Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере ООО «Свежесть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из таблицы 9 при включении в ассортимент сигар, табака для кальяна и угля для кальяна и продаже за 1 месяц в количестве 30 единиц каждого вида, объем продаж магазина возрастет на 11400 рублей. А так как покупательская аудитория магазина ООО «Свежесть» достаточно широкая, то можно смело прогнозировать увеличение количества продаваемых единиц товаров, а соответственно и рост доходов.

Предложение разработать матрицу закупа табачных изделий является актуальным для ООО «Свежесть», так как закупочная деятельность ведется на основе данных еженедельного учета. В процессе деятельности в ООО «Свежесть» наблюдались случаи, когда еженедельный учет откладывался на неделю или даже 2 недели. В таких случаях товаровед вынужден самостоятельно пересчитывать товарные остатки и уже на основе этих данных проводить закупочную деятельность, а это отнимает много времени. Пример закупочной матрицы на основе проведенных ABC и XYZ анализов представлен в табл. 10.

Таблица 10

Закупочная матрица табачных изделий

Марка табачных изделий

ТЗ, дни

ТЗ, ед.

Ост. 1

Заказ 1

Ост. 2

Заказ 2

Winston

8

173

Parliament

8

101

Максим

8

168

Ява Золотая

8

106

Кент

8

74

LD

8

70

Пётр I

8

65

Marlboro

8

40

Chesterfield

8

40

Русский Стиль

8

33

West Classic

8

42

Пэлл Мэлл

8

34

L&M

8

36

Camel

8

21

Muratti

8

24

EVE

8

12

Glamour

8

15


С учетом проведенных ABC и XYZ анализов, в предлагаемой матрице табачные изделия разделены на группы. По результатам инвентаризации в матрицу заносятся остатки товарных запасов, сумма отклонения от рассчитанного оптимального значения и будет составлять величину заказа. Если сумма отклонений будет равна величине оптимального товарного запаса, то значит увеличилось потребление определенной марки табачных изделий, а следовательно стоит рассчитать новый оптимальный запас и внести изменения в матрицу.

Использование предложенной матрицы значительно облегчит коммерческую работу товароведу по заказам табачных изделий, а также будет являться неоспоримым помощником в том случае, когда в организации учет товарных остатков отложен на неделю или две.

Рекомендуемые методы стимулирования продаж заключаются в проведении акций:

  • Подарок за покупку. Например, при покупке блока (10 единиц табачных изделий) дарить покупателю зажигалку.
  • Снижение цены при покупке нескольких единиц товара.

В данном случае покупатель приобретает выгоду – он получает несколько единиц товара по сниженной цене. Выгода магазина заключается в том, что средства покупателя, которые он планировал потратить на приобретение, допустим, 3х единиц товара достаются единовременно магазину, а не распределяются между разными магазинами.

Таким образом, предложенные мероприятия привлекут в ООО «Свежесть» новых покупателей, что приведет к дополнительному обороту продаж, предложенная матрица заказов существенно облегчит работу товароведа, стимулирование продаж будет воздействовать на покупателей и принесет дополнительный доход магазину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и изучив поставленные задачи, была достигнута цель данной курсовой работы - изучение управления ассортиментом табачных изделий в розничной торговой организации.

Проанализировав полученную информацию, можно сделать следующие выводы:

Ассортимент товаров – это совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Выделяют производственный, сырьевой и потребительский ассортимент.

В розничных торговых предприятиях используется потребительский ассортимент.

Сущность ассортиментной политики заключается в формировании ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика обычно преследует долгосрочные цели.


Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

Управление ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

Объектом исследования для изучения управления ассортиментом табачных изделий послужил магазин розничной торговли продуктами питания ООО «Свежесть».

Данный магазин расположен по адресу ул. Холодильная, д.16, имеет большой поток покупателей, широкий и глубокий ассортимент товаров, цены в данном магазине учитываются как средние.

Основными конкурентами ООО «Свежесть» являются гипермаркет «O`key», ТЦ «Вереница», универсам «Дружба». Анализ конкурентов показал, что лидером является гипермаркет «O`key», он может предложить покупателям более широкий ассортимент товаров, более низкие цены. ООО «Свежесть» может конкурировать с данным гипермаркетом на основе качества товаров. Покупатели отметили, что в ООО «Свежесть» качество товаров лучше, чем в гипермаркете «O`key», а это существенное конкурентное преимущество, так как показатель качества товаров является наиболее важным для покупателей.

На основе проведенной оценки основных экономических показателей, было выявлено, что магазин ООО «Свежесть» является прибыльным и рентабельным – за 2019 года оборот розничной торговли увеличился на 12,5% и составил 23400 тыс. руб. Чистая прибыль по итогам 2019 года значительно увеличилась, на 29,85%, это связано с незначительным ростом издержек обращения, всего на 5,62%. Рентабельность ООО «Свежесть» за 2019 года также показывает увеличение на 2,45% и составляет 18,35%.

Процесс управления ассортиментом табачных изделий в ООО «Свежесть» включает работу с поставщиками табачных изделий, формирование ассортимента, регулирование товарных запасов и контроль продаж.


Управлением ассортиментом табачных изделий в магазине «Свежесть» занимаются товароведы. Товаровед полностью берет на себя функции организации, координации ассортимента и контроля ассортимента. Контроль ассортимента осуществляется по данным товарного учета, который проводится еженедельно.

Поставщиками табачных изделий в ООО «Свежесть» являются ООО «СНС-Новосибирск» и ООО «Мегаполис».

Ассортимент табачных изделий в магазине пополняется еженедельно.

Каждый вид табачных изделий выставлен в лайт-бокс и имеет ценник, новинки выделяются ценниками другого цвета.

Самый широкий ассортимент табачных изделий имеет марка Винстон. В ООО «Свежесть» она представлена 4 видами и 13 разновидностями. Такое количество видов и разновидностей диктует покупательский спрос. Ценовая категория данной марки является доступной для большинства населения.

АВС - анализ ассортимента табачных изделий ООО «Свежесть» показал, что к группе А относятся табачные изделия марок Winston, Parliament, Максим; к группе В – Ява Золотая, Кент, LD, Пётр I, Marlboro, Chesterfield; к группе С –Русский Стиль, West Classic, Пэлл Мэлл, L&M, Camel, Muratti, EVE, Glamour.

XYZ-анализ ассортимента табачных изделий ООО «Свежесть» показал, что практически все марки табачных изделий в ассортименте ООО «Свежесть» относятся к группе X, кроме L&M (группа Y), к группе Z не относится ни одна марка табачных изделий.

Таким образом, табачные изделия Winston, Parliament, Максим имеют высокую потребительскую стоимость, высокую степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления, они являются лидерами среди табачных изделий, именно эти марки табачных изделий дают 80% прибыли от реализации всех табачных изделий, именно этим маркам стоит уделить пристальное внимание, обеспечивать постоянный оптимальный запас.

Анализ товарных запасов показал, что товарные запасы в днях составляют от 6 до 9 дней. Наибольшие товарные запасы в сумме оказались у Winston и Parliament. Наименьшие товарные запасы в сумме у Glamour и EVE. Товарные запасы в днях самые большие у West Classic (9,12 дней), Winston (9,03 дней), самый маленький товарный запас в днях у Максим (6,82 дней), Кент (7,02 дней), Пётр I (7,05 дней).

В ходе анализа управления ассортиментом табачных изделий в розничном торговом предприятии ООО «Свежесть» особых проблем и не совершенствований не выявлено, но руководству магазина было предложено:

  • Ввести в ассортимент сигары, табак для кальяна и уголь;
  • Разработать матрицу закупа табачных изделий;
  • Применить методы, стимулирующие продажи.

Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий по совершенствованию процесса управления ассортиментом показал, что при включении в ассортимент сигар, табака для кальяна и угля для кальяна, объем продаж магазина возрастет на 11400 рублей за месяц при продаже по 30 единиц каждого товара.

На основе проведенных ABC и XYZ анализов разработана матрица заказов табачных изделий. В данной матрице табачные изделия разделены на группы, рассчитан оптимальный товарный запас на рабочую неделю.

Цель данной матрицы – облегчить работу товароведа по заказам табачных изделий. По результатам инвентаризации в матрицу заносятся остатки товарных запасов, сумма отклонения от рассчитанного оптимального значения и будет составлять величину заказа.

Так же руководству магазина было предложено проводить стимулирующие продажи мероприятия: подарок за покупку и снижение цены при покупке нескольких единиц товара.

Рекомендованные пути совершенствования управления ассортиментом табачных изделий в ООО «Свежесть» имеют практическую значимость и могут применяться в данном магазине на практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. и др. Экономика и статистика фирм. Учебник для вузов. – М. Финансы и статистика, 2017. - 294 с.
  2. Афанасьева О. Разработка деятельности предприятия торговли // Маркетинг. – 2017. - №1. - с. 91-96.
  3. Башлачева Е.А. Оптимизация товарного ассортимента. Маркетинг и маркетинговые исследования в России, №7, 2011. – 124 с.
  4. Белобтецкий И.А. Прибыль предприятия // Финансы, 2014. - № 1. – с. 40 – 47.
  5. Бланк И.А. Управление торговым предприятием / И.А. Бланк. – М.: ЭКМОС, 2018. – 416 с.
  6. Бородачев К.И. Ассортимент: стратегия и тактика большого магазина // Торговое оборудование. – 2017. - № 7. – С. 15-19.
  7. Голубков Е. П. Основы маркетинга. - М., Дело и Сервис, 2017. – 541 с.
  8. Гольдштейн Г.Я. Маркетинг / Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев – (http://www.aup.ru)
  9. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. Учебник для студентов высших учебных заведений. - 9-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Дашков и Ко, 2018. – 696 с.
  10. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. – Мн.: Новое знание, 2017. – 279 с.
  11. Киселева Е.Н., Буданова О.Г. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учеб. пособие / Е.Н. Киселева, О.Г. Буданова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 с.
  12. Комаха А. Ассортиментная политика. – (http://marketing.spb.ru)
  13. Крылов А.В. Место продажи. Подсказки «немого продавца» // Управление каналами дистрибуции. - 2017. - №1. – с. 34-37.
  14. Леви М.В. Основы розничной торговли / М.В. Леви, Б. А. Вейтц. - СПб.: Изд-во Питер, 2018. – 412 с.
  15. Лукичева Л.И. Управление организацией: учебное пособие / Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2017. – 367 с.
  16. Менеджмент: учебник / под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 468 с.
  17. Муратов К.В. Методы эффективной торговли. Опыт «Лучшей торговой фирмы года» / К.В. Муратов. - М.: Экономика, 2017 – 245 с.
  18. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2017. – 700 с.
  19. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / Ф.Г. Панкратов. – М.: Дашков и К°, 2018. – 503 с.
  20. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. – М.: Дашков и К, 2018 - 500 с.
  21. Петров П.В. Экономика товарного обращения: учебник для вузов / П.В. Петров, А.Н. Соломатин. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 430 с.
  22. Платонов, В.Н. Организация торговли: учеб. пособие / Н.В. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2018. – 87с.
  23. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 268 с.
  24. Румянцева З.П. Общее управление организацией; принципы и процессы / З.П. Румянцева. – М.; ИНФРА - М, 2017. – 312 с.
  25. Сысоева С.В. Мерчендайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2016. – 256 с.