которого в структуризации потребления фармацевтических товаров по фактору стабильности потребления и возможности его предвидения.

XYZ-анализ является инструментом, позволяющим классифицировать различные объекты по тем или иным позициям в зависимости от характера их потребления, от возможности прогнозирования спроса на эти объекты в динамике.

Другими словами, с помощью XYZ-анализа можно выявить колебания в значениях анализируемых объектов (товарных групп, клиентов и других) за разные периоды.

XYZ-анализ дает возможность сделать выводы о том, насколько стабильны продажи, выявить те или иные отклонения. В конечном результате – классифицировать товары, клиентов в зависимости от равномерности продаж или покупок.

Данный анализ проводится в следующей последовательности:

  1. Необходимо определить коэффициенты вариации для исследуемых признаков (коэффициент вариации характеризует отклонение значения того или иного признака от среднеарифметического значения этого признака за период).
  2. Ранжировать объекты по возрастанию этих коэффициентов
  3. Провести распределение по группам X, Y и Z

В классическом подходе в группу X попадают объекты с коэффициентом вариации до 10% - это продукты, характеризующиеся стабильностью продаж и возможностью точного прогнозирования их потребления.

Группа Y – коэффициент вариации со значением от 10 до 25 % - продукты, потребление которых более сложно прогнозировать, но проявляются некоторые тенденции (сезонные колебания).

Группу Z формируют товары, не имеющие каких-либо тенденций в потреблении, потребляемые нерегулярно. Значения коэффициента вариации более 25 %. Матричное изображение интегрированного АВС и XYZ-анализа представлено в таблице 1.


Исходя из ее данных, важнейшими для закупки являются составные ячеек с параметрами АХ, АY, АZ, ВХ, ВY и СХ, поскольку годовую или на другой период потребность большинства из них можно со статистической достоверностью предусмотреть. При этом поле АZ включено в порядке исключения, благодаря высокой стоимости, хотя и характеризуется стохастическим потреблением.

Таблица 1

Матричная проекция интегрированного АBC и XYZ-анализа товарооборота посреднического предприятия

AX
(высокая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления)

AY
(высокая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления )

AZ
(высокая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастичного потребления)

BX
(средняя потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления )

BY
(средняя потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления)

BZ
(средняя потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления)

CX
(низкая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления )

CY
(низкая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления)

CZ
(низкая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления)

Аналогичный интегрированный анализ необходимо проводить для товарных запасов по данным инвентаризации. Периодическое сравнение результатов АВС и XYZ-анализа товарооборота и товарных запасов даст возможность торговой организации оптимизировать товарные запасы в объеме, достаточном для эффективной реализации, предотвратить чрезмерные запасы и увеличение риска «замораживания» оборотных средств, а также списания товаров в связи с окончанием срока годности.

Таким образом, внедрение интегрированного АВС и XYZ-анализа в практику работы торговой организации обеспечит эффективное управление товарным ассортиментом, что в свою очередь будет способствовать сокращению количества утраченных продаж, ускорению товарооборачиваемости, уменьшению излишков товаров, снижению риска их списания, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами.


Глава 2. Анализ структуры ассортимента табачных изделий в ООО «Свежесть» г. Новосибирска

2.1. Характеристика розничного торгового предприятия

Розничное торговое предприятие ООО «Свежесть», расположенное по адресу 630001, г. Новосибирск, ул. Холодильная, д.16, было образовано в 1994 году 3 соучредителями. Многие покупатели, а также поставщики ошибочно считают, что название «Свежесть» происходит от газа, которым наполняют холодильные установки, так как магазин расположен на улице Холодильная.

Настоящая история образования названия магазина заключается в том, что изначально соучредителей торгового предприятия было 3 или Three (Фри) по-английски, так как все учредители были мужчинами, соответственно появилось ОН (мужской род). Таким образом, появилось название магазина «Свежесть».

В 1997 году соучредители приняли решение продать данное предприятие. Так, у розничного магазина появился новый хозяин, но название он менять не стал. В народе данный магазин называют «Овощной», так как еще в советские времена в данном магазине располагался овощной магазин, и все жители близлежащий домов обслуживались в нем.

Магазин расположен на первом этаже жилого 5 этажного дома, на пересечении улиц Дуси Ковальчук и Холодильной. В этом же знании находятся отделение почты и детская поликлиника.

Перед магазином организована парковка для автомобилей. Прилегающая территория облагорожена 2-мя большими елями, а напротив магазина расположилась Аллея Памяти Призывников.

Розничная торговая организация ООО «Свежесть» помимо исследуемого магазина, расположенного по адресу Холодильная, 16 имеет еще 2 вино-водочных отдела, расположенных в ТЦ Вереница по адресам ул. Дуси Ковальчук 75/3 и ул. Кропоткина 130/7.

Штат сотрудников ООО «Свежесть» состоит из 19 человек: директор, бухгалтер, 2 товароведа, 12 продавцов, 2 грузчика и уборщица.

Структура розничного магазина ООО «Свежесть» представлена на рис. 1.

Директор

Бухгалтерия


Товароведы

Продавцы

Грузчики, уборщица

Рисунок 1. Организационная структура управления ООО «Свежесть»

Организационные взаимосвязи в организации сформированы таким образом, что директору напрямую подчиняются все: бухгалтер, товароведы, продавцы, грузчики и уборщица.

Бухгалтер подчиняется только директору и никому больше, а вот ему никто не подчиняется, так как бухгалтер в единственном числе и не имеет подчиненных.

Товароведы подчиняются непосредственно директору и управляют продавцами. В одном из магазинов (Холодильная, 16) товаровед управляет также деятельностью грузчиков и техническим персоналом. В вино-водочных отделах, расположенных в ТЦ «Вереница», грузчики и уборщицы отсутствуют, эти функции выполняют персонал рынка «Вереница».

Продавцы, грузчики и уборщица подотчетны товароведам и директору и не имеют подчиненных, то есть они являются самым низким звеном структуры организации.

Коммерческие функции директора заключаются в руководстве коллективом, а также в формировании и управлении ассортиментом алкогольной продукции. Директор ООО «Свежесть» обладает большим опытом работы с поставщиками алкогольной продукции, добивается наилучших условий поставки и снижение цены, принимает решения по участию в акциях, предлагаемых поставщиками, а также принимает решения о проведении акций в магазинах ООО «Свежесть».

Коммерческие функции бухгалтерии заключаются в оперативной работе по расчетам с поставщиками, с сотрудниками магазина, а также полное ведение финансов организации.

Наибольший вклад в коммерческую работу вносит товаровед. Коммерческие функции товароведа заключаются в изучении коммерческих предложений поставщиков продукции, в анализе наиболее выгодных предложений по цене, по условиям поставки, по возможности возврата продукции поставщику, в формировании и управлении ассортимента магазина, за исключением алкогольной продукции, а также руководство коллективом продавцов, грузчиков и уборщицы. Также к коммерческим функциям товароведа относится еженедельный учет товарных остатков в магазине, товарных запасов на складе магазина, проведение инвентаризаций.

К коммерческим функциям продавцов относится работа с покупателями - реализация товаров, сбор информации о потребностях покупателей, формирование предложения для товароведа о введении или исключении из ассортимента товаров.

Состояние материально-технической базы предприятия, характеризуют такие показатели как: занимаемая площадь, оборудование, средства механизации и оргтехники, которые используются руководителями и специалистами в процессе выполнения своих функций, для достижения поставленных целей.