Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Сущность инклюзивного театра).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Работа с дошкольниками в условиях инклюзивной театральной деятельности
1.2. Сущность инклюзивного театра
Глава 2. Инклюзивный театр как часть современного театрального процесса
2.1. Современные формы театральной деятельности с дошкольниками
2.2. Инклюзивные театральные практики, используемые в работе в аутистами
Сегодня используют различные формы театра, с учетом их возникновения в процессе культурно-исторического развития. Это, с нашей точки зрения, позволяет более продуктивно организовать работу средствами театральной деятельности. В этом случае данная деятельность начинает соответствовать законам развития человека, культуры, общества, и в ее процессе могут быть созданы достойные образцы культуры и искусства.
В основе развития рефлексивных форм поведения — освоение телесно=аффективной и эмоциональной саморегуляции, развитие различных видов восприятия, языка коммуникации. В процессе театральной деятельности эти процессы развиваются самым глубоким непосредственным образом.
В ходе работы устраняется напряженность в отношении инаковости участников инклюзии, снимаются жесткие запреты на аффективные проявления, в том числе и на «плохие» эмоции. Члены театральной группы способны принять эмоциональные состояния друг друга. Возможность проявлять свои чувства создает основу для умения владеть ими, находить особый язык для их выражения, помогает ребенку осваивать свою аффективность, а значит, интегрировать свое поведение.
Театр непосредственно работает с аффектом (искусство, в том числе и театральное, предполагает измененное отношение к аффектам). В повседневной жизни человек старается избегать аффективных состояний. На аффективные проявления, как правило, налагается социальный запрет. Театр же демонстрирует аффективные состояния: гнев, страсть, страх, скорбь.
Зритель специально приходит в театр посмотреть на них, а актер работает над их выражением.
Способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, понимать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с людьми, мотивировать себя влияет на успешность приспособления человека к среде и на возможность творческого ее изменения. В процессе становления социальной группы большую роль играет развитие восприятия — его «воспитание». Мы и становимся культурной или субкультурной группой только в том случае, если внутри этой группы формируется общая для нее картина мира, возникает общий перцептивный стиль, «взгляд на мир» [4]. В ранних своих формах театр ставил своей целью воспитание зрительного (в данном случае оно же и зрительское) восприятия [2]. Театр демонстрировал приемы сенсорной интеграции. В театральном действии происходила интеграция всех видов восприятия, создавалась основа для формирования общей картины мира. В ранних формах театра акт зрения дублировался словом, что способствовало переходу от зрения к видению — пониманию увиденного.
Так одновременно «воспитывался», научался зритель — зреть, а автор — показывать и рассказывать, возникал и развивался «внутренний зритель», формировался «внутренний план сознания» [1]. Выведение вовне «внутреннего зрителя» и превращение его в зрителя, способного отстраненно смотреть на происходящее действие, характеризует исторический процесс развития сознания, который наглядно прослеживается в истории театра. В театральной деятельности создается общий телесно-экспрессивный эмоциональный код, развивается чувствительность к телесным выражениям другого человека, формируются общие ценности для данной группы, язык коммуникации. Участвуя в совместных тренингах, этюдах, постановках, члены театрального коллектива начинают понимать друг друга без слов, возникает особый язык коммуникации. Он возникает на основе телесно-экспрессивного кода, вырабатываемого в совместной деятельности.
Фундаментальная роль языка в создании субкультурной общности и развитии ее членов хорошо заметна в случае сообществ незрячих (язык Брайля) и неслышащих (жестовый язык). Своеобразие языка неслышащих и незрячих и необходимость его использования очевидны для всех. Именно появление языка способствовало развитию данных субкультур. Совсем иначе дело обстоит с признанием необходимости использовать особый язык в общении с людьми с аутизмом или интеллектуальной недостаточностью. Опыт зарубежных специалистов, осуществляющих поиск в развитии средств выражения ряда категорий лиц с ОВЗ, свидетельствует об успешности реабилитации в случае применения языковых аналогов — метода Томатис (метод аудиовокальных тренировок, способствующий развитию общих языковых способностей) и языка Макатон для занятия с детьми с аутизмом и/или с интеллектуальной недостаточностью [3]. Использование этих методов, способствующих развитию особых языков, повышает эффективность других методов реабилитации. Именно в театральной деятельности может возникнуть образ «успешного инвалида» (или образ успешности для человека с ОВЗ), что важно и для самой субкультурной группы, и для культуры в целом.
В этом случае гораздо успешнее идут процессы самоидентификации — в субкультуре возникает свой «культурный герой».
Глава 2. Инклюзивный театр как часть современного театрального процесса
2.1. Современные формы театральной деятельности с дошкольниками
Интеграция театрального искусства и элементов театральной педагогики в процесс руководства чтением ребенка-инвалида, органично объединяя и синтезируя различные аспекты эстетического воспитания, создает уникальную возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, и во многом предопределяет успешность социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями.
О взаимосвязи художественного слова и театрального искусства, о необходимости синтеза искусств в процессе воспитания юного читателя на протяжении минувшего столетия писали такие известные исследователи как Т.Д. Полозова, В.А. Левин, Ю.П. Азаров. Последний вполне справедливо отмечал, что стремление к игре, актерству, театрализации ярко характеризует внутренний мир ребенка, отвечает его глубинному психологическому стремлению радостно, активно, а главное творчески познавать окружающий мир.
Другой отечественный ученый, разрабатывающий проблему эстетического формирования личности ребенка-участника театрального коллектива, В.И. Козловский также указывает на определенную взаимосвязь между постижением ребенком мира художественной литературы и его стремлением к участию в сценической деятельности. При этом живое слово рассматривается учеными как важнейший компонент эстетического воспитания и основа театральной деятельности ребенка-читателя: «Использование слова как одного из художественно-выразительных средств почти всегда зависит от характера спектакля или театрализованной композиции, их масштабности, целевой направленности, сверхзадачи, стилистики, режиссуры.
Значительное место, которое занимает живое слово в сценическом действии, больше всего обусловлено его содержательностью, эмоциональностью, многофункциональностью [2, с. 39].
Хорошо известно, что участие в театральной деятельности, творческая самореализация ребенка оказывает благотворное влияние на формирование подрастающей личности. Исследователи справедливо выделяют такие аспекты этого процесса, как развитие художественного вкуса, возникновение потребности «общения в искусстве и с помощью искусства», наконец, развитие речи, памяти, воображения юных исполнителей. Все отмеченные нами моменты можно с полным основанием отнести и к ребенку с ограниченными возможностями, однако, при этом необходимо более подробно остановиться на специфике влияния театральной деятельности на детей-инвалидов. Исследования, проведенные различными кафедрами Московского государственного университета культуры и искусств в рамках изучения проблемы социокультурной реабилитации инвалидов в современном российском обществе, позволяют выделить следующие ключевые аспекты приобщения детей с ограниченными психофизиологическими возможностями освоения окружающей действительности к театральному искусству:
- преодоление «чувства социальной малоценности» (термин выдающегося психолога Л.С. Выготского), которое по мнению ученого, не только самым отрицательным образом сказывается на психике, но и тормозит «врастание» ребенка в общество, препятствует интериоризации культуры и установлению позитивных социокультурных контактов;
- появление чувства уверенности в себе, в своих творческих возможностях, стремление взаимодействовать с социумом в эстетически значимой деятельности;
- расширение социальных связей, появление новых друзей, в том числе и среди нормально развивающихся ровесников;
- социально-психологическая компенсация дефекта, позитивное развитие мышления, воображения, речи, памяти, иными словами, совершенствование высших психических функций;
- возникновение осознанного стремления к самостоятельной творческой деятельности в различных ее проявлениях (режиссура, актерская деятельность, написание пьес, изготовление декораций и костюмов), помогающего ребенку-инвалиду постепенно интериоризироваться в социум.
Организация литературного театра принадлежит к числу традиционных форм руководства чтением детей и подростков. Позитивный, методически ценный опыт деятельности такого рода есть во многих детских и юношеских библиотеках России, он хорошо известен творчески работающим библиотекарям. Вместе с тем, интеграция театрального искусства в процесс читательского развития ребенка с ограниченными возможностями являются пока мало изученным и недостаточно практически обоснованным направлением руководства чтением, нуждающемся во всестороннем анализе и методической апробации, поскольку реалии современной социокультурной ситуации, к сожалению, таковы, что число читателей-инвалидов постоянно возрастает и работа с ними имеет особую специфику.
Прежде всего, необходимо остановиться на подборе репертуара, который должен соответствовать особенностям восприятия детьми художественной литературы и корреспондироваться с их читательскими интересами. В 2005-2007 гг. кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ было проведено исследование методических особенностей руководства чтением и приобщения к книжной культуре детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, обучающимися в начальных классах коррекционного учебного заведения восьмого вида. Цель упомянутого исследования заключалась в том, чтобы найти и научно обосновать методику руководства чтением, способствующую социокультурной реабилитации читателей с особыми потребностями, имеющими сложную структуру дефекта. В данном случае это означает, что интеллектуальная недостаточность сочетается у этих детей с другими серьезными нарушениями психической и физиологической сферы, дающими основания поставить диагноз «инвалидность». Характеристика читательского развития таких детей включают следующие основные моменты: позднее по сравнению с нормально развивающимися ровесниками вхождение в мир книжной культуры, узкий читательский кругозор, порождающий слабую ориентацию в литературных сюжетах и персонажах, восприятие в первую очередь информационного плана произведения и непонимание его идейного содержания, предпочтение русской народной и литературной сказки. Исходя из отмеченных аспектов читательского развития для инсценировки с младшими школьниками были выбраны следующие сказки «Морозко», «Лиса и журавль», «Теремок», «Репка».
Стремясь развить творческий потенциал читателей с ограниченными возможностями, библиотекарь должен тесно сотрудничать с другими специалистами, постоянно наблюдающими за динамикой психического развития и социального становления ребенка: коррекционными педагогами, психологами, дефектологами, которые могут сообщить ценные сведения о зоне ближайшего развития каждого читателя и помочь руководителю чтения сделать заключение о возможности участия ребенка в спектакле в качестве актера.
Необходимо упомянуть также о еще одной особенности организации театрального творчества учеников коррекционной школы восьмого вида: в силу уже отмеченного нами чувства социальной малоценности, вырабатывающегося у ребенка под влиянием пренебрежительного отношения общества, у некоторых детей, даже имеющих неплохие потенциальные возможности, возникает гипертрофированная застенчивость, стеснительность, боязнь публичных выступлений, преодолеть которую помогает привлечение к творческой деятельности ребенка его ближайшего социального окружения, прежде всего, конечно, родителей, участие которых в инсценировках неизменно способствует творческой самореализации юных исполнителей.
Процесс создания спектакля: написания сценария, режиссура, изготовление декораций и костюмов может быть предельно демократичен. Каждый желающий должен иметь возможность попробовать свои силы, если не в актерском мастерстве, то в другом виде творческой деятельности. Практика показывает, что даже самые отсталые в интеллектуальном плане дети с помощью родителей с удовольствием работают над декорациями, отвечают за реквизит, шьют костюмы.
Участие в инсценировках, позволяя активизировать процесс эстетического воспитания, способствует оптимизации психического состояния ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями и создает действенные предпосылки для его социокультурной реабилитации.
Инклюзивные театральные методики, реализуемые совместно с профессиональными актерами– это вполне приемлемый путь, ведущий к реабилитации и социальной адаптации.
Главное: сфокусировать внимание детей не на лечебных, а на творческих задачах; привлечь родителей к творческой деятельности; использовать возможности совместной художественной деятельности детей с различной тяжестью заболевания; создать и максимально использовать экспозицию детских работ.
3) Взаимоотношения детей – инвалидов и здоровых детей – мощнейший фактор социальной адаптации. А у нормально развивающихся детей формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Театр не делает мероприятий для исключительно детей с ОВЗ, а наоборот, привлекает всех.