Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Сущность инклюзивного театра).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном социально-философском смысле интеграция понимается как форма совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которое поддерживает и развивает (или не поддерживает) общество и его подсистемы (в том числе подсистема институтов образования, культуры),и по отношению к участию в котором все члены общества имеют право свободного выбора. Интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями неограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. Это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира. Категория свободы выбора выступает в качестве фундаментального принципа социальной политики государства в сфере интеграции и имеет в своей основе определенную философскую и научно-теоретическую основу. В этом контексте интеграция в образовании рассматривается как право выбора каждого гражданина места, способа и языка приобщения к культуре, выражения собственных культурных потребностей.

Для лиц с особыми культурными потребностями в случае их выбора в качестве места доступа к институтам культуры (театр, искусство, проч.) учреждений общественного назначения, необходимо создание условий, адекватных по качеству специальных социально-культурных услуг возможностям специального учреждения, и полное включение в социально-культурный процесс массового образовательного учреждения (инклюзия).

Если для обычных рядовых граждан социальная и культурная интеграция (инклюзия) означает свободу выбора между инклюзивным и обычным театром и обеспечение качества и темпа представления, то для лиц с ограниченными возможностями инклюзивный театр зачастую становится единственным источником получения социально-культурных услуг, что актуализирует тему исследования.

Итак, цель исследования – рассмотреть инклюзивный театр как часть современного театрального процесса.

Задачи исследования:

- инклюзия как понятие,

- сущность инклюзивного театра;

- история становления и развития инклюзивного театра;

- формы совместной работы инвалидов и профессиональных актеров;

- современные инклюзивные театральные практики.

Степень разработанности темы. Данная тема широко исследована в научной литературе. При подготовке работы были использованы научные статьи и монографии таких ученых, как АтаманчукВ.Г., ВиханскийО.С., Борманн Д., Воротина Л., Федерманн Р. и др.


Объект исследования: сущность инклюзии в социальных практиках.

Предмет исследования: инклюзивный театр как особый социальный и культурологический феномен.

Методологию исследования составили системный подход, метод контент-анализа, экономико-статистический метод, графический метод.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Работа с дошкольниками в условиях инклюзивной театральной деятельности

    1. Сущность феномена инклюзии

В современных условиях стремительно меняющегося мира в связи с развитием информационных технологий совершенствуются и подлежат пересмотру устоявшиеся организационные формы, позволяющие интегрировать людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество. Такая интеграция граждан с ОВЗ во все сферы общественной, экономической, политической и культурной жизни составляет сущность инклюзивного подхода к обеспечению качества жизни инвалидов.

Социальная инклюзия представляет собой активный процесс укрепления чувства принадлежности индивида или группы к сообществу, ведущий к социальной интеграции [1]. Инклюзия процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, она в одинаковой степени необходима для всех членов общества, во всех сферах социальных от- ношений которого мы наблюдаем различные формы социального неравенства.

До сих пор в сознании большей части здорового населения (в особенности, молодежи) инвалидность ассоциируется с неполноценностью, требует милосердия и благотворительности, как следствие выявляется наличие выраженной социально-психологической дистанции по отношению к инвалидам. При рассмотрении инклюзивного общества возникают вопросы социальной справедливости, равенства и выбора, присутствующие во всех сферах социальных отношений.

Доступность для инвалидов социальной среды–один из компонентов государственной программы «Доступная среда» (2011–2020 гг.), со-держащей меры по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов:


- по формированию безбарьерной среды во всех сферах жизни,

- по созданию отечественной отрасли производства товаров и средств реабилитации для инвалидов,

- в программах российского телевидения используется сурдоперевод, бегущая текстовая строка,

- выпускается литература, включая информационно-публицистические журналы, с использованием шрифта Брайля,

- публикуются издания с крупным шрифтом.

Эффективность политики интеграции, занятости и образования инвалидов в немалой степени зависит от возраста инвалидов, которым они адресованы, а также возраста наступления инвалидности.

В России общее число инвалидов в 2017 году составило 12,85 миллионов человек [4]. По данным Министерства здравоохранения и социального развития ежегодно в возрасте от 18 лет и старше впервые признаются инвалидами в среднем 1233 чел. Если общая численность людей с ОВЗ составляет около 10 % населения страны, то по косвенным данным примерно такую же долю (10 %) в общей численности людей с инвалидностью составляет молодежь в возрасте от 15 до 29 лет[4].

Долгое время термины «инклюзия» и «интеграция» применялись в основном к сфере образования, основным центром которого являются дети- инвалиды. В современном обществе отдельным сегментом выделяют молодых людей с инвалидностью МЛИ [3], обращая особое внимание их социальной интеграции. Социальное неравенство среди этой возрастной группы особенно остро ощутимо – неравенство в образовании (остается важным источником уязвимости российских инвалидов), трудоустройстве (следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности), информационное (цифровое неравенство).

Интеграции людей с ограниченными возможностями в общество зависит как от социума, так и благодаря изменению отношения к себе, своим действиям, ближайшему окружению и наличию желания быть интегрированным. Возможности такого такой интеграции и развития связаны с активностью, гибкостью, готовностью взаимодействовать с другими людьми, и знанию новейших информационных технологий, навыков работы с компьютером, использованию специализированных технических устройств и программ для коммуникации.

Люди с физическими ограничениями активно включились в освоение информационных компьютерных технологий, увидев в них средство для своей интеграции в общество, возможность доступа к программам высшего образования (с использованием дистанционных форм работы, с применением интерактивных виртуальных сред с погружением), инновационным технологическим проектам, повышению своего профессионального, образовательного и культурного уровня, стремясь заполнить информационный «вакуум», в котором зачастую они находятся.


Понятие инклюзии впервые стало применяться в Европе в контексте реформирования деятельности психоневрологических интернатов (ПНИ). Начало реформы было положено в Финляндии в конце 1980-х. Тогда никакой реформы еще не было. Интернаты в те годы считались просто прекрасным местом жизни для инвалидов. Все люди с нарушениями умственного развития жили тогда либо дома, либо в интернатах — как это сейчас в России. Правда, интернаты в Финляндии от российских все же отличались — они были меньше, и люди в них жили по два-три человека в комнате. Только "тяжелые" инвалиды жили скученно, по семь-восемь человек. Еще одно отличие — в финских интернатах жили в основном только люди с умственными нарушениями. Людей с ДЦП, психическими заболеваниями (например, с шизофренией), стариков и колясочников в интернатах никогда не было. Они всегда имели возможность жить в своих домах с поддержкой. Это в России в ПНИ смешаны всевозможные категории граждан.

Однако эти финские интернаты в 1980-е годы имели те же основные черты, что ПНИ в современной России. Это были закрытые от внешнего мира места. У людей, которые там жили, не было никакой своей жизни. Их просто сдавали туда навечно, до самой смерти. Авторы реформы задавались вопросом: Почему же с людьми, которых сдали навечно в это место, так мало разговаривают, почему с ними не общаются, почему они никуда не ходят, почему у них нет никаких занятий и увлечений. Но самое главное — их абсолютное одиночество. Эти люди ни за что не отвечали. Не стирали, не готовили, не убирали. Они никогда не могли быть по отношению к другому человеку учителем, помощником. Они не могли даже решать, что будут есть на ужин, когда им просыпаться и когда ложиться спать. У них не было никаких задач. Их единственной задачей было просто жить, существовать.

Первоначально идея инклюзии строилась на следующих предпосылках: недоразвитие психики основано только на мозговых процессах или это нарушение усугубляется при депривации, при изолированности, при невозможности проявлять активность, решать и за себя, и за других? Очевидно, что такая изолированная жизнь не только негативно влияет на развитие детей, но и ухудшает способности взрослых.

В Финляндии в конце 20 века, как и в России сегодня, общественные организации внесли огромный вклад, потому что самые первые альтернативные формы проживания для инвалидов были созданы именно родительскими организациями. Многое сделала и общественная организация поддерживаемого проживания.


1.2. Сущность инклюзивного театра

Театральная деятельность в силу своего синтетического характера аккумулируя разные виды творческой активности, способствует созданию целостной среды развития.

В инклюзивном театре социокультурный комплекс образуют: творческие мастерские, комплекс программ для аутистов, индивидуальные занятия для детей с глубокими нарушениями.

Мир творчества, фантазии, развития воображения — не роскошь для данной категории детей, а практически единственная возможность для них войти в мир культуры, социум. Конечно же, и трудовая деятельность, и, как следствие, развитие практикоориентированного мышления будут способствовать общему развитию ребенка с интеллектуальной недостаточностью, но только в том случае, если эта деятельность будет пронизана собственными творческими импульсами ребенка. В процессе занятий творческими видами деятельности педагогические усилия маскируются и оказывают на ребенка косвенное, деликатное, опосредованное воздействие средствами самой культуры.

На определенных этапах развития для ребенка с ОВЗ более органичны коллективные формы усвоения информации, познания мира. Будучи целиком поглощен коллективным действием и коллективным переживанием, он может воспринимать и перерабатывать информацию прежде всего в составе группы и при ее поддержке. Ему легче выражать «коллективную мысль» после совместного коллективного действия.

И скорее всего эта мысль будет только частью «общего знания», во всяком случае, на первых этапах работы. В этом случае особая смысловая нагрузка ложитсяна формы социального взаимодействия (выраженные в пространстве и времени). То есть информация воспринимается благодаря группе, коллективу, поскольку индивид вне группы не в состоянии ее осмыслить, ему просто не хватает «когнитивного тонуса».

Уникальность театральной деятельности состоит в том, что она интегрирует поведение человека и при правильной ее организации может быть направлена на развитие рефлексивного типа поведения. В процессе культурно-исторического развития театр и возник как один из социальных институтов рефлексии. Театр способствует развитию процессов рефлексии всех членов интегрированной группы, создавая глубокие основания для их взаимодействия. В театральной деятельности решение частных проблем развития, коррекция психических, двигательных функций, развитие речи может происходить в процессе решения более значимой задачи выработки рефлексивного типа поведения у ребенка. Эта задача актуальна для любого ребенка.