Файл: Николаенкова елена ивановна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспита­тельные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав иг­рающих, их интеллектуальное развитие, физическая под­готовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и тому подобное. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических усло­вий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкрет­ной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и резуль­тат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конст­рукторы, куклы и др.), «продуктов» художественного твор­чества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уров­ней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель— удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готов­ность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ро­лей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадать, угадать, распутать, добиться результа­тов и т. п.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызыва­ют игрушки или предметы для игры, возбуждающие же­лание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявле­ния и т. п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержа­нии и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.


Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитек­тура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, со­держанию, подходить по размеру для числа играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть про­ходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей). Любой микромир игры во дворе — в школе требует своего архитектурного и смыслового реше­ния. Под архитектурной игровой площадью мы понима­ем такую ее разработку, которая соответствует конструк­тивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стрем­лению к яркому, необъятному, героическому, романтичес­кому, сказочному.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, создан­ный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практи­ка детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности, жеребьевку, считалки.

Один из ответственных моментов в детских играх — распределение ролей. Они могут быть активными и пас­сивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре — дело трудное и щепетильное. Рас­пределение не должно зависеть от пола ребенка, возрас­та, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капи­таны, водящие, т. е. командные роли по сюжету игры. Учи­тывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

— назначение на роль непосредственно взрослым;

— назначение на роль через старшего (капитана, водя­щего);

— выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);

— добровольное принятие роли ребенком, по его же­ланию;

— очередность выполнения роли в игре.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авто­ритет, неактивным — проявить активность, недисципли­нированным — стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшими, — вернуть потерянный ав­торитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского кол­лектива, — проявить себя, сдружиться со всеми.



В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над вто­ростепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было дей­ствие; роль без действия — мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористи­ческих ситуациях.

Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение иг­ровых действий. Участники игры социально активны по­стольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения ин­тереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

— отсутствие принуждения любой формы при вовле­чении детей в игру;

— принцип развития игровой динамики;

— принцип поддержания игровой атмосферы (поддер­жание реальных чувств детей);

— принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятель­ности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

— принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением раз­нообразного содержания игровых заданий и пра­вил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к играм-комплексам, от возрастных игр — к безвозрастным, «вечным».

Безусловно одно — воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

Перед учителем стоят задачи:

• опираться на достижения предыдущего возраста;

• стремиться мобилизовать потенциальные возмож­ности конкретного возраста;

• подготовить «почву» для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уро­вень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Урок, проводимый в игровой форме, требует опреде­ленных правил.

1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее рас­пределены роли. Это стимулирует познавательную дея­тельность.

2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта го­рода, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и бу­дет способствовать повышению эмоционального фона урока.


3. Обязательная констатация результата игры.

4. Компетентное жюри.

5. Обязательны игровые моменты необучающего харак­тера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для пе­реключения внимания и снятия напряжения.

Главное — уважение к личности ученика, не убить ин­терес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Заключение.

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу- воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения.

Поэтому в последнее время в научно-методической литературе все чаще появляются статьи педагогов-практиков, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию творчес­ких способностей учащихся. И это понятно: однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не способст­вует формированию у них положительной мотивации и познаватель­ной активности.

Проанализировав существующую литературу и опыт работы учителей по данной теме, мы пришли к выводу, что в процессе раз­вития творческих способностей детей особое внимание следует об­ращать на максимальную стимуляцию самостоятельной деятель­ности младших школьников, на формирование у них устойчивых творческих интересов, целеустремленности, настойчивости в решении творческих задач. Необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуаль­ных особенностей учащихся начальной школы.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Игры и упражнения для развития творческого воображения

1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изуче­нии и развитии воображения и творческих способностей. Так, например, задание «Закончи рисунок» входит в качестве одного из субтестов в тест креативности П. Торренса. Можно предложить де­тям выполнить похожее задание.



Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п.


Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

2. К этому же типу относится и проба О. М. Дьяченко «Художник».

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5—10 мин пририсовать к фигуркам все что угодно так, чтобы получились предметные изображения.

Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».

Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.



Это задание также можно использовать для изучения развития воображения. Для этого выполнение задания оценивается в баллах: 0 баллов — ничего не нарисовал;

1 балл — стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки;

2 балла — простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам;

3 балла — сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация.

По данным обследования И. М. Никольской и Г. Л. Бардиера, проведенного с использованием этого задания, дети 6—7 лет получили среднюю оценку 1,83. Причем девочки получили в среднем 2,1 балла, мальчики — 1,6. Это задание для некоторых мальчиков оказалось особенно трудным — 16% из них выполнить его не смогли.

Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих.