Файл: Николаенкова елена ивановна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(абстрактное) мышление основано на оперировании понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей).

Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить о рассуждающем (или дискурсивном) мышлении, результат которого достигается в ходе последовательного рассуждения, и интуитивном мышлении, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого, разбираемся в современных сложнейших знаниях и прочее) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства).

В-четвертых, мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.

В-пятых, на основе направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися из предшествующих.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно не отделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму деталей.

К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.


Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты или явления. Так ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет у ни одного животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку-дошкольнику рассказать сказку о докторе, который, уходя к больному попросил чернильницу посторожить свой дом, то ребенок с этим соглашается, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако ребенок начинает активно возражать, если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соотносится с реальными свойствами чернильницы. Чаще всего дети предлагают другие, более реальные способы воздействия чернильницы на разбойников: разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности.

Современные психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и, как это ни странно, взрослых успешнее решают те проблемы и задачи, которые предлагаются им в игровой форме. Признавая огромную роль игры в жизни человека и преклоняясь передней, А. Эйнштейн писал: «Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой». Важно помнить также, что огромное, неоценимое влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей, выполняющих в процессе игры большую умственную работу, которая была бы им не под силу в обычной ситуации.


Дидактическая игра – средство развития творческой активности.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить раз­влекательно-рекреативными возможностями. В том и со­стоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в тера­пию, в модель типа человеческих отношений и проявле­ний в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших по­колений младшим люди использовали с древности. Ши­рокое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность использу­ется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элемент более общей технологии;

• в качестве урока или его части (введение, контроль);

• как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» вклю­чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различ­ных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей пе­дагогическим результатом, которые могут быть обоснова­ны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и си­туаций, выступающих как средство побуждения, стимули­рования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным на­правлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее сред­ства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания свя­зывается с игровым результатом.

Игра — школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной шко­ле нетрудно указать источник знаний. Это учитель — лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме мо­нолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме ди­алога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обу­чаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате ак­тивных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.



Игровые мотивы и организация игр

Игровые формы обучения, как никакая другая техно­логия, способствуют использованию различных способов мотивации:

1. Мотивы общения:

—учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;

— при решении коллективных задач используются раз­ные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быс­тро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рис­кованных сотоварищей;

— эмоциональные совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных от­ношений.

2. Моральные мотивы.

В игре каждый ученик может проявить себя, свои зна­ния, умения, свой характер, волевые качества, свое отно­шение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

— каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нуж­но знать больше других);

— в игре команды или отдельные ученики изначаль­но равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, уме­ний, характера;

- обезличенный процесс обучения в игре приобрета­ет личностные значения. Учащиеся примеряют со­циальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого ис­торического процесса;

- ситуация успеха создает благоприятный эмоцио­нальный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную де­ятельность (реванш);

- состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет;

- в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

- в игровой деятельности в процессе достижения об­щей цели активизируется мыслительная деятель­ность. Мысль ищет выход, она устремлена на реше­ние познавательных задач.

Управление многими играми необходимо для актива­ции процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести ряд следующих моментов.