ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подобная организация пространства позволяет воспитанникам выби­рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогическому работнику дает возможность эффективно организовывать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей.


4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1.Краткая презентация Программы

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МАДОУ «Детский сад № 6» (далее Программа) направлена на обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6».

Программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми от 2 до 8 лет, охватывает возрастные периоды физическо­го и психического развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет: вторая группа раннего возраста); дошкольного возраста (от 3 до 8 лет: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

Семьи воспитанников являются активными участниками реализации Программы, принимают участие в детско-родительских объединениях, праздниках, выставках, семинарах, мастер-классах, акциях, в подготовке и организации музейных экспозиций, совместной проектной деятельности, выполняют рекомендации специалистов и т.д.

В результате реализации Программы воспитанники владеют доступными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; выбирают род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействуют с детьми, регулируют свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, выполняет доступные движения и упражнения по словесной инструкции взрослых; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.


Темпы двигательного развития могут существенно варьировать в зависимости от тяжести двигательных нарушений и динамических изменений в ходе лечения. У детей с тяжелой двигательной патологией может задерживаться темп познавательного и речевого развития.

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей нарушениями опорно-двигательного аппарата
У всех детей данной категории ведущими являются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций), которые могут иметь различную степень выраженности.

Двигательные нарушения у детей имеют различную степень выраженности:

- при тяжелой степени двигательных нарушений дети не владеют навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, они не могут самостоятельно обслуживать себя;

- при средней (умеренно выраженной) степени двигательных нарушений дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.), т.е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук;

- при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

Особенности двигательного стереотипа обычно складываются к 3-м годам, в некоторых случаях дети могут перейти к самостоятельной ходьбе в более поздние сроки.

Всех дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах психолого-педагогической поддержки и создания специальных образовательных условий. Дифференциация основывается на этиологическом принципе, а именно неврологической или ортопедической патологии обусловленной двигательными нарушениями.

Дети, у которых двигательная недостаточность связана с поражением центральной нервной системы чаще имеют недостатки речевого развития и когнитивных функций.



Дети с двигательными нарушениями ортопедического характера могут иметь вторичные когнитивные нарушения, но они в меньшей мере нуждаются в коррекционной помощи, могут быть успешно включены в инклюзивные группы.

К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП) (89% от общего количества детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Именно эта категория детей, составляет подавляющее число в образовательных организациях.

При ДЦП нарушения развития имеют, как правило, сложную структуру, т.е. отмечается сочетание двигательных, психических и речевых нарушений. Степень тяжести психомоторных расстройств варьирует в большом диапазоне, при этом могут наблюдаться различные сочетания. Например, при легких двигательных расстройствах могут наблюдаться выраженные интеллектуальные и речевые нарушения, а при тяжелой степени двигательной патологии могут быть незначительные отклонения в интеллектуальном и / или речевом развитии.

Задержка и нарушение формирования всех двигательных функций оказывают неблагоприятное влияние на формирование психики и речи. Для детей характерны специфические отклонения в психическом развитии (нарушено формирование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности). Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей: неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, выраженность астенических проявлений (высокая истощаемость всех психических процессов, утомляемость), пониженная работоспособность. Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.

Чаще всего характерна недостаточность пространственных и временных представлений, тактильного восприятия, конструктивного праксиса
. По состоянию интеллекта дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, а у других наблюдается задержка психического развития, у части детей - умственная отсталость (различной степени тяжести). Дошкольники без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко.

Основным нарушением познавательной деятельности при ДЦП является задержка психического развития (ЗПР) органического генеза. ЗПР при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. При ранней, систематической, адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. У детей отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической и фонематической. У всех детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата (речедвигательных расстройств) недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи. Все это требует целенаправленного логопедического воздействия.

Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в том, что у одних детей отмечается повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других - заторможенность, застенчивость, робость.

У дошкольников с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Дети с двигательными нарушениями неврологического характера часто испытывают трудности в адаптации к условиям образовательной организации, так как у этих детей нарушения двигательной сферы чаще всего сочетаются с недостатками речевого и познавательного развития. Они лучше адаптируются в группах компенсирующей и оздоровительной направленности.

Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных расстройств) относятся дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно - пространственные представления. В
этом случае дети, имеющие незначительное отставание познавательного развития при условии минимальной коррекционно-педагогической помощи на протяжении дошкольного возраста, к началу школьного обучения могут достичь уровня нормально развивающихся сверстников. Нередко у детей наблюдаются незначительные отклонения в развитии речи.

У многих детей отмечаются проблемы в социально-личностном развитии в связи с переживанием дефекта и с особенностями воспитания. Поэтому эти дети нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

Вследствие неоднородности состава детей с НОДА диапазон различий в требуемом уровне и содержании их дошкольного образования предполагает их образовательную дифференциацию.
Приложение 2.
Программно-методическое обеспечение


Наименование

Количество

От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

1

Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» (первая младшая группа) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград, Учитель, 2015

1

Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» (вторая младшая группа) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград, Учитель, 2015

1

Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» (средняя группа) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград, Учитель, 2015

1

Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» (старшая группа) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград, Учитель, 2015

1

Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» (подготовительная к школе групп) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград, Учитель, 2015

1

Ю.А. Афонькина. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. Волгоград, Учитель, 2015

1

И.И.Комарова, А.В. Туликов. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Москва, Мозаика-Синтез, 2013

2

О.Л. Зверева, Т.В.Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ (методический аспект). Москва, 2009

1

Е.С. Евдокимова. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва, 2008

1

В.А. Зебзеева. Организация режимных процессов в ДОУ. Москва 2008

1

С.В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду, младшая группа. Москва, ВАКО, 2012

1

С.В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду, средняя группа. Москва, ВАКО, 2010

1

С.В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду, старшая группа. Москва, ВАКО, 2010

1

С.В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду, подготовительная группа. Москва, ВАКО, 2010

1

Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая и средняя группы (компакт-диск). Волгоград, Учитель, 2013

1

Организация деятельности детей на прогулке. Старшая и подготовительная группы (компакт-диск). Волгоград,Учитель, 2013

1

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

К.Ю. Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет). Москва, Мозаика-Синтез, 2014

4

В.М. Букатов. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие. Москва, Мозаика-Синтез, 2014

4

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Москва, Мозаика-Синтез, 2013

4

Т.Ф. Саулина. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет). Москва, Мозаика-Синтез, 2012

1

О.Л. Князева. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я-Ты-Мы». М.: Просвещение, 2008

3

Р.С. Буре. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Москва, Мозаика-Синтез, 2011

2

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. СПб. Детство-Пресс, 2002

1

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез, 2006

1

М.Б. Зацепина. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Москва, Мозаика-Синтез, 2008

1

Е.К. Ривина. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Москва, Мозаика-Синтез, 2008

1

Р.С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Москва, Мозаика-Синтез, 2011

1

Л.В. Куцакова. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез, 2007

1

Т.Ф. Саулина. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Москва, Мозаика-Синтез, 2009

1

О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Москва, Просвещение, 2007

1

Ф.С. Майорова. Изучаем дорожную азбуку. Москва, Скрипторий, 2010

1

Т.А. Шорыгина. Беседы о правилах пожарной безопасности. Москва, ТЦ «Сфера», 2010

1

Л.Л. Мосолова. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

1

А.Я. Ветохина, З.С. Дмитреенко, Е.Н. Жишгналь. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование работы и конспекты занятий. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

1

Т.А. Шарыгина. Беседа о великой отечественной войне. Москва, ТЦ «Сфера», 2015

1

Образовательная область «Познавательное развитие»

О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Москва, Мозаика-Синтез, 2014

2

И.В. Петрова. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Москва, ТЦ «Сфера», 2012

3

Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова. Мини-музей в детском саду, М.: Линка-пресс, 2008

1

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Москва, Мозаика-Синтез, 2014

3

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

Л.Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет). Москва, мозаика-Синтез, 2014

2

О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2014

2

О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа . Москва, Мозаика-Синтез, 2014

2

О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2014

2

О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2014

2

И.А. Помораева, В.А. Позина . Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

И.А. Помораева, В.А. Позина . Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

4

И.А. Помораева, В.А. Позина . Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

3

И.А. Помораева, В.А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Москва, Линка-пресс, 2012

1

В.П. Новикова. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

В.П. Новикова. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

В.П. Новикова. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

В.П. Новикова. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 6-7 лет. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

О.В. Дыбина. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. Москва, Творческий центр «Сфера», 2010

1

О.В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, Творческий центр «Сфера», 2010

3

О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Москва, Мозаика-Синтез, 2009

2

О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Москва, Мозаика-Синтез, 2011

1

О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Москва, Мозаика-Синтез, 2011

1

О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Москва, Мозаика-Синтез, 2011

1

О.А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Москва, Мозаика-Синтез, 2007

3

О.А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Москва, Мозаика-Синтез, 2009

1

О.А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Москва, Мозаика-Синтез, 2012

1

О.В. Дыбина. Приобщение к миру взрослых Игры-занятия по кулинарии для детей. Москва, Творческий центр «Сфера», 2013

1

О.В. Дыбина. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. Москва, ТЦ Сфера, 2002

1

М.В. Карпеева. Формирование целостной картины мира. Москва, Центр педагогического образования, 2016

2

З.А. Ефанова. Познание предметного мира. Волгоград, Учитель, 2016

3

О.М. Подгорных. Формирование целостной картины мира у детей. Волгоград, Учитель, 2012

1

С.Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Москва, Мозаика-Синтез, 2010

1

О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в первой младшей группе детского сада (компакт-диск). Москва, Мозаика-Синтез, 2013

1

О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в средней группе детского сада (компакт-диск). Москва, Мозаика-Синтез, 2013

1

О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе детского сада (компакт-диск). Москва, Мозаика-Синтез, 2013

1

Образовательная область «Речевое развитие»

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2014

2

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва, Мозаика-Синтез, 2015

2

О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. М: «ТЦ Сфера» 2014

1

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет. М: «ТЦ Сфера» 2011

1

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет. М: «ТЦ Сфера» 2011

1

О.С. Ушакова. Придумай слово. М: «ТЦ Сфера» 2009

2

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М: «ТЦ Сфера» 2010

2

Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. Технологии развития связной речи дошкольников . Москва, – Ульяновск, 2004

2

А.И. Максаков. Развитие правильной речи ребенка в семье. Москва, Мозаика-Синтез, 2006

1