Файл: Понятие и принципы государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Понятие, виды и структура административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения имеют свою структуру, в которую входят такие элементы, как субъект, объект и содержание.
По целям административно-правовые отношения подразделяются в первую очередь на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности. 


  1. Понятие и виды субъектов административного права.

Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными нормами могут выступать участниками административных правоотношений. Круг субъектов административного права многообразен. В административные отношения вправе вступать любые лица, наделенные административной правосубъектностью.
Индивидуальными субъектами являются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу можно также отнести государственных служащих. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов – многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот. В качестве примера можно привести, например, право и обязанность организации действовать на основании учредительных документов, закрепленное в. ст. 52 ГК РФ.

К коллективным субъектам юридическая наука относит различного рода государственные и негосударственные организации. В числе первых – органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения и их объединения, структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие).

  1. Административно-правовой статус.

Административно-правовой статус гражданина- это 
комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).


  1. Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации.

Основы административно-правового статуса гражданина РФ — это: Административная правоспособность — способность иметь права и выполнять свои обязанности в рамках административного права. Такую способность лицо приобретает с момента рождения и теряет только со смертью.


  1. Права и обязанности граждан Российской Федерации в сфере реализации исполнительной власти.

Административные права граждан представляют собой закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия; вести себя в дозволенных границах; требовать от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации. Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются такие права и свободы, как

  1. право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

  2. право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

  3. право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

  4. право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

  5. право граждан на свободу и личную неприкосновенность (не касается случаев, когда поведение граждан является противоправным);

  6. право на передвижение;

  7. право на защиту;

  8. право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

  9. право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органом государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).


Граждане РФ, имея права, вместе с тем исполняют и обязанности:

  1. соблюдать Конституцию и законы РФ;

  2. платить законно установленные налоги и сборы;

  3. сохранять природу и окружающую среду;

  4. бережно относиться к природным богатствам;

  5. защищать Отечество.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них требований государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия.

Гражданин реализует свои права и обязанности посредством следующих правомерных действий: фактического использования; приобретения законных прав; защиты нарушенных прав.

Неправомерные действия являются административными правонарушениями.


  1. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

Гарантия юридических прав – условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надёжную охрану.

Механизм таких гарантий складывается из юридически значимых действий, совершаемых уполномоченными государственными органами:

1) Выполнение государственными органами юридической обязанности по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан

2) Создание необходимых условий для реализации прав и свобод

3) Постоянное наблюдение и контроль за реализацией прав и свобод

4) Охрана прав и свобод

5) Применение санкций в случае нарушения прав и свобод.

Экономические гарантии – предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую выплату зарплаты, твердый курс рубля;

Политические гарантии – признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеолог. разнообразие;

Организационные гарантии – система правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций (милиция, адвокатура, нотариат, Счетная палата и т.д.)


  1. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.


Иностранными гражданами в Республике Беларусь призна­ются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признают­ся лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.


  1. Исполнительная власть: сущность и функции.

Исполнительная власть (в узком смысле) – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.
ФУНКЦИИ:

  1. исполнительная (правоприменительная), т. е. функцияисполнения Конституции РФ, федеральных законов и законовсубъектов РФ;

  2. правозащитная, т. е. соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости — защищать их;

  3. социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного иадминистративно-политического управления. Эту функциюможно назвать обеспечительной, так как она направлена наобеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;

  4. функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

  5. регулирующая, в рамках которой осуществляются многиефункции государственного управления: руководство, контроль,координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;

  6. нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие изкоторых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;

  7. охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мергосударственного (административного) принуждения в случае,если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.





  1. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

Признаки органа исполнительной власти:

  • • является государственным учреждением;

  • • вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);

  • • наделен полномочиями государственно-властного характера;

  • • решает задачи, определенные государством;

  • • обладает соответствующей компетенцией;

  • • деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;

  • • имеет статус юридического лица;

  • • деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);

  • • осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;

  • • осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);

  • • располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;

  • • обладает внутренней организацией, структурой;

  • • наделен административной правосубъектностью;

  • • действует в пределах определенной территории;

  • • подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

  1. Административно-правовой статус органа исполнительной власти.

Административно-правовой статус федерального органа исполнительной власти — это категория, которая определяет природу и место данного органа в системе государственно-властных отношений, его права и прямые обязанности относительно иных субъектов правоотношений.

  1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

Президент Российской Федерации:

1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;