Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Сущность инклюзивного театра).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) участие в массовых городских и районных мероприятиях (мастер-классы, мультиспортивные соревнования, выставки, Акции)

5) привлечение СМИ (на все мероприятия приходят корреспонденты общественно-политических СМИ)

Целевая аудитория, которой адресована помощь:

- дети, имеющие категорию «ребенок-инвалид». Конечно, всех детей охватить творческой деятельностью невозможно. Это зависит от диагноза заболевания. Но тех детей, которые могут этим заниматься, театр привлекает.

К работе с творчеством привлекаются  разные группы детей – с сохраненным интеллектом и с разными степенями умственной отсталости.

Наиболее востребованы методики инклюзивного театрального представления для детей и взрослых с различными диагнозами:

- аутизм  – 3%,

- опорно-двигательного аппарата – 5 %,

- интеллектуальной недостаточностью- 21 %,

- сахарный диабет  – 1 ;

- бронхиальная астма – 31 %,

- сердечно-сосудистые заболевания – 2 %,

- синдром Дауна – 10%,

- соматические заболевания – 26%.

Так как работа ведется с «особыми» детьми, то при построении занятия обязательно учитываются такие факторы, как умственная, эмоциональная, физическая нагрузка детей, последовательное распределение видов деятельности, разучиваемый репертуар,  вариантность и соответствие возрастным особенностям  детей. В процессе деятельности был разработан определенный режим занятий, план работы и схема реализации. В результате подобраны методы, специфика и содержание работы.

Терапия искусством с элементами игры, как гуманитарный вид деятельности, полностью соответствует  мягкому и экологическому подходу к развитию личности ребенка.

Так, к примеру, «Кукольный театр» способствует развитию интеллектуального потенциала ребенка. Детям предлагается обсудить, выбрать роли. Они   обсуждаются с участниками театра (участниками  являются не только дети, но и на равных с ними их родители). Это позволяет расширить и обогатить театральный опыт детей. Это поможет детям преодолеть застенчивость, активизировать их речевую деятельность, что очень важно, так как многие наши дети имеют речевые нарушения и задержки речевого развития. В театральную деятельность вовлекаем всех ребят, начиная с младшего возраста. Часто совместно с детьми выступают и взрослые. Совместное творчество сближает взрослых и детей, улучшает психологический климат группы, делает спектакли незабываемыми. Особое место занимают задания на развитие фантазии. При распределении ролей не хватает свободно говорящих детей, и  дети  пытаются без слов, одним движением передать особенности своего персонажа. Участие в спектаклях и постановках делает детей более общительными, коммуникабельными, раскрепощенными, воспитывает волевые качества, заставляя подчиняться сюжету. Дети очень любят этот вид деятельности. Планируем расширить рамки театральной деятельности, введя в нее театральные тренинги, направленные на психокоррекцию страхов, неуверенности в себе и прочих комплексов. Сейчас начали изготавливать куклы с привлечением родителей.


Улучшение морально-психологического состояния и представление возможности детям-инвалидам жить полноценной, активной жизнью идет через практическую подготовку детей к труду, творчеству и самообслуживанию.
Занятия в мастерской «Пчелка»:

- швейная мастерская – 1 группа 4 человека,

- ткацкая мастерская – 3 группы по 3 человека,

- мастерская по бисероплетению – 1 группа 8 человек,

- мастерская по выжиганию и росписи по дереву – 2 группы по 6 человек,

- группа развития – 12 человек.

Социально-бытовая адаптация: обучение навыкам самостоятельной жизни «Приготовление пищи», «Пользование бытовыми приборами», «Уборка помещения».

Посещение театров, организация экскурсий, походы в музеи, на выставки (1 раз в месяц стараемся посетить театр, музей и др.)

Репетиции и постановки кукольного театра ко всем значимым датам.

Организация творческих конкурсов, фестивалей:  2 раза в год (октябрь, май)  проходят Выставки детских и семейных творческих работ, принимали участие в зональных и краевых мероприятиях «Лейся, песня», «Алло, мы ищем таланты», где занимали призовые места.

Занятия адаптивным спортом, участие в соревнованиях со здоровыми детьми.  (Постоянно два раза в год проходят мультиспортивные соревнования)

Работа проводится со специалистами отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Строится по нескольким направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультационное, мониторинговое.

Виды занятий подбираются в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывая персональный интерес, желание.

Форма деятельности: Индивидуальная, групповая

Реабилитационная направленность: Развитие тонкой моторики,  самопознание, коррекция психо-эмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления.

Преобладающие методы: Разъяснение, диалог, показ, иллюстративность, игра, поощрение

Характер деятельности: Творчество, познание, образное мышление, фантазия

Режим, условия, время проведения:  По самочувствию, желанию.

Продолжительность: По психовозрастной устойчивости, желанию.

Возрастные границы: Для всех возрастных групп

Социальные формирования: Семья, неформальные объединения

Партнеры: Учреждения образования, культурно-досуговые, волонтеры, тьюторы.

Итак, очевидно решение о необходимости внедрения в работу курса творческого развития для детей со специальными потребностями. Дети получают возможность выразить себя и быть услышанными, найти свою «нишу» в социуме. Как радуется ребенок, узнавая в прочной, весомой, «настоящей» фигурке произведение собственных рук!


2.2. Инклюзивные театральные практики, используемые в работе в аутистами

В жизни человека общение и коммуникация играют чрезвычайно важную роль. Можно ли поставить знак равенства между общением и коммуникацией? За общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия. Коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Детский аутизм — достаточно распространенное явление. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития. В широком смысле под аутизмом обычно понимается явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Все дети, кому был поставлен диагноз аутизм, имеют сложные симптомы во всех областях социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений.

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно, несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом, прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития ребенок не использует речь как средство общения.

Инклюзивные театральные практики как система, предполагающая включение в общий образовательный процесс всех без исключения детей, неизбежно охватит и учащихся, имеющих проблемы психического развития. Особенно остро встанет вопрос, касающийся интеграции детей, страдающих разными формами аутизма, так как в данном случае инвалидизирующим фактором является нарушение социализации, невозможность адекватного контакта с другими детьми.


Детей с аутизмом, согласно мнению многих авторов, можно назвать детьми с «особыми культурными потребностями», и именно их интеграция в систему образования связана с наибольшими трудностями [1; 2; 4; 5; 7—9].

Очевидно, что интеграция детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, потребует организации медицинского сопровождения данной группы детей врачом-психиатром, и возникнет проблема диагностики состояния и оценки эффективности реабилитации детей, их адаптации к условиям инклюзии. Данная задача ставится в письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Здесь также прозвучал вопрос и о вовлечении таких детей в социо-культурные практики, к которым можно, без сомнения, отнести и инклюзивный театр.

Вопрос о разработке медицинских стандартов по организации обучения и медико-психологической реабилитации детей с опорой на особенности структуры дизонтогенеза и выраженность собственно аутистического симптомо-комплекса при разных формах аутизма недостаточно изучени по-прежнему стоит достаточно остро.

Проведение психопатологического обследования детей с аутистическими проявлениями в необходимом объеме с целью первичной диагностики и мониторинга в процессе театральной деятельности потребует массового охвата детского населения. С учетом такой масштабности представляется целесообразным использование стандартизированной шкалы. Применение шкалы позволит обследовать детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, в процессе проведения реабилитационных мероприятий не только врачом-психиатром, но и специально обученным психологом, педагогом на уровне первичного звена медико-социальной помощи.

Заключение

Итак, использование инклюзивных театральных практик в работе с гражданами с ОВЗ, в том числе и с детьми, показывает, что данных методики применимы для нескольких групп людей с различными ограничениями.

Во-первых, инклюзивные театральные методики позволяют снижать последствия нарушения социального взаимодействия. Даная группа нарушений имеет форму неадекватного реагирования на социально-эмоциональные сигналы, что выражается в отсутствии реакции на эмоции других людей и/или неспособности изменять поведение в соответствии с социальным контекстом; в недостаточном использовании социальных сигналов и слабом усвоении социальных, эмоциональных и коммуникативных форм поведения; особенно в недостаточности социально-эмоциональной взаимности.


Во-вторых, происходит положительная динамика в преодолении нарушений общения. Данные нарушения выражаются в отсутствии социального использования имеющихся речевых навыков (каковы бы они ни были); в нарушении социально-имитационной игры, в низкой синхронности и отсутствии взаимодействия в беседе; в недостаточной гибкости речевого выражения; недостаточности эмоциональных реакций на словесные и невербальные обращения других людей, в нарушении использования интонаций и выразительности голоса.

В-третьих, смягчаются стереотипные модели поведения. Это проявляется в тенденции устанавливать ригидный, раз и навсегда заведенный распорядок для широкого круга аспектов повседневного функционирования; у детей могут появляться стойкие стереотипные интересы, например, к датам, маршрутам или расписанию транспорта. Дети нередко сопротивляются изменениям заведенного распорядка или привычных деталей личного окружения.

В-четвертых, уменьшаются неспецифические дополнительные признаки. Страхи, нарушения сна, агрессивность, нанесение самоповреждений.

Несмотря на широкое распространение идей инклюзии и интеграции в современном обществе, значительную работу, осуществляемую многочисленными институтами, конкретными школами, учителями, родителями — людьми, от которых зависит продвижение этих идей, — существует ряд тем, редко затрагиваемых при обсуждении, но имеющих значение для практики инклюзии. Совершенно очевидно, что каждый участник инклюзии нуждается в создании условий для его развития и образования. Но в настоящее время в связи с возникшими проблемами в отношении тех, кто включен в инклюзию, возникает явная поляризация.

Участники этого процесса делятся на два лагеря. По отношению к ним ставятся главным образом следующие задачи:

- здоровые дети должны научиться принимать детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- для детей с ОВЗ должны быть созданы специальные условия их развития и образования в инклюзивной среде.

Такая поляризация свидетельствует, что мы заранее закладываем в основание инклюзивного процесса представление о существенном различии его участников. Совершенно очевидно, что разные участники инклюзии имеют разные образовательные потребности, но это не мешает нам посмотреть на их культурные потребности как на общие. В противном случае они будут находиться в одном образовательном пространстве, но не вместе.

Изученный в данной работе опыт реализации интегративных программ в системе современного театра показывает, что в реальной ситуации инклюзии остро встают следующие проблемы. Одна из них —это создание социокультурной общности участников процесса инклюзии.