Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере ООО «Свежесть»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 453
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления ассортиментом розничного торгового предприятия
1.1. Понятие ассортимента розничного торгового предприятия
1.2. Методы анализа ассортимента товаров
Глава 2. Анализ структуры ассортимента табачных изделий в ООО «Свежесть» г. Новосибирска
2.1. Характеристика розничного торгового предприятия
2.2. Анализ структуры ассортимента табачных изделий в розничной торговой организации ООО «Свежесть»
2.3. Пути совершенствования управления ассортиментом табачных изделий в ООО «Свежесть»
Для реализации ассортиментной политики необходимо постоянно осуществлять контроль товарных запасов. Он состоит в подсчете имеющихся в конкретном месте запасов, а также в отслеживании процесса их увеличения или уменьшения.
С целью осуществления желаемой политики управления товарными за-пасами необходимо разработать процедуры контроля. Они должны определять частоту проверок, уровень запасов и сравнение с параметрами запасов, которые, в свою очередь, будут влиять на время и объем повторного заказа.
Как наиболее доступный метод мониторинга товарного ассортимента может быть использован логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных запасов, измеряемых в единицах реализации или запаса (ABC-анализ), и их классификации по структуре потребления (XYZ-анализ) [5, с. 214].
АВС-анализ основывается на так называемом принципе Парето, говорящем о том, что за 20% последствий отвечает 80% причин. На самом деле, основателем идеи явился доктор Джозеф Джуран, обнаруживший универсальный принцип, который он назвал «vital few and trivial many» (важного - мало, обычного - много). Правило 20/80 означает, что в любом процессе малое число причин (20%) жизненно важны, а 80% не оказывают существенного влияния на результат.
Управленцы и люди творческих профессий знают, что 20% результатов (первые и последние 10%) отнимают 80% времени и сил. Принцип Парето можно применить практически к любой сфере бизнеса:
- 80% материальных благ приходятся на 20% населения (соответственно, остальные 80% людей довольствуются 1/5 частью материальных богатств, имеющихся у человечества).
- за 20% рабочего времени делается 80% работы
- 20% клиентов приносят компании 80% дохода
- 80% товарных запасов поставляются 20% поставщиков,
- 20% товарных запасов занимают 80% склада,
- 80% объема продаж обеспечивается 20% продавцов и т.д.
Важно, что данное правило является эмпирическим - конкретная пропорция может оказаться иной - не 80/20, а, например, 90/10 или 67,48/32,52. Правило Парето указывает именно на значительное отклонение от пропорции 50/50 в различных системах, а не конкретную величину отклонения. Но пропорция «20/80» все же является универсальным термином и мы примем ее для простоты формулировки.
Для нас ценность правила Парето заключается в том, что эта идея позволяет сосредоточиться на тех 20%, которые действительно важны. Из этих 20% проистекает 80% будущих результатов. И метод АВС-анализа позволяет определить наиболее приоритетные позиции, «звезды» в ассортименте компании или магазина, выделить аутсайдеров и показать, что является базовым ассортиментом.
По сути, АВС-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Мы далее будем говорить об ассортименте компании. Однако ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж – все, что имеет достаточное количество статистических данных.
В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль магазина (в зависимости от выбранного результата. Под словом «результат» мы в дальнейшем будем подразумевать или прибыль, или оборот):
Товары А – самые важные товары, приносящие первые 50% результата.
Товары В – «средние» по важности, приносящие еще 30% результата.
Товары С – «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата.
Параллельно с ABC-анализом необходимо проводить XYZ-анализ, сущность которого в структуризации потребления фармацевтических товаров по фактору стабильности потребления и возможности его предвидения.
XYZ-анализ является инструментом, позволяющим классифицировать различные объекты по тем или иным позициям в зависимости от характера их потребления, от возможности прогнозирования спроса на эти объекты в динамике.
Другими словами, с помощью XYZ-анализа можно выявить колебания в значениях анализируемых объектов (товарных групп, клиентов и других) за разные периоды.
XYZ-анализ дает возможность сделать выводы о том, насколько стабильны продажи, выявить те или иные отклонения. В конечном результате – классифицировать товары, клиентов в зависимости от равномерности продаж или покупок.
Данный анализ проводится в следующей последовательности:
- Необходимо определить коэффициенты вариации для исследуемых признаков (коэффициент вариации характеризует отклонение значения того или иного признака от среднеарифметического значения этого признака за период).
- Ранжировать объекты по возрастанию этих коэффициентов
- Провести распределение по группам X, Y и Z
В классическом подходе в группу X попадают объекты с коэффициентом вариации до 10% - это продукты, характеризующиеся стабильностью продаж и возможностью точного прогнозирования их потребления.
Группа Y – коэффициент вариации со значением от 10 до 25 % - продукты, потребление которых более сложно прогнозировать, но проявляются некоторые тенденции (сезонные колебания).
Группу Z формируют товары, не имеющие каких-либо тенденций в потреблении, потребляемые нерегулярно. Значения коэффициента вариации более 25 %. Матричное изображение интегрированного АВС и XYZ-анализа представлено в таблице 1.
Исходя из ее данных, важнейшими для закупки являются составные ячеек с параметрами АХ, АY, АZ, ВХ, ВY и СХ, поскольку годовую или на другой период потребность большинства из них можно со статистической достоверностью предусмотреть. При этом поле АZ включено в порядке исключения, благодаря высокой стоимости, хотя и характеризуется стохастическим потреблением.
Таблица 1
Матричная проекция интегрированного АBC и XYZ-анализа товарооборота посреднического предприятия
AX |
AY |
AZ |
BX |
BY |
BZ |
CX |
CY |
CZ |
Аналогичный интегрированный анализ необходимо проводить для товарных запасов по данным инвентаризации. Периодическое сравнение результатов АВС и XYZ-анализа товарооборота и товарных запасов даст возможность торговой организации оптимизировать товарные запасы в объеме, достаточном для эффективной реализации, предотвратить чрезмерные запасы и увеличение риска «замораживания» оборотных средств, а также списания товаров в связи с окончанием срока годности.
Таким образом, внедрение интегрированного АВС и XYZ-анализа в практику работы торговой организации обеспечит эффективное управление товарным ассортиментом, что в свою очередь будет способствовать сокращению количества утраченных продаж, ускорению товарооборачиваемости, уменьшению излишков товаров, снижению риска их списания, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами.
Глава 2. Анализ структуры ассортимента табачных изделий в ООО «Свежесть» г. Новосибирска
2.1. Характеристика розничного торгового предприятия
Розничное торговое предприятие ООО «Свежесть», расположенное по адресу 630001, г. Новосибирск, ул. Холодильная, д.16, было образовано в 1994 году 3 соучредителями. Многие покупатели, а также поставщики ошибочно считают, что название «Свежесть» происходит от газа, которым наполняют холодильные установки, так как магазин расположен на улице Холодильная.
Настоящая история образования названия магазина заключается в том, что изначально соучредителей торгового предприятия было 3 или Three (Фри) по-английски, так как все учредители были мужчинами, соответственно появилось ОН (мужской род). Таким образом, появилось название магазина «Свежесть».
В 1997 году соучредители приняли решение продать данное предприятие. Так, у розничного магазина появился новый хозяин, но название он менять не стал. В народе данный магазин называют «Овощной», так как еще в советские времена в данном магазине располагался овощной магазин, и все жители близлежащий домов обслуживались в нем.
Магазин расположен на первом этаже жилого 5 этажного дома, на пересечении улиц Дуси Ковальчук и Холодильной. В этом же знании находятся отделение почты и детская поликлиника.
Перед магазином организована парковка для автомобилей. Прилегающая территория облагорожена 2-мя большими елями, а напротив магазина расположилась Аллея Памяти Призывников.
Розничная торговая организация ООО «Свежесть» помимо исследуемого магазина, расположенного по адресу Холодильная, 16 имеет еще 2 вино-водочных отдела, расположенных в ТЦ Вереница по адресам ул. Дуси Ковальчук 75/3 и ул. Кропоткина 130/7.
Штат сотрудников ООО «Свежесть» состоит из 19 человек: директор, бухгалтер, 2 товароведа, 12 продавцов, 2 грузчика и уборщица.
Структура розничного магазина ООО «Свежесть» представлена на рис. 1.
Директор
Бухгалтерия
Товароведы
Продавцы
Грузчики, уборщица
Рисунок 1. Организационная структура управления ООО «Свежесть»
Организационные взаимосвязи в организации сформированы таким образом, что директору напрямую подчиняются все: бухгалтер, товароведы, продавцы, грузчики и уборщица.
Бухгалтер подчиняется только директору и никому больше, а вот ему никто не подчиняется, так как бухгалтер в единственном числе и не имеет подчиненных.
Товароведы подчиняются непосредственно директору и управляют продавцами. В одном из магазинов (Холодильная, 16) товаровед управляет также деятельностью грузчиков и техническим персоналом. В вино-водочных отделах, расположенных в ТЦ «Вереница», грузчики и уборщицы отсутствуют, эти функции выполняют персонал рынка «Вереница».
Продавцы, грузчики и уборщица подотчетны товароведам и директору и не имеют подчиненных, то есть они являются самым низким звеном структуры организации.
Коммерческие функции директора заключаются в руководстве коллективом, а также в формировании и управлении ассортиментом алкогольной продукции. Директор ООО «Свежесть» обладает большим опытом работы с поставщиками алкогольной продукции, добивается наилучших условий поставки и снижение цены, принимает решения по участию в акциях, предлагаемых поставщиками, а также принимает решения о проведении акций в магазинах ООО «Свежесть».
Коммерческие функции бухгалтерии заключаются в оперативной работе по расчетам с поставщиками, с сотрудниками магазина, а также полное ведение финансов организации.
Наибольший вклад в коммерческую работу вносит товаровед. Коммерческие функции товароведа заключаются в изучении коммерческих предложений поставщиков продукции, в анализе наиболее выгодных предложений по цене, по условиям поставки, по возможности возврата продукции поставщику, в формировании и управлении ассортимента магазина, за исключением алкогольной продукции, а также руководство коллективом продавцов, грузчиков и уборщицы. Также к коммерческим функциям товароведа относится еженедельный учет товарных остатков в магазине, товарных запасов на складе магазина, проведение инвентаризаций.
К коммерческим функциям продавцов относится работа с покупателями - реализация товаров, сбор информации о потребностях покупателей, формирование предложения для товароведа о введении или исключении из ассортимента товаров.
Состояние материально-технической базы предприятия, характеризуют такие показатели как: занимаемая площадь, оборудование, средства механизации и оргтехники, которые используются руководителями и специалистами в процессе выполнения своих функций, для достижения поставленных целей.