Файл: Понятие и принципы государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный служащий не вправе:


  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;




  • принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;




  • занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;




  • принимать участие в забастовках;




  • выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей по месту основной службы, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики. Педагогическая (в части реализации содержания образовательных программ), научная, культурная, творческая деятельность, медицинская практика в рабочее время могут осуществляться по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;




  • использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;




  • принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;




  • использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;





  • иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;




  • принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств;




  • получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.




  • Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.




  • Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


  1. Поступление на государственную службу.

1. Поступление на государственную службу осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами путем назначения, утверждения либо избрания.

2. Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

3. Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание.

4. Для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.



  1. Нахождение на государственной службе. Аттестация государственных служащих.

Основными задачами аттестации являются:

■установление соответствия государственного служащего занимаемой должности;



■ выявление потенциальных способностей и возможностей для дальнейшего продвижения по службе;

■определение необходимости повышения квалификации или переподготовки.

Аттестации подлежат все государственные служащие, занимающие соответствующие должности в государственных органах.

От прохождения аттестации освобождаются:

■ государственные служащие, пребывающие в данной должности менее одного года;

■ беременные женщины.

Государственные служащие, впервые поступившие на государственную службу или с перерывом стажа государственной службы не менее одного года, проходят аттестацию по истечении трех лет непрерывного пребывания на государственной службе. Женщины, находившиеся в от-пуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.



  1. Прекращение государственно-служебных отношений.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона);

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы 
(статья 40 настоящего Федерального закона);

12) прекращение гражданства Российской Федерации или наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства (статья 41 настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

  1. Ответственность государственных служащих по административному законодательству.

Фактическим основанием административной ответственности должностных лиц государственной службы являются административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Можно выделить три разновидности административных правонарушений, совершаемых должностными лицами:

  • 1) прямое нарушение правил;

  • 2) дача незаконных указаний подчиненным;

  • 3) отсутствие контроля за действиями работников, повлекшее нарушение правил. Вторая и третья разновидность, очевидно, являются специфическими именно для должностных лиц.

  1. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений.

Административно-правовой статус предприятий и учреждений — это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий:

— создания предприятия или учреждения;

— государственной регистрации предприятия или учреждения;

— получении лицензии на занятие определенными видами деятельности;

— определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию;

— ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т.


  1. Основы административно-правового статуса общественных объединений.

Административная правосубъектность общественных объединений 
включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов

Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность наделение, права и законные интересы граждан.

Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство ОГВ и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних- в деятельность указанных органов и их должностных лиц.


  1. Понятие и виды форм государственно-управленческой деятельности.

Форма управленческой деятельности – это внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления должностными лицами в целях осуществления предоставленных им полномочий как субъектами исполнительной власти и вызывающих определенные последствия.
К видам правовых форм управления относятся:

- административно-правовые акты управления;

- издание юридических актов и совершение на их основе иных действий юридического характера.


  1. Административно-правовые акты: понятие и классификация.

  2. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам.

  3. Порядок вступления в силу и прекращения действия административно-правовых актов.

  4. Понятие и виды методов государственного управления.

  5. Понятие, основания и меры административно-правового принуждения.

  6. Административная ответственность: понятие и особенности.

  7. Правовое регулирование административной ответственности в Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  8. Понятие и признаки административного правонарушения.

  9. Общая характеристика юридического состава административного правонарушения.

  10. Объект и объективная сторона административного правонарушения.

  11. Субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

  12. Вина физического и юридического лица при совершении административного правонарушения.

  13. Понятие и система административных наказаний.

  14. Общие правила назначения административных наказаний.

  15. Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях.

  16. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  17. Основания и поводы к возбуждению административного расследования.

  18. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

  19. Стадия рассмотрения дела.

  20. Стадия пересмотра постановления.

  21. Стадия исполнения постановления.

  22. Виды административных наказаний: основные и дополнительные.

  23. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

  24. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

  25. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере государственном управлении.

  26. Общая характеристика государственного управления в экономической сфере.

  27. Общая характеристика государственного управления в социально-культурной сфере.

  28. Общая характеристика государственного управления в административно-политической сфере.