ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статья 1436 ГК РФ посвящена сравнительно новому для российского законодательства институту - временной правовой охране селекционных достижений.
В пункте 1 данной статьи раскрыто содержание временной правовой охраны: селекционному достижению, на которое подана заявка в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, со дня подачи заявки и до даты выдачи заявителю патента на селекционное достижение предоставляется временная правовая охрана.
Временная правовая охрана предоставляется не с даты публикации заявки, как, например, в патентном праве, когда сведения о чужих правах становятся общедоступными для третьих лиц, с более ранней даты, открывающей возможность для объективного вменения, т.е. для возложения неблагоприятных последствий независимо от вины третьих лиц.
Указанное решение российского законодателя в принципе не противоречит международному праву, поскольку статья 13 Конвенции УПОВ позволяет договаривающимся сторонам избрать один из следующих вариантов: в течение периода с момента подачи или публикации заявки на предоставление права селекционера и до предоставления такового права каждая договаривающаяся сторона может предусматривать меры с целью защиты интересов селекционера. Кроме того, следует учитывать, что период времени с даты подачи заявки и до даты публикации сведений о принятых заявках в официальном бюллетене в принципе не должен превышать один месяц - общий срок проведения предварительной экспертизы заявки на выдачу патента.
В пункте 2 ст. 1436 ГК РФ определены условия реализации временной правовой охраны селекционного достижения: после получения заявителем патента в форме выплаты ему (уже патентообладателю) денежной компенсации, размер которой определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.
Строго говоря, термин "охрана" здесь не совсем удачен, поскольку публикация сведений о заявке не предоставляет заявителю право запрещать третьим лицам использовать его заявленное селекционное достижение, а после получения патента патентообладатель может рассчитывать только на получение денежной компенсации, а не на возмещение причиненных ему убытков. Третьи лица, скорее всего, конкуренты, имеют право использовать чужое заявленное селекционное достижение, и если процедура выдачи патента растягивается на много лет, то выплата денежной компенсации, которая всегда меньше реальных убытков, - слабое утешение для патентообладателя.
В данном пункте предусматривается, что патентообладатель имеет право получить денежную компенсацию от лица, совершившего без разрешения заявителя в период временной правовой охраны действия, указанные в пункте 3 ст. 1421 ГК РФ, т.е. действия по использованию селекционного достижения (производство и воспроизводство, доведение до посевных кондиций для последующего размножения, предложение к продаже, продажа и т.д.). Речь идет о возможности предоставления заявителем разрешения третьим лицам на использование селекционного достижения, т.е. о возможности предоставления заявителем лицензий, хотя и в косвенной форме. Как известно, законодатель предусмотрел непосредственно в законе только договор об отчуждении права на получение патента на селекционное достижение. Вместе с тем не существует и прямого запрета на осуществление сделок по предоставлению прав на использование заявленных селекционных достижений.
Институт временной правовой охраны селекционного достижения по сравнению с одноименным институтом в патентном праве имеет свои особенности. Одна из них - ограничения в сфере использования заявленного селекционного достижения самим заявителем в период временной правовой охраны.
В пункте 3 ст. 1436 изложен исчерпывающий перечень случаев дозволенного использования селекционного достижения, согласно которому:
заявителю разрешены продажа и иная передача семян, племенного материала только для научных целей;
такая продажа и иная передача связаны с отчуждением права на получение патента на селекционное достижение;
такая продажа или иная передача связаны с производством семян, племенного материала по заказу заявителя в целях создания их запаса.
В последнем случае разрешение использования селекционного достижения необходимо заявителю, например, для использования им последующей обязанности по сохранению селекционного достижения в течение срока действия патента (ст. 1440 ГК РФ). Вполне очевидно, что для указанных целей заявитель вправе заключать лицензионные договоры о предоставлении права использования заявленного селекционного достижения.
В связи с вышеизложенным следует отметить, что в статье 13 Конвенции УПОВ не предусмотрены никакие ограничения по продаже семян после подачи заявки в рамках временной правовой охраны.
В пункте 4 ст. 1436 ГК РФ установлены основания ненаступления временной правовой охраны селекционного достижения, а именно:
заявка на выдачу патента не была принята к рассмотрению (ст. 1435 ГК РФ);
по заявке принято решение об отказе в выдаче патента и возможность подачи возражения против этого решения исчерпана;
нарушение заявителем требований пункта 3 данной статьи, т.е. выход заявителя за пределы разрешенных способов использования заявленного селекционного достижения в период временной правовой охраны.
В отличие от патентного права среди оснований для ненаступления временной правовой охраны селекционного достижения нет отзыва заявителем заявки на выдачу патента, поскольку в праве на селекционное достижение не предусмотрен сам отзыв заявки на выдачу патента на селекционное достижение.
В статье 1437 ГК РФ изложены основные правила проведения экспертизы селекционного достижения на новизну, которая является одним из критериев охраноспособности селекционного достижения. Данная статья с незначительными изменениями воспроизводит статью 9 Закона о селекционных достижениях.
В пункте 1 данной статьи предусмотрены условия проведения экспертизы селекционного достижения на новизну. Напомню читателю: селекционное достижение считается новым, если на дату подачи заявки семена или племенной материал данного селекционного достижения не продавались и не передавались иным образом селекционером, его правопреемником или с их согласия другим лицом для его использования:
на территории России ранее, чем за один год до указанной даты;
на территории другого государства ранее, чем за четыре года, или, если это касается сортов винограда, древесных декоративных, древесных плодовых культур и древесных лесных пород, ранее, чем за шесть лет до указанной даты.
Экспертиза селекционного достижения на новизну не проводится федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям автоматически, после завершения с положительным результатом предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. Такая экспертиза проводится выборочно, по тем заявленным селекционным достижениям, в отношении которых в указанный федеральный орган поступили ходатайства (ранее они назывались претензиями) о проведении экспертизы на новизну, содержащие какие-либо сведения, порочащие новизну заявленных селекционных достижений.
Указанное ходатайство может быть подано любым заинтересованным лицом (указанный термин в законе не раскрыт) в течение шести месяцев со дня публикации сведений о заявке на выдачу патента. Вполне очевидно, что решение о соответствии селекционного достижения критерию новизны может быть принято указанным федеральным органом не ранее шести месяцев с даты публикации сведений о заявке на выдачу патента.
О поступлении упомянутого ходатайства указанный федеральный орган уведомляет заявителя с изложением его существа. Заявитель располагает трехмесячным сроком для направления в указанный федеральный орган мотивированного возражения против ходатайства.
В пункте 2 ст. 1437 изложен порядок принятия решения относительно соответствия заявленного селекционного достижения критерию новизны. Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение по ходатайству и сообщает о нем заинтересованному лицу по имеющимся материалам. Сказанное означает, что, в отличие, например, от патентного права, в процессе проверки соответствия селекционного достижения критерию новизны не проводится информационный поиск в отношении заявленного селекционного достижения. Такая проверка ограничивается исследованием материалов, порочащих новизну заявленного селекционного достижения, содержащихся в ходатайстве о проведении экспертизы на новизну.
Отсутствие новизны селекционного достижения является основанием для принятия решения указанным федеральным органом об отказе в выдаче патента на селекционное достижение. Следует полагать, что указанный федеральный орган должен уведомить заявителя о принятии решения об отказе в выдаче патента.
В отличие от экспертизы селекционного достижения на новизну, которая проводится эпизодически, по мере поступления соответствующих ходатайств заинтересованных лиц, испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность, предусмотренные статьей 1438 ГК РФ, осуществляются на постоянной основе. При этом какого-либо специального ходатайства о проведении таких испытаний от заявителя не требуется.
В пункте 1 данной статьи определен порядок проведения испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность (далее - ООС). Такие испытания проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.
После получения уведомления от федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям о приеме заявки по итогам проведения предварительной экспертизы заявитель должен оплатить соответствующие пошлины за испытание, если он не освобожден от уплаты пошлин или не имеет отсрочки по их уплате. Кроме того, заявитель обязан предоставить для испытания необходимое количество семян, племенного материала по адресу и в срок, которые указаны федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. На практике для указанных целей заявитель должен, в частности, выслать образцы сорта растений, породы животных для проведения государственных испытаний на ООС в количестве, по адресам и в сроки, которые указаны в разнарядках упомянутого федерального органа, с приложением свидетельства на семена, племенной материал. Образцы должны быть свободны от карантинных вредителей, болезней и сорняков, посторонних примесей, семян и других культур. Семенной материал, поступающий на официальные испытания в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, должен использоваться строго в целях проведения государственных испытаний и депонирования.
Как следует из вышеизложенного, в пункте 1 ст. 1438 не устранено дублирование федеральных органов исполнительной власти в указанной области, их функции в настоящее время выполняет один орган - Министерство сельского хозяйства РФ, а практическую работу, в частности в сфере проведения испытаний, - Госсорткомиссия.
В статье 1439 ГК РФ раскрыта одна из основных функций федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям - государственная регистрация селекционного достижения и выдача на него охранного документа (патента). Указанный федеральный орган регистрирует селекционные достижения и выдает на них патенты от имени государства, что означает легальный характер патентной монополии селекционера.
В пункте 1 данной статьи предусмотрено основание государственной регистрации селекционного достижения - решение федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям о выдаче патента на селекционное достижение.
На основании этого решения, при соответствии селекционного достижения критериям охраноспособности (п. 2 ст. 1413), а наименования селекционного достижения - требованиям статьи 1419 ГК РФ, указанный федеральный орган составляет описание селекционного достижения и вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.
В Государственный реестр охраняемых селекционных достижений вносятся не собственно селекционные достижения, а сведения (в форме записей) о селекционных достижениях, на которые выданы патенты, что, собственно, и указано в пункте 2 данной статьи. Так, в Государственный реестр вносятся следующие сведения: род, вид растения, животного; наименование сорта растений, породы животных, дата государственной регистрации селекционного достижения и регистрационный номер; имя или наименование патентообладателя и его место жительства или место нахождения; имя автора селекционного достижения и его место жительства; описание селекционного достижения; факт передачи патента на селекционное достижение другому лицу с указанием его имени или наименования, места жительства или места нахождения; сведения о заключенных лицензионных договорах; дата окончания действия патента с указанием причины.
Следует отметить некоторые различия в составе сведений, вносимых в Государственный реестр, по сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 11 Закона о селекционных достижениях).
В пункте 1 данной статьи раскрыто содержание временной правовой охраны: селекционному достижению, на которое подана заявка в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, со дня подачи заявки и до даты выдачи заявителю патента на селекционное достижение предоставляется временная правовая охрана.
Временная правовая охрана предоставляется не с даты публикации заявки, как, например, в патентном праве, когда сведения о чужих правах становятся общедоступными для третьих лиц, с более ранней даты, открывающей возможность для объективного вменения, т.е. для возложения неблагоприятных последствий независимо от вины третьих лиц.
Указанное решение российского законодателя в принципе не противоречит международному праву, поскольку статья 13 Конвенции УПОВ позволяет договаривающимся сторонам избрать один из следующих вариантов: в течение периода с момента подачи или публикации заявки на предоставление права селекционера и до предоставления такового права каждая договаривающаяся сторона может предусматривать меры с целью защиты интересов селекционера. Кроме того, следует учитывать, что период времени с даты подачи заявки и до даты публикации сведений о принятых заявках в официальном бюллетене в принципе не должен превышать один месяц - общий срок проведения предварительной экспертизы заявки на выдачу патента.
В пункте 2 ст. 1436 ГК РФ определены условия реализации временной правовой охраны селекционного достижения: после получения заявителем патента в форме выплаты ему (уже патентообладателю) денежной компенсации, размер которой определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.
Строго говоря, термин "охрана" здесь не совсем удачен, поскольку публикация сведений о заявке не предоставляет заявителю право запрещать третьим лицам использовать его заявленное селекционное достижение, а после получения патента патентообладатель может рассчитывать только на получение денежной компенсации, а не на возмещение причиненных ему убытков. Третьи лица, скорее всего, конкуренты, имеют право использовать чужое заявленное селекционное достижение, и если процедура выдачи патента растягивается на много лет, то выплата денежной компенсации, которая всегда меньше реальных убытков, - слабое утешение для патентообладателя.
В данном пункте предусматривается, что патентообладатель имеет право получить денежную компенсацию от лица, совершившего без разрешения заявителя в период временной правовой охраны действия, указанные в пункте 3 ст. 1421 ГК РФ, т.е. действия по использованию селекционного достижения (производство и воспроизводство, доведение до посевных кондиций для последующего размножения, предложение к продаже, продажа и т.д.). Речь идет о возможности предоставления заявителем разрешения третьим лицам на использование селекционного достижения, т.е. о возможности предоставления заявителем лицензий, хотя и в косвенной форме. Как известно, законодатель предусмотрел непосредственно в законе только договор об отчуждении права на получение патента на селекционное достижение. Вместе с тем не существует и прямого запрета на осуществление сделок по предоставлению прав на использование заявленных селекционных достижений.
Институт временной правовой охраны селекционного достижения по сравнению с одноименным институтом в патентном праве имеет свои особенности. Одна из них - ограничения в сфере использования заявленного селекционного достижения самим заявителем в период временной правовой охраны.
В пункте 3 ст. 1436 изложен исчерпывающий перечень случаев дозволенного использования селекционного достижения, согласно которому:
заявителю разрешены продажа и иная передача семян, племенного материала только для научных целей;
такая продажа и иная передача связаны с отчуждением права на получение патента на селекционное достижение;
такая продажа или иная передача связаны с производством семян, племенного материала по заказу заявителя в целях создания их запаса.
В последнем случае разрешение использования селекционного достижения необходимо заявителю, например, для использования им последующей обязанности по сохранению селекционного достижения в течение срока действия патента (ст. 1440 ГК РФ). Вполне очевидно, что для указанных целей заявитель вправе заключать лицензионные договоры о предоставлении права использования заявленного селекционного достижения.
В связи с вышеизложенным следует отметить, что в статье 13 Конвенции УПОВ не предусмотрены никакие ограничения по продаже семян после подачи заявки в рамках временной правовой охраны.
В пункте 4 ст. 1436 ГК РФ установлены основания ненаступления временной правовой охраны селекционного достижения, а именно:
заявка на выдачу патента не была принята к рассмотрению (ст. 1435 ГК РФ);
по заявке принято решение об отказе в выдаче патента и возможность подачи возражения против этого решения исчерпана;
нарушение заявителем требований пункта 3 данной статьи, т.е. выход заявителя за пределы разрешенных способов использования заявленного селекционного достижения в период временной правовой охраны.
В отличие от патентного права среди оснований для ненаступления временной правовой охраны селекционного достижения нет отзыва заявителем заявки на выдачу патента, поскольку в праве на селекционное достижение не предусмотрен сам отзыв заявки на выдачу патента на селекционное достижение.
В статье 1437 ГК РФ изложены основные правила проведения экспертизы селекционного достижения на новизну, которая является одним из критериев охраноспособности селекционного достижения. Данная статья с незначительными изменениями воспроизводит статью 9 Закона о селекционных достижениях.
В пункте 1 данной статьи предусмотрены условия проведения экспертизы селекционного достижения на новизну. Напомню читателю: селекционное достижение считается новым, если на дату подачи заявки семена или племенной материал данного селекционного достижения не продавались и не передавались иным образом селекционером, его правопреемником или с их согласия другим лицом для его использования:
на территории России ранее, чем за один год до указанной даты;
на территории другого государства ранее, чем за четыре года, или, если это касается сортов винограда, древесных декоративных, древесных плодовых культур и древесных лесных пород, ранее, чем за шесть лет до указанной даты.
Экспертиза селекционного достижения на новизну не проводится федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям автоматически, после завершения с положительным результатом предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. Такая экспертиза проводится выборочно, по тем заявленным селекционным достижениям, в отношении которых в указанный федеральный орган поступили ходатайства (ранее они назывались претензиями) о проведении экспертизы на новизну, содержащие какие-либо сведения, порочащие новизну заявленных селекционных достижений.
Указанное ходатайство может быть подано любым заинтересованным лицом (указанный термин в законе не раскрыт) в течение шести месяцев со дня публикации сведений о заявке на выдачу патента. Вполне очевидно, что решение о соответствии селекционного достижения критерию новизны может быть принято указанным федеральным органом не ранее шести месяцев с даты публикации сведений о заявке на выдачу патента.
О поступлении упомянутого ходатайства указанный федеральный орган уведомляет заявителя с изложением его существа. Заявитель располагает трехмесячным сроком для направления в указанный федеральный орган мотивированного возражения против ходатайства.
В пункте 2 ст. 1437 изложен порядок принятия решения относительно соответствия заявленного селекционного достижения критерию новизны. Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение по ходатайству и сообщает о нем заинтересованному лицу по имеющимся материалам. Сказанное означает, что, в отличие, например, от патентного права, в процессе проверки соответствия селекционного достижения критерию новизны не проводится информационный поиск в отношении заявленного селекционного достижения. Такая проверка ограничивается исследованием материалов, порочащих новизну заявленного селекционного достижения, содержащихся в ходатайстве о проведении экспертизы на новизну.
Отсутствие новизны селекционного достижения является основанием для принятия решения указанным федеральным органом об отказе в выдаче патента на селекционное достижение. Следует полагать, что указанный федеральный орган должен уведомить заявителя о принятии решения об отказе в выдаче патента.
В отличие от экспертизы селекционного достижения на новизну, которая проводится эпизодически, по мере поступления соответствующих ходатайств заинтересованных лиц, испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность, предусмотренные статьей 1438 ГК РФ, осуществляются на постоянной основе. При этом какого-либо специального ходатайства о проведении таких испытаний от заявителя не требуется.
В пункте 1 данной статьи определен порядок проведения испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность (далее - ООС). Такие испытания проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.
После получения уведомления от федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям о приеме заявки по итогам проведения предварительной экспертизы заявитель должен оплатить соответствующие пошлины за испытание, если он не освобожден от уплаты пошлин или не имеет отсрочки по их уплате. Кроме того, заявитель обязан предоставить для испытания необходимое количество семян, племенного материала по адресу и в срок, которые указаны федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. На практике для указанных целей заявитель должен, в частности, выслать образцы сорта растений, породы животных для проведения государственных испытаний на ООС в количестве, по адресам и в сроки, которые указаны в разнарядках упомянутого федерального органа, с приложением свидетельства на семена, племенной материал. Образцы должны быть свободны от карантинных вредителей, болезней и сорняков, посторонних примесей, семян и других культур. Семенной материал, поступающий на официальные испытания в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, должен использоваться строго в целях проведения государственных испытаний и депонирования.
Как следует из вышеизложенного, в пункте 1 ст. 1438 не устранено дублирование федеральных органов исполнительной власти в указанной области, их функции в настоящее время выполняет один орган - Министерство сельского хозяйства РФ, а практическую работу, в частности в сфере проведения испытаний, - Госсорткомиссия.
В статье 1439 ГК РФ раскрыта одна из основных функций федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям - государственная регистрация селекционного достижения и выдача на него охранного документа (патента). Указанный федеральный орган регистрирует селекционные достижения и выдает на них патенты от имени государства, что означает легальный характер патентной монополии селекционера.
В пункте 1 данной статьи предусмотрено основание государственной регистрации селекционного достижения - решение федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям о выдаче патента на селекционное достижение.
На основании этого решения, при соответствии селекционного достижения критериям охраноспособности (п. 2 ст. 1413), а наименования селекционного достижения - требованиям статьи 1419 ГК РФ, указанный федеральный орган составляет описание селекционного достижения и вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.
В Государственный реестр охраняемых селекционных достижений вносятся не собственно селекционные достижения, а сведения (в форме записей) о селекционных достижениях, на которые выданы патенты, что, собственно, и указано в пункте 2 данной статьи. Так, в Государственный реестр вносятся следующие сведения: род, вид растения, животного; наименование сорта растений, породы животных, дата государственной регистрации селекционного достижения и регистрационный номер; имя или наименование патентообладателя и его место жительства или место нахождения; имя автора селекционного достижения и его место жительства; описание селекционного достижения; факт передачи патента на селекционное достижение другому лицу с указанием его имени или наименования, места жительства или места нахождения; сведения о заключенных лицензионных договорах; дата окончания действия патента с указанием причины.
Следует отметить некоторые различия в составе сведений, вносимых в Государственный реестр, по сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 11 Закона о селекционных достижениях).