ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторым направлением в лингвокультурологии можно считать логико-лингвистическое или концептологическое, которое представлено в серии изданий "Логический анализ языка". Исследуются понятия, общие для научных теорий и обыденного сознания: "правда", "свобода", "судьба", "память", "причина", "долг", "человек" и "личность", "радость" и "удовольствие", "время" и "случай". Они актуальны для каждого человека, в них присутствуют личностные и социальные, национально специфичные и общечеловеческие моменты. Они подвергаются не только логико-языковому, но и лингвокультуроведческому анализу, поскольку употребляются в разных контекстах и дискурсах - обыденном, политическом, художественном, научном. В модель описания культурных концептов входят:
1) атрибуты, указывающие на их принадлежность к концептуальному полю;
2) определения, обусловленные системой ценностей;
3) указания на функции в жизни человека. Концепт "время" рассматривается в славянском мире, в индоевропейских языках, в китайской картине мира, в восточной астрологии. На основе комплексного метода исследуется "внутренний человек" и "внешний человек" с его поведением, привычками и качествами. Обрисованы национальные образы человека.
На основе анализа культурных концептов, лингвопрагматических факторов и грамматических категорий А. Вежбицкая выявляет характерологические черты русского языка:
1) эмоциональность;
2) иррациональность или антирационализм;
3) неагентивность;
4) любовь к моральным суждениям. Проведенное на материале текстов массовой культуры исследование русского концепта "любовь" показало, что тиражирование масс-культурных стереотипов не в состоянии разрушить этот эмоциональный концепт, являющийся культурной доминантой национального сознания.
Сравнение двух менталитетов - французов и русских - проводится посредством анализа культурных и эмоциональных концептов: "судьба", "душа", "ум", "совесть", "мысль", "идея", "гнев", "радость", "страх". Понятия истины, правды, добра - моральные доминанты для русского самосознания. Французское сознание ориентировано на активность, целеустремленность, ответственность, стремление к процветанию и благу - систему ценностей, идущую из античности.
Лексический состав русского языка как отражение "русской души" анализируется в. Рассматриваются абстрактные концепты; понятия, специально выделенные в русской Я КМ, уникальные русские концепты "тоска", "удаль"; "мелкие" слова типа "авось". На материале фольклорного дискурса изучаются этические концепты русского языка "честь", "вера", "правда", "стыд". Как показал Ю. С. Степанов, в концепте выделяются различные стороны: понятийно-логическая, лингвокультурологическая, ценностно-прагматическая, историко-диахроническая.
Третьим аспектом лингвокультурологии, который интенсивно разрабатывается не только в теоретическом, но также и в практическом плане, является лексикографическое направление. В сборнике рассматриваются вопросы о том, как национально-культурное своеобразие языков и общий массив современного знания находят отражение в различных типах словарей.
Разнообразные виды этнокультурной и лингвокультуроведческой информации содержатся в новейших культурологических словарях. В словаре показан процесс формирования культурологии как интегративной дисциплины, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт и развиваемые через системы социальной коммуникации. Этнолингвокультурпо ориентированную информацию читатель найдет в статьях, посвященных таким понятиям и явлениям, как американоцентризм, вестернизация, евразийство, европоцентризм, Запад и Восток, индихенизм, культура русского зарубежья, нихондзин рон, фаустовский тип культуры, школа "Анналов" и др.
Энциклопедия "Культурология. XX век" является расширенным и углубленным вариантом "Словаря". В статьях-персоналиях представлены наиболее крупные мыслители XX в., заложившие основы культурологии, внесшие вклад в ее развитие. Уточняется предметное поле культурологии и ее дефиниция. Благодаря творческой деятельности, через посредство культуры человек создает своей универсум, открывающий перед ним возможность понимать, обобщать и истолковывать человеческий опыт, обретая собственную индивидуальность.
"Словарь культуры XX века" содержит 140 статей, посвященных актуальным понятиям и текстам культуры из таких областей знания, как философия, психоанализ, лингвистика, семиотика, поэтика, литература. В словаре представлены три типа статей:
1) статьи, описывающие специфические явления XX в.;
2) давно известные понятия, которые приобрели особую актуальность и были переосмыслены;
3) краткие монографии, посвященные ключевым художественным произведениям. Словарь, построенный в виде гипертекста, можно читать двумя способами: по алфавиту и от статьи к статье, обращая внимание на подчеркнутые слова. По мнению автора, изменилась постановка основного вопроса философии. Если в XIX в. в центре внимания стояла проблема "бытие - сознание", то в XX в. она претерпела модификацию: "реальность - текст как возможная ее интерпретация".
Словари, непосредственно связанные с задачами и потребностями лингвокультурологии, можно подразделить на четыре группы:
1) культурологические словари философской ориентации;
2) лингвострановедческие словари учебно-справочного характера, посвященные отдельным странам и культурам; подготовлен комплексный словарь пяти англоязычных стран;
3) специальные лингвострановедческие словари - справочники по сферам деятельности и отраслям знаний;
4) толковые и энциклопедические словари, несущие лингвокультуроведческую информацию. Лингвокультурный материал может быть представлен в словарях по алфавитному принципу с взаимными отсылками или же по идеографическому принципу. Словарь "Славянская мифология" содержит толкование фольклорных и сказочных образов, персонажей и символов у восточных славян. Мир описывается системой бинарных оппозиций: жизнь - смерть, чет - печет, правый - левый, мужской - женский, свой - чужой и т. п. В символических функциях предмета обнаруживаются антропоморфные черты и связь с языковым выражением. Энциклопедия "Русская изба" дает полное представление о крестьянском доме XVIII-XIX вв. Многие элементы дома и предметы быта выполняли символические функции. Названия многих бытовых реалий имеют десятки региональных вариантов. Некоторые из них закреплены в фамилиях.
В "Словаре крылатых выражений Пушкина" собраны около, 1900 пушкинских цитат, многие из которых служат основой контекстуальных преобразований. По их модели строятся газетные заголовки. Модели и модификации - источник для анализа интертекста и интертекстуальности.
Описанию старомосковского быта посвящен словарь "Язык старой Москвы". Лингвокультурную информацию содержат различные типы слов: неофициальные топонимы, просторечные наименования бытовых реалий, жаргонизмы, профессионализмы, образцы уличной риторики и московского просторечия.
Следующий культурно-исторический пласт - язык советской эпохи - представлен в "Толковом словаре языка Совдепии". В словарь вошли три слоя лексики: семантические советизмы, лексико-словообразовательные и стилистические советизмы.
Символический характер культуры проявляется в области символики, эмблематики и геральдики, что подтверждает современный словарь-справочник.
Этнолингвокультурную ценность представляет "Русский словарь языкового расширения", содержащий слова областные, старинные, церковные, неологизмы писателей. По мысли автора словаря, чтобы обогатить скудеющий язык, необходимо восстановить прежде накопленные, а потом утерянные богатства. "Образованцы" и "образованщина". предложенные Солженицыным, уже вошли в современное употребление.
Лучшие груды по истории культуры могут рассматриваться как лингвокультурологические справочники. В "Беседах о русской культуре" разделы книги написаны в жанре статьи для энциклопедического словаря.
Оценивая лексикографическое направление в лингвокультурологии, отметим важную тенденцию в его развитии. Так как в настоящее время стирается грань между языковым значением и экстралингвистическим знанием, возникают словари, объединяющие обе стороны. Идеал лексикографии - универсальный толково-энциклопедический словарь с энциклопедической, этнолингвистической и культуроведческой информацией. Некоторые словари нуждаются в более или менее подробном лингвокультурном комментарии.
Лингводидактические аспекты и проблемы межкультурной коммуникации составляют четвертое направление лингвокультурологии. Одной из своих сторон примыкают к этому направлению лингвострановедческие словари. Целям и нуждам преподавания русского языка как иностранного служат исследования.
Лингвокультурные и лингвострановедческие аспекты в преподавании иностранных языков русским обсуждаются в работах.
В последнее десятилетие активизировались исследования в области теории межкультурной коммуникации, которая понимается как общение между партнерами, принадлежащими к разным языкам и культурам и осознающими факт "инакости" друг друга. Фактор межкультурного взаимодействия исключительно важен при подготовке профессиональных переводчиков. Интеркультура, т. е. умение переключаться с родной культуры на иностранную, способность взаимодействовать на межкультурном уровне - третье измерение в подготовке переводчиков, способствующее формированию вторичной языковой личности. Проблемам межкультурного общения, межкультурной компетенции, деловой коммуникации носителей разных языков и культур посвящены исследования.
К лингвокультурологической проблематике тяготеют три аспекта лингвокультурной области, которые в перспективе готовы оформиться в автономные направления исследований. Это:
1)"менталитетоведение";
2) изучение национальной специфики юмора, "юморология";
3) тендерные проблемы. При анализе менталитета сравниваются этнические автопортреты и гетеропортреты носителей различных языков и культур в разных комбинациях; с помощью ассоциативного эксперимента и концептуального моделирования национальных образов и стереотипов реконструируется этноментальный мир человека и народа.
Объектом научного интереса стали явления комического - от его философских, глубинно-психологических, когнитивных оснований до занимательности в науке и понимания юмора. Юмор - это загадочная комбинация примирения, агрессии, сексуальности и нонсенса.
Формирование лингвистической гендерологии обусловлено тем, что тендерные отношения проявляются в языке и коммуникации, оказывают влияние на социальный климат и межличностные отношения. Установлена неодинаковая степень андроцентричности в языках различных типов.
Говоря о тенденциях и перспективах развития лингвокультурологии, отметим четыре принципиальные установки, которые определяют развитие лингвистики в целом. Это - экспансионизм, антропоцентризм, неофункционализм, экспланаторность.
1. Экспансионизм проявляется в расширении и усложнении объекта и предмета лингвокультурологических исследований. Входящая в ряд "сдвоенных" наук лингвокультурология контактирует с другими гуманитарными дисциплинами. Ее интегративный характер уравновешивается дифференциацией различных направлений. В настоящее время можно выделить "фразеологическое", текстоцентрическое, лексикографическое, "концептологическое", лингводидактическое, лингвофольклорное, "юморологическое", менталитетоведческое, сравнительно-контрастивное, когнитивное лингвокультуроведение. Его принципы и методы находят применение при исследовании национального самосознания и языковой картины мира, при изучении лексики и фразеологии, словообразования и "'этносинтаксиса", при интерпретации текста и анализе разговорной речи, при исследовании мифологии и фольклора, логических и культурных концептов, проблем лингводидактики, лингвострановедения и лексикографии, а также в области перевода, контрастивной лингвистики и межкультурной коммуникации, менталитета, национальной специфики юмора, тендерных проблем.
2. Принцип антропоцентризма проявляется в двух аспектах: "человек в языке", который выступает как форма сознания и транслятор культуры, и "язык в человеке", который является мерой всех вещей, в том числе языка и культуры. Этот принцип особенно важен для словаря, который, по мнению Дж. Лайонза, является антропоцентрическим и культурно-связанным. В последнее десятилетие внимание исследователей приковано к проблемам языкового самосознания личности и лингвокультурной общности. Антропоцентризм тесно связан с "этнизацией" социальной и культурной жизни,,