Файл: Командообразование в вузе в условиях проектной деятельности Студент та. Андрианова ио. Фамилия личная подпись Научный руководитель к п. н., доцент Т. В. Емельянова ученая степень, звание, ио. Фамилия Тольятти 2020.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет
Гуманитарно-педагогический институт наименование института полностью) Кафедра Педагогика и методики преподавания наименование)
44.04.02 Психолого-педагогическое образование код и наименование направления подготовки) Теория и методика образовательной деятельности направленность (профиль) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему «Командообразование в вузе в условиях проектной деятельности Студент ТА. Андрианова ИО. Фамилия) личная подпись) Научный руководитель к.п.н., доцент Т.В. Емельянова ученая степень, звание, ИО. Фамилия) Тольятти 2020

2
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования командообразования в вузе ..13 1.1 Сущность и характеристика понятий команда и
«командообразование» в психолого-педагогической литературе ................ 13 1.2 Современные подходы к определению критериев и уровней командообразования в вузе ............................................................................... 24 1.3 Проектная деятельность как условие успешного командообразования в вузе ....................................................................................................................... 34 Выводы по первой главе ....................................................................................... 46 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности процесса командообразования в условиях вуза ................................................. 48 2.1 Диагностика актуального уровня командообразования в студенческих группах ................................................................................................................ 48 2.2 Разработка и реализация комплекса тренингов командообразования в условиях проектной деятельности ................................................................... 64 2.3 Оценка эффективности разработанного комплекса тренингов командообразования .......................................................................................... 84 Выводы по второй главе ....................................................................................... 94 Заключение ............................................................................................................ 95 Список используемой литературы ...................................................................... 99

3 Введение Актуальность исследования обусловлена возрастающим значением командной работы практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды стали неотъемлемой частью многих областей жизни, сопровождая ежедневную деятельность человека. Наличие команды – единомышленников, творчески думающих личностей, способных работать эффективно для достижения общих целей, – является одним из важных условий успешной социальной и профессиональной деятельности. На социальном уровне актуальность исследования связана стем, что в современном мире практически каждый человек когда-либо принимал участие в работе группы, созданной для решения определенной задачи. В связи с этим повышается социальный запрос на качественный и грамотный процесс командообразования, те. процесс формирования команды, члены которой объединены одной целью, несут взаимную ответственность за результаты своей деятельности на основе общего видения ситуации. Успешные команды появляются в результате тщательно спланированной работы профессионалов. Для того чтобы команда была функциональной и работала в соответствии с задуманным планом, необходимо четкое понимание того, что заставляет команды работать и приводит к высоким результатам. Для будущих профессионалов крайне важно шагать в ногу со временем и приобретать умение работать в команде, которое способствует сплочению коллектива и раскрытию потенциала.
Командная работа делает каждого активным участником процесса и помогает найти свое место в публичном социальном и профессиональном пространстве. В связи с этим, необходимо уделять большое внимание формированию студенческой команды в учебном процессе вуза. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана стем, что способность работать в команде на современном этапе рассматривается как базовая компетентность человека, поскольку влияет на качество совместной работы ив тоже самое время определяет результаты и


4 успех работы. Федеральный государственный образовательный стандарт говорит о том, что выпускник, освоивший любую программу бакалавриата, среди прочих общекультурных компетенций обязательно должен обладать способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия.
Командообразование – это длительный и сложный процесс для всех членов команды. Но именно работа в командах имеет преимущество разнообразия стилей и подходов к решению задач. Командообразование или тимбилдинг, от англ. team building – построение команды) представляет собой ряд специально организованных мероприятий, направленных на создание и повышение эффективности взаимодействия членов какого-либо коллектива (команды. В настоящее время командообразование считается одной из самых перспективных технологий корпоративного менеджмента, обеспечивающей полноценное и поступательное развитие коллектива. Несмотря на то, что изначально командообразование возникло в бизнес-сообществе, оно применимо и как технология повышения эффективности профессиональной деятельности любого коллектива, в том числе студенческого. Сегодня командообразование наиболее ярко проявляется в проектной деятельности. Метод проектов широко внедряется в образовательную практику России. Проектная деятельность отмечена в федеральном государственном образовательном стандарте как одна из видов профессиональной деятельности, к которым должны быть готовы выпускники, освоившие программу бакалавриата. Также большое внимание проектной деятельности и реализации инновационных образовательных проектов уделено в федеральном законе Об образовании в Российской федерации. Метод проектов ориентированна постановку и решение практических задач с использованием знаний, умений и навыков, полученных входе обучения. Он позволяет студентам участвовать в создании конкретного результата, научиться презентовать проект, работать

5 в команде и обрести навыки профессиональной коммуникации. Проектный метод, реализуемый в командах, позволяет вовлекать студентов в реальные рыночные отношения. В условиях проектной деятельности создается обучающая и развивающая среда, которая помогает членам команды осваивать умения и знания, и, что важно, сразу применять их на практике. Такой практико-ориентированный подход дает студентам возможность вступать в общение, как с преподавателем, таки друг с другом. В условиях командной работы студенты обучаются навыкам делового взаимодействия и сотрудничества. Проектная деятельность оказывает сильное влияние на становление личности студента, поскольку основана наличном контакте всех участников команды. Командная работа в условиях проектной деятельности формирует статус студента в коллективе, раскрывает ценность каждой личности для коллектива. На научно-практическом уровне актуальность исследования возрастает в связи стем, что сегодня возникает потребность определения наиболее действенных форм организации образования, особое значение приобретают эффективные организационные формы обучения. Прогрессивный педагогический опыт экономически развитых стран показывает, что создание команд и организация проектно-групповой деятельности студентов представляют собой перспективную модель организации учебного процесса в современном вузе и являются эффективным инструментом повышения качества образования. Отсутствие командной работы может приводить к разобщенности между студентами. Тогда как совместная работа, направленная на достижение общей цели и органично сочетающаяся с целями каждого члена команды, может быть весьма успешной. Командная работа дает возможность группе не только получать новые знания, умения и навыки входе обучения, но и обучать каждого своего члена. Если все члены команды принимают командное и систематическое участие в процессе обучения, то возникает новая форма эффективного обучения - обучение коллективное.


6 Сплоченный студенческий коллектив инициирует творческое взаимодействие своих участников, активизацию инновационной деятельности. В основе эффективной командой работы лежит способность каждого участника команды уважать мнения своих коллеги работать на результат. Командообразование, команда, командный дух, члены команды, командные роли – эти определения получили широкое распространение как те компоненты современной профессиональной деятельности, без которых уже невозможно представить специалиста практически в любой сфере. Актуализация командообразования в качестве проблемы научного исследования связана с растущей потребностью формирования в современных организациях гибких структура также с потенциальными возможностями команд быть более продуктивными, чем традиционные группы сточки зрения скорости и качества принятия решений. Идея командной работы стала активно внедряться в практику менеджмента в е годы XX века. Тогда же стали появляться первые исследования командного подхода. Ряд основополагающих трудов, посвященных изучению динамики процесса командообразования и изучению команд, как основ социальных организаций, актуальны и являются базой для изучения процесса формирования команды. Однако большинство исследований не дают конкретных практических рекомендаций по процессу командообразования в вузе, а предлагают только упражнения по командному развитию, которые не всегда приемлемы в повседневной практике высших учебных заведений. Так в работах М. Уолтона и П. Шолтерса раскрываются понятия команда и умение работать в команде (М. Уолтон, П. Шолтерс, 1986). Д. Катценбах и Д. Смит писали о процессах командообразования в бизнесе (Д. Катценбах, Д. Смит, 2019). Способы повышения эффективности командной деятельности предлагают в своих работах КО. Делл и Дж. Грейсон младший (Дж. Грейсон, 1992). В. В. Радаев пишет о качествах, которыми должны обладать члены команды (В. В. Радаев, 1994). ИВ. Телеусова и

7 СВ. Суслопаров в своих работах рассматривают признаки, характеризующие команду (ИВ. Телеусова, СВ. Суслопаров, 2002). В учебно-методическом пособии Н. Ф. Плотниковой представлен обширный теоретический и практический материал, связанный с вопросами командной формы организации обучения студентов высших учебных заведений, но ион включает в себя лишь несколько коммуникативных игр, что безусловно недостаточно для проведения полноценного тренинга командообразования у студентов (Н. Ф. Плотникова, 2016). Анализ проведенных нами опросов показал, что большинство опрошенных студентов тольяттинского государственного университета не смогли оценить свой коллектив как целостную группу или сплоченный коллектив (60%). Полученные данные говорят о том, что в студенческом коллективе, возможно, отсутствует устойчивая система социальных отношений, а также можно сказать о невысокой степени сплоченности между членами коллектива. Анализ научных исследований позволил нам выявить следующие противоречия между
– необходимостью командной организации обучения студентов вуза и отсутствием методического обеспечения процесса командообразования;
– потребностью студентов влиться в команду, определить в ней свою роль, и недостаточной разработанностью условий для командообразования в образовательном процессе вуза
– необходимостью эффективного включения студентов в проектную деятельность и недостаточным использованием в данном процессе имеющихся ресурсов образовательной деятельности
– необходимостью использования в проектной деятельности специальных мероприятий, способствующих процессу формирования эффективной, успешной студенческой команды и недостаточной разработанностью таких мероприятий.


8 Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования каковы возможности тренинга командообразования в условиях проектной деятельности вуза для повышения уровня сформированности студенческой команды Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы магистерской диссертации «Командообразование в вузе в условиях проектной деятельности. Объект исследования процесс проектной деятельности студентов в высшем учебном заведении. Предмет исследования тренинг командообразования в высшем учебном заведении в условиях проектной деятельности. Цель исследования разработать содержание тренингов командообразования и экспериментально проверить его эффективность в процессе проектной деятельности студентов. Гипотеза исследования процесс командообразования в вузе будет более успешным, если
– раскрыть структуру и сущность понятия студенческая команда и выявить особенности ее формирования
– определить критерии эффективности командной работы студентов спроектировать диагностический комплекс, позволяющий выявить уровень сформированности студенческой команды в соответствии с критериями эффективности командной работы
– включить в проектную деятельность комплекс тренингов командообразования, направленных на повышение уровня сформированности студенческой команды. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой поставлены задачи исследования
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам командообразования, выявить сущность и характеристику понятия команда, критерии эффективности командной работы и

9 современное состояние процесса командообразования в проектной деятельности в образовательной среде вуза.
2. Спроектировать диагностический комплекс, выявить исходный уровень сформированности студенческой команды.
3. Разработать и внедрить в процесс проектной деятельности комплекс тренингов, направленных на повышение уровня сформированности студенческой команды.
4. Провести контрольную диагностику для выявления изменения уровня сформированности студенческой команды, сделать выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические разработки в области командообразования Т. С. Пыркова, ТЮ. Базаров, Г. Н. Марков, В. В. Радаев, ИВ. Телеусова, СВ. Суслопаров и др

личностно-ориентированные технологии (Г. К. Селевко, К. Роджерс, Р. Даймонд и др

практико-ориентированный подход в образовании Н. Ф. Плотникова, О. Г. Ларионова, Ю. П. Ветров и др. Для решения поставленных задачи достижения цели исследования использовались следующие методы теоретические методы исследования анализ и изучение научной, научно-методической и психолого-педагогической литературы, материалы конференций, диссертаций по теме исследования, анализ государственных образовательных стандартов, планов и нормативных документов, систематизация педагогического опыта по формированию студенческих команд в высшем учебном заведении в условиях проектной деятельности, обобщение, изучение инновационных образовательных технологий, сравнение, абстрагирование эмпирические методы наблюдение, анкетирование, тестирование статистические методы обработки экспериментальных данных исследования.

10 Исследование проводилось в три этапа
I этап (сентябрь 2018 – сентябрь 2019) включал изучение психолого- педагогических источников по проблеме исследования и анализ состояния изученности данной проблемы в теории и практике работы высших учебных заведений. Был определен научный аппарат и база исследования, выявлены критерии эффективности командной работы (наличие общей цели и задач, психологический и эмоциональный комфорт участников команды, близкие жизненные и нравственные ориентиры, сотрудничество членов команды, взаимная ответственность. Затем был проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого с помощью диагностики, включающей различные психолого-педагогические методики, был выявлен базовый уровень командообразования у студентов

II этап (октябрь 2019 – январь 2020) состоял из формирующего эксперимента, включающего процесс разработки комплекса тренингов командообразования, направленных на повышение уровня командообразования студентов, а также практическое внедрение данного комплекса в программу проектной деятельности студентов

III этап (январь 2020 – апрель 2020) состоял из контрольного этапа эксперимента, позволяющего оценить средствами диагностических методик эффективность разработанного комплекса тренингов командообразования. На данном этапе была проведена работа по оформлению диссертационного исследования. В течение этого периода были опубликованы материалы исследования, принималось участие в научно-практических конференциях, формулировались выводы. Базой для опытно-экспериментального исследования является ФГБОУ ВО Тольяттинский Государственный Опорный Университет. В эксперименте прияли участие 34 студента дневной формы обучения. Научная новизна исследования заключается в том, что систематизированы знания о сущности понятия команда, студенческая команда и о процессе командообразования; обоснованы этапы и средства

11 процесса формирования студенческой команды в условиях проектной деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обобщены существующие в педагогической теории и практике подходы к процессу формирования успешных команд, критерии эффективной команды описаны уровни сформированности студенческой команды и спроектирован инструментарий для их диагностики выявлена специфика формирования команды студентов входе проектной деятельности. Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса тренингов командообразования, способствующих формированию эффективной студенческой команды, который может быть использован в условиях проектной деятельности вузов. Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается комплексным применением научно обоснованных и адекватных целями задачам методов исследования проведением опытно- экспериментальной работы воспроизводимостью результатов исследования положительной динамикой результатов эксперимента. Личный вклад автора заключается в разработке и реализации в условиях проектной деятельности комплекса тренингов, направленного на повышение уровня сформированности студенческой команды в образовательной среде высшего учебного заведения, в освещение результатов исследования в публикациях и выступлениях на научно- практических конференциях. Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались наследующих конференциях всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция Молодежь. Наука. Общество

научно-практическая конференция Студенческие дни науки в ТГУ»;

II международный научно-методический конкурс Педагогическое призвание международного центра научного партнерства Новая наука.

12 Положения, выносимые на защиту
1. Диагностические мероприятия, направленные на выявление уровня сформированности студенческой команды, дают возможность оптимизировать процесс командообразования студентов при условии включения в диагностический инструментарий методик для выявления уровня сформированности малой группы, мотивации к достижению общей командной цели, личностной и групповой удовлетворенности учебой, микроклимата студенческой группы.
2. Эффективность комплекса тренингов, нацеленных на повышение уровня сформированности студенческой команды, основана на включении в их содержание специально подобранных методов (диагностических, игровых, дискуссионных, проектных и др, приемов (эмпатийных, обратной связи, рефлексивных и др, средств (профессионально направленных проектных заданий) и форм (интерактивных и ситуационных игр, групповых дискуссий) и обеспечивает студентам возможность осуществления самоанализа, ролевого самоопределения и самореализации в команде, партнерского взаимодействия, что, в свою очередь, способствует формированию эффективной команды. Разработанный комплекс состоит из десятичасовых тренингов, каждый из которых направленна формирование определенного командного показателя.
Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 12 рисунков, 18 таблиц, список использованной литературы (82 источников, в том числе 7 на иностранном языке, 5 приложений. Основной текст работы изложен на 106 страницах.

13 Глава 1. Теоретические аспекты исследования командообразования в вузе

1.1 Сущность и характеристика понятий команда и
«командообразование» в психолого-педагогической литературе
Командообразование или тимбилдинг (англ. team building – построение команды) – понятие, которое чаще всего используется в сфере бизнеса и применяется к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Командообразование направлено на создание группы специалистов, которые на равной основе осуществляют разделение труда в команде и сообща несут ответственность за результаты своей деятельности. Построение команды – процесс сложный и трудоемкий, важную роль здесь играют творческий потенциал и интеллектуальные усилия. Л. Янокка в своей работе утверждает, что все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами люди, продукт, прибыль. Нона первом месте стоят люди. Ученый считает, что если у вас нет надежной команды, то из остальных фактов мало что удается сделать [75]. Р. М. Белбин в своей книге говорит о том, что соединенные усилия приводят к лучшим результатам, чем конкурентная борьба внутри коллектива. Командообразование по Белбину – это эффективная техника образования слаженного коллектива, деятельность которого направлена на достижение комплексной эффективности работы [11]. Основные цели командообразования:
– развитие человеческого ресурса
– максимально эффективное использование персонала
– выявление неформального лидера в коллективе

14
– обучение работать в сплоченной команде на принципах взаимного доверия, а не как рабочая группа. В первую очередь командообразование направлено на развитие человеческих ресурсов и их эффективное использование в рамках поставленных задач. Для достижения этих целей сейчас придумано множество практических технологий, таких как тренинги, командный коучинг, деловые игры и пр. Коллективные формы труда не являются принципиально новым современным явлением. Корни этого явления тянутся из глубины веков, когда коллективные формы организации труда зарождались из родового быта. Важным фактом для российской действительности является и то, что двадцатый век прошел под эгидой бригадной организации труда, когда в СССР правила коммунистическая идеология. Для понимания того, что означает командная работа в современном обществе, необходимо проанализировать само понятие команда. Идея командной работы пришла из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60-70 годы XX века. Первые исследования командного подхода появились вначале х годов. В работах М. Уолтона [82] и П. Шолтерса [81] раскрываются понятия команда и умение работать в команде. Д. Катценбах и Д. Смит [27] писали о процессах командообразования в бизнесе. Способы повышения эффективности командной деятельности предлагают в своих работах КО. Делл и Дж. Грейсон младший [23]. Среди отечественных авторов изучением командной работы занимались Т. С. Пыркова, ТЮ. Базаров [8]. Г. Н. Марков рассматривает процессы формирования команды в своей работе Команда [38]. В. В. Радаев [52] пишет о качествах, которыми должны обладать члены команды. Ученые и исследователи дают разные определения понятию команда. Так Д. Смит и Д. Катценбах в своей работе определяют команду как небольшую группу людей, обладающих взаимозаменяющими навыками и

15 движимых стремлением к осуществлению единой цели, производственных задач, за реализацию которых они считают друг друга взаимно ответственными С. Танненбаум, Р. Берд, Е. Салас дают команде следующее определение Команда – это малая группа, состоящая из 5-7, реже из 15-20 человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности имеют взаимодополняющие умения принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности способны исполнять любые внутрикомандные роли и определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде [64]. М. Армстронг пишет Команда – это небольшое число людей с взаимодополняющими навыками, собранные для совместного решения задач в целях повышения производительности ив соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность [12]. Р. Хакман в своей работе пишет о команде как социальной системе, воспринимаемой ее членами как единство [80]. Самих членов команды ученый характеризует качественными коммуникациями, взаимозависимостью, дифференциацией ролей и обязанностей [80]. С. Д. Резник говорит о команде, как о едином эффективном целом. Исследователь определяет команду как коллектив единомышленников, объединенных общей целью Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис определяют команду как небольшую группу стремящихся к общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия, работников Однако нелюбая людская группа может назваться командой. Команду характеризуют специфические признаки. С. Н. Тидор в своей работе говорит о команде как принципе организации людей, социально-психологическом образовании [66] и выделяет 40 признаков идеальной команды. Ниже перечислены самые значимые ихних функциональный состав, где обязанности грамотно распределены между членами команды
– для общения и рабочих контактов используются горизонтальные связи, тогда как вертикальные связи практически отсутствуют
– члены команды свободно обмениваются друг с другом информацией, в коллективе царит атмосфера взаимной открытости
– командный состав взаимозаменяем и взаимодополняем, что достигается за счет широкого профессионализма членов команды
– главными настроениями внутри команды являются мотивация к достижению поставленных целей и достижению успеха, а также готовность к риску [66]. Проанализировав определения понятия команда и изучив работы различных авторов поданной проблематике, мы выделили следующие признаки команды
1. Постановка общей цели. Это главный командный признак. В команде есть общая цель, а руководитель всегда соотносит выполняемые задачи с целями организации. Участники команды знают, почему и зачем они находятся в данной группе ив конкретном проекте. Это понимание помогает каждому члену команды брать на себя определенные обязанности и выполнять поставленные передним цели эффективно.
2. Систематическое сотрудничество. Для людей в команде важно получать быструю обратную связь, помощь и ощущение, что они не одни. Это особенно актуально еще и потому, что в современном мире существует много мобильных команд, которые не работают друг с другом оффлайн, их связь осуществляется с помощью современных технологий (электронная почта, телефон и пр. Члены таких команд могут даже не знать друг друга в лицо, но тем не менее, они являются частями одной команды и должны иметь общую цель и чувствовать поддержку со стороны коллег.
3. Координация своих действий. Участникам команды нужна возможность быстрой коррекции взаимодействия. Для этого важно

17 выработать определенные договоренности и наладить работу в соответствии с этими договоренностями.
4. Деловое сотрудничество и межличностное общение. Настоящая команда – это уже сработавшаяся группа, а непросто группа людей настроенных на общение между собой. Под сработавшейся группой мы имеем ввиду команду как единое целое, организм с общей целью. В нем участники не соревнуются, не противоречат друг другу. Каждый член сработавшейся группы выполняет свое дело, при необходимости помогая и компенсируя слабости отдельного члена команды усилием остальных. Люди в команде должны уметь слышать, слушать, вести беседу, задавать вопросы, обсуждать проблемы и решать их. Также важно владеть вербальными и невербальными средствами коммуникации.
5. Взаимозаменяемость членов команды, ответственность. Члены команды могут различаться по своему социальному статусу, квалификации, возможностям. Но важно правильно распределить информацию, полномочия и ответственность. Все члены команды должны иметь полную информацию о целях и ходе общей работы. В любой момент каждый член команды может взять на себя ответственность за руководство всей группой. Исходя из этого, каждый член команды должен владеть определенными инвариантными умениями. Иметь постоянную неизменяемую совокупность навыков и умений, необходимых в любой профессиональной деятельности. В организациях могут существовать различные типы команд. Далее мы перечислим наиболее распространенные типы команд.
Комитет – формальная команда, которая работает в течение долгого времени над специальным заданием. Через какое-то время состав такой команды может меняться. Силовое задание – формальная команда, которая существует временно. Она формируется для достижения конкретной цели, когда цель достигнута – распадается.

18 В «межфункциональной команде наиболее способные и талантливые люди, которых пригласили из разных отделов организации. Члены такой команды выполняют различные функции, их объединяет работа над специфической проблемой или заданием. Люди в такой команде принимают творческие решения, придумывают новаторские идеи, у них нет ограничения в выполнении точных функциональных обязанностей и требований.
Межфункциональная команда существует на протяжении длительного времени. Популярная форма межфункциональной команды – кружок качества. Участники кружка регулярно встречаются для обсуждения и планирования улучшения качества работы. Такая команда обычно состоит от
6 до 12 человек. Набирают популярность виртуальные команды. В таких командах люди работают сообща, ноу них нет прямого контакта, только через электронные системы. Частым явлением для организаций становятся самоуправляемые рабочие команды. В такой команды люди сами распределяют обязанности и решают, как выполнять свою работу. Уникальность данного типа команды в том, что здесь каждый член команды должен уметь выполнять различные виды работы. Для самоуправляемой команды характерны следующие признаки взаимная ответственность за выполнение работы самостоятельное определение задач внутри коллектива распределение объема работы между всеми членами команды участники группы могут выполнять разные виды работы члены команды обмениваются опытом и учатся другу друга. ТЮ. Базаров, ИВ. Рыбкин, Т. С. Пыркова в своих исследованиях различают команды по нескольким основаниям. Самая известная классификация базируется на выделении в качестве индикатора рода деятельности, которой призвана заниматься команда. Исходя из этой классификации, можно выделить следующие типы команд
1. Занимающиеся подготовкой рекомендаций. Сюда относятся команды по аудиту, качеству, безопасности, проектные группы. В работе таких команд

19 должно быть быстрое начало и разработка итоговой формулировки. Тогда их рекомендации могут быть внедрены.
2. Занимающиеся непосредственным изготовлением чего-либо. У подобных команд нет ограничения повремени. Руководителю команды важно сосредоточится на производительности команды [8]. В педагогике и психологии предпринимались многочисленные попытки дать упорядоченное описание понятий группа, коллектив, команда, бригада. Перечисленные понятия очень близки по своей семантике, что составляет главную сложность для исследователей. В. С. Безрукова в своей работе указывает на то, что любая форма организации обучения возникает при наличии определенных исторических предпосылок, те. постепенно [10]. Понятия рабочая группа, команда, коллектив, бригада, безусловно, имеют ряд общих признаков, однако между ними нельзя поставить знак равенства. Для того чтобы показать разницу между понятиями рабочая группа, команда, коллектив, бригада нужно исходить из тех признаков, которые характеризуют данные социальные общности. Историко-педагогические исследования отмечают, что элементы командного метода существовали уже в советской школе. Советская педагогика искала формы коллективной работы учащихся в процессе обучения, с этой целью создавались небольшие группы в виде бригад. В энциклопедии профессионального образования дано определение, согласно которому формы бригадного производственного обучения - это способы организации коллектива обучающихся или учебно-производственной деятельности и руководства этой деятельностью [9]. К формам бригадного производственного обучения можно отнести фронтальное производственное обучение в составе ученических бригад производственное обучение в составе ученических бригад на учебных участках (в учебных мастерских) и пр. Формы бригадного производственного обучения схожи с командной формой тем, что гармонично сочетаются, восходя от простых форм к

20 сложным, в зависимости от возраста, развития и профессиональной подготовки обучаемых. Благодаря использованию разных форм, каждая конкретная личность получает возможность проявить себя, а также можно определить степень участия учащихся в коллективной жизни. Однако член советской бригады или звена выступал не как личность, а как индивид, действующий неосознанно, ориентирующийся на мнение других, даже если оно не совпадало сего собственной внутренней позицией. В ученических бригадах особенно отчетливо просматривается подавление индивидуальности, используется традиционный подход к ведению занятий, учебный процесс строится по единым программам. Развивающие технологии и индивидуальный подход в ученических бригадах практически отсутствовали. В то время как в команде созданы благоприятные условия для самовыражения и подлинного развития личности. Каждый человек в команде реализует свой потенциал, свое Я. От членов команды требуется наличие критического мышления для решения проблемных ситуаций, владение навыками общения, взаимодействия и навыками обмена результатами труда. Команда намного более прочна, чем бригада, поскольку ее члены солидарны в своей трудовой деятельности и могут противостоять внешним влияниям. Далее в нашей работе мы определим, чем отличаются понятия команда и коллектив. В толковом словаре дается определение Коллектив – это группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами [48]. ЕЕ. Вендров рассматривает коллектив как группу людей, объединенных общими делами, общей работой группу лиц, связанных постоянной совместной работой и входящих в состав одной организации, предприятия, учреждения, совокупность лиц, объединенных одинаковыми целями объединение лиц, связанных совместной работой, общими интересами и целями [15]. Р. С. Вайсман определяет коллектив как группу, межличностные отношения которой опосредованы задачами и целями совместной личностно значимой для каждого члена сообщества общественно ценной

21 деятельностью [62]. В работах исследователя коллектив рассматривается в его собственно-психологическом значении. Впервые обозначил приоритет коллективного начала над индивидуальным АС. Макаренко. Педагог рассматривал коллектив как сложившуюся, устойчивую социальную группу людей, объединенных совместным трудом, общей целью, системой органов самоуправления, сознательной дисциплиной, взаимным уважением и пониманием [37]. АС. Макаренко выявил разные уровни социальной зрелости коллектива. Первый уровень официальные руководители выдвигают моральные и этические требования к членам группы, что воспринимается как внешнее давление. Второй уровень ядро коллектива, которое пока составляет меньшинство, начинает поддерживать требования руководителей. Третий уровень большинство группы разделяют моральные требования руководства, поддерживают их идеи. Разрозненные люди становятся группой единомышленников, где каждый трудится ради достижения общей благородной цели. Иначе это будет не коллектива шайка, банда, те. группа с асоциальной направленностью [39]. Социалистические трудовые коллективы возникали по приказу вышестоящих инстанций. Бригады или коллективы советского периода часто нивелировали личность. Члены таких групп выступали как винтики сложного механизма. Тогда как команды создаются из необходимости решать важные задачи. Поиск решения проблем, преодоление препятствий – образ жизни команд. Команда, как группа единомышленников для принятия совместных решений, может возникнуть только в высокоорганизованном коллективе. В коллективе с высоким уровнем приверженности всех участников общим ценностями целями с высоким уровнем сплоченности. Формирование студенческого коллектива во многом зависит оттого, осознают ли учащиеся общие цели и задачи как свои личные. В процессе активной коллективной деятельности личность может поменять представление о себе, своем месте и роли в коллективе. Студенческий

22 коллектив как творческое сообщество личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или существующих разновидностей совместной деятельности. В образовательных учреждениях разного уровня воспитательный процесс ориентированна ценности гуманизма, свободы, творческого взаимодействия и сотрудничества, а также ответственности в воспитании обучаемых. Коллектив учащихся становится средством осуществления этих ценностных ориентаций. Как коллектив можно рассмотреть только ту группу, которая сформировала определенные психологические характеристики Отличительной чертой коллектива как высокоразвитой группы является объединение людей вокруг социально значимой цели деятельности на основе общности целей, принципах сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентаций и норм деятельности Взаимодействие людей в коллективе осуществляется в рамках определенных организационных форм, основывающихся на базе правовых и моральных норма поведения, в этом смысле коллектив можно назвать формальной группой [29]. В. Г. Иванов выделяет следующие показатели коллектива целеустремленность, сплоченность, прочность и эффективность деятельности [25]. Под целеустремленностью понимается осознание всеми членами команды целей, поставленных передними и готовность их достигать. Сплоченность отражает моральный настрой коллектива и его единство. Прочность команды проявляется в изменяющихся обстоятельствах, как конструктивное разрешение конфликтов и проблем, способность быть гибкими и адаптироваться к новой ситуации, сохранить традиции и преемственность опыта при обновлении командного состава. Эффективность деятельности приравнивается к той практической пользе, которую данная команда принесла обществу. Если говорить о студенческих командах, то успешность решения поставленных задач в них также зависит от согласованности действий, сотрудничества, которое является наивысшим уровнем деятельностной

23 согласованности. Тот студенческий коллектив, который достиг уровня сотрудничества, обладает следующими признаками
– осознание общей цели, мотивация к совместному достижению общей цели
– интерес к совместной деятельности, активное совместное проектирование, взаимная поддержка и помощь
– взаимосвязанность членов команды и совместный поиск оптимальных решений ;
– грамотное распределение функций и обязанностей, обозначение прав и ответственности, совместное распределение ролей
– достижение общего результата, его оценка и способность переживать радость от общих достижений. Анализ психолого-педагогических источников позволил определить ведущие тенденции в понимании процесса командообразования и понятия команда. Проанализировав научную литературу и изучив признаки успешных команд, было принято решение в данном исследовании опираться на определение термина команда, выдвинутое С. Танненбаумом, Р. Бердом и Е. Салас. Командой мы будем считать малую группу, состоящую из 5-7, реже из 15-20 человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности имеют взаимодополняющие умения принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности способны исполнять любые внутрикомандные роли и определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде [64]. Таким образом, мы приходим к выводу, что понятие команда достаточно многогранно, термин имеет много вариаций, которые отражают область применения командной работы в разных сферах деятельности. Для продолжения исследовательской работы необходимо более подробно остановиться на критериях эффективности командной работы.

24
1   2   3   4   5   6   7