Файл: Законодательство и экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Напротив, статья 1430 ГК РФ сохраняет правовую неопределенность во взаимоотношениях между работодателем и работником, являющимся автором селекционного достижения, поскольку зачастую при отчуждении исключительное право на служебное селекционное достижение фактически обременяется обязательством по выплате вознаграждения работнику, с которым правопреемника работодателя не связывают никакие отношения.
Особого внимания заслуживает проблема наследования права на вознаграждение за служебное селекционное достижение, поскольку до недавнего времени существовала неопределенность для наследников селекционера в решении этого важного вопроса.
Как известно, в юридической литературе, преимущественно в отношении служебных изобретений, встречались различные суждения по этому поводу, иногда даже отрицавшие возможность наследования указанного права.
Законодатель в марте 2014 г. завершил указанную полемику в пользу наследников как служебных изобретений, так и служебных селекционных достижений. Так, Законом N 35-ФЗ пункт 5 ст. 1430 ГК РФ дополнен абзацем 3 следующего содержания: "Право на вознаграждение за служебное селекционное достижение неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на оставшийся срок действия исключительного права".
Пункт 6 данной статьи содержит норму, не имевшую аналога в ранее действовавшем Законе о селекционных достижениях, несомненно, имеющую прогрессивное значение, поскольку она восполняет давно существующий пробел в российском законодательстве.
Развитие правового регулирования служебных селекционных достижений привело к выделению из них особой промежуточной (между служебными и свободными) категории селекционных достижений, созданных, выделенных или выявленных с использованием опыта или иных средств работодателя, права на которые хотя и принадлежат работнику, однако ограничены в значительной степени правами работодателя.
Особым признаком таких селекционных достижений является обстоятельство, что они получены с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.
Такие селекционные достижения не являются служебными
, а право на получение патента и исключительное право на такие селекционные достижения принадлежат работнику. При этом работодатель правомочен по своему выбору потребовать:
предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование селекционного достижения для собственных нужд на весь срок действия исключительного права;

возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием, выведением или выявлением такого селекционного достижения.

В Гражданском кодексе РФ не раскрыто понятие "для собственных нужд". Вполне очевидно, что на практике различные хозяйствующие субъекты имеют различный масштаб собственных нужд. Важно также отметить, что за указанную категорию селекционных достижений работодатель не обязан уплачивать патентообладателю-работнику компенсацию или какое-либо иное вознаграждение.
Статья 1431 ГК РФ является новеллой в российском законодательстве о селекционных достижениях. Ранее в российском гражданском законодательстве был известен только авторский договор заказа. Как и в некоторых других случаях, здесь явно чувствуется влияние авторского права (в данном случае ст. 1288, равно как и ст. 1372 ГК РФ "Промышленный образец, созданный по заказу").
1>1>

В анализируемой статье речь идет о селекционном достижении, созданном, выведенном или выявленном по заказу. В связи с этим возникает вопрос, может ли быть создано, выведено или выявлено селекционное достижение не только по договору заказа, но и в рамках подрядных договоров (например, договора на выполнение научно-исследовательских работ), предметом которых его создание, выведение или выявление прямо не предусмотрено, как это указано, например, в статье 1371 ГК РФ в отношении изобретения, полезной модели, промышленного образца.
Ответ дает сама специфика селекционного достижения как объекта правовой охраны, допускающая правовую охрану случайно выявленного нового сорта растений или породы животных. В связи с вышеизложенным следует полагать, что в данном случае при наличии явного пробела в законодательстве к договорам на выполнение научно-исследовательских работ в сфере селекционных достижений, возможно в порядке аналогии закона (ст. 6 ГК РФ) применение правил статьи 1371 ГК РФ.
Пункт 1 ст. 1431 сформулирован в новой редакции, которая отличается от предыдущей редакции, по сути, только перестановкой слов: "Право на получение патента и исключительное право на селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное по договору, предметом которого было создание, выведение или выявление селекционного достижения (по заказу), принадлежат заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное".
В указанном положении закреплена диспозитивная норма о принадлежности права на получение патента и исключительного права на созданное, выведенное или выявленное селекционное достижение. Вполне очевидно, что стороны договора заказа могут включить в договор иное условие о принадлежности права на селекционное достижение.
В предложении первом пункта 2 данной статьи определены правовые последствия принадлежности заказчику права на получение патента и исключительного права на селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное по заказу. В этом случае подрядчик (исполнитель) правомочен, поскольку в договоре не предусмотрено иное, использовать селекционное достижение для собственных нужд на условиях простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.
Гражданский кодекс РФ не дает определение термина "для собственных нужд", поэтому в договоре целесообразно указывать, в чем состоят такие нужды (на собственном предприятии, в сфере официальной деятельности и т.д.).

Предложение второе настоящего пункта, в котором указывалось, что договором, на основании которого выполнялась работа, может быть предусмотрена лицензия иного вида, исключено с тем, чтобы избежать, на мой взгляд, толкования о возможности предоставления исключительной лицензии.
Пункт 3 ст. 1431 ГК РФ, в котором определены правовые последствия принадлежности подрядчику (исполнителю) права на получение патента и исключительного права на селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное по заказу, претерпел незначительные изменения, в результате чего слова "использовать селекционное достижение для собственных нужд" заменены словами "использовать селекционное достижение в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор", хотя, как это следует из вышеизложенного, термин "для собственных нужд" сохранен законодателем в пункте 2 данной статьи.
В соответствии со статьей 1432 к селекционным достижениям, созданным (выведенным или выявленным) при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, соответственно применяются правила статьи 1373 Кодекса относительно изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. Иными словами, в данном случае законодатель применил отсылочную норму к правовому регулированию других результатов интеллектуальной деятельности с учетом особенностей селекционных достижений, что лишний раз подтверждает правильность позиции ученых, которые настаивают на близости правовых режимов селекционных достижений и изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
IX

В § 5 гл. 73 ГК РФ (ст. ст. 1433 - 1445) закреплены нормы, относящиеся, в частности, к получению патента на селекционное достижение, прекращению действия такого патента.
Оформление прав на селекционное достижение проходит несколько этапов, исходной точкой которых является заявка на выдачу патента на селекционное достижение (заявка на выдачу патента).
Согласно пункту 1 ст. 1433 заявка на выдачу патента подается в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям (Министерство сельского хозяйства РФ) лицом, обладающим правом на получение патента в соответствии с ГК РФ (заявителем). На практике заявка на выдачу патента подается в подведомственную Минсельхозу России организацию - ФГБУ "Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений" (далее - Госсорткомиссия или Госкомиссия).

В качестве заявителей могут выступать авторы селекционных достижений (селекционеры), их правопреемники, а также работодатели, имеющие право на получение патента на служебное селекционное достижение, либо заказчики или подрядчики (исполнители) по договору заказа, либо исполнители или государственные или муниципальные заказчики (выступающие от имени России, субъекта Федерации или муниципального образования), либо совместно исполнители и государственные или муниципальные заказчики (выступающие соответственно от имени России, субъекта Федерации или муниципального образования) согласно государственному или муниципальному контракту.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи заявка на выдачу патента должна относиться к одному селекционному достижению и содержать:
заявление о выдаче патента с указанием автора селекционного достижения и лица, на имя которого испрашивается патент, а также места жительства или места нахождения каждого из них;

анкету селекционного достижения.

В соответствии с пунктом 131 Закона N 35-ФЗ подпункт 3 данного пункта, в котором ранее предписывалось представление документа, подтверждающего уплату пошлины в установленном размере либо основания для освобождения от уплаты пошлины, или для уменьшения ее размера, или для отсрочки ее уплаты, с 1 октября 2014 г. утратил силу. Однако это обстоятельство вовсе не свидетельствует о том, что за государственную регистрацию селекционного достижения не должна уплачиваться пошлина. Как и в случае с другими результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, требования об уплате пошлин исключены из реквизитов соответствующих заявок. Вместе с тем остаются в силе общие положения статьи 1249 ГК РФ об уплате патентных пошлин и государственных пошлин.
Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735 утверждено Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом (далее - Положение о пошлинах). В Положении о пошлинах предусмотрена двухуровневая система уплаты пошлин (в рублях): для резидентов и для нерезидентов. Причем размер пошлин для нерезидентов по каждому из действий, связанных с патентом на селекционное достижение, в целом в пять раз превышает размер соответствующих пошлин для нерезидентов. На мой взгляд, связано это с тем обстоятельством, что селекционные достижения, в отличие, например, от изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, непосредственно не урегулированы в Соглашении ТРИПС, в то время как в отношении других результатов интеллектуальной деятельности принята одноуровневая система уплаты пошлин, не допускающая дискриминации нерезидентов.