Файл: Практическая работа по дисциплине Основы экономики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы экономики»
Выполнение практической работы по дисциплине «Основы экономики» - «Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия, осуществления калькуляции затрат, расчета эффективности инвестиционного проекта».
Цель данной работы заключается в систематизации навыков и умений осуществления технико-экономического анализа показателей деятельности предприятия, а также обоснования принятия инвестиционного решения конкретным хозяйствующим субъектом по заданным исходным параметрам. Она предусматривает расчет показателей эффективности деятельности предприятия, проведение сравнительного анализа динамики показателей, расчет.
Выполнение практической работы позволяет сформировать:
- умения по поиску теоретической информации, микроэкономическому анализу полученных данных;
- навыки по систематизации и обобщению экономической информации;
- навыки самостоятельного выполнения расчетной работы;
- умения формировать аналитические таблицы;
- навыки применения экономических методов исследования на микроуровне;
- умения рассчитывать основные экономические показатели, в том числе для оценки эффективности результатов деятельности на микроуровне;
- умения представлять результаты исследования в форме отчета;
- навыки публичного выступления, участия в дискуссии, защиты научных идей, предложений и рекомендаций.
Результаты работы должны быть представлены обучающимся преподавателю в форме письменной работы для проверки.
Практическая работа должна представлять собой самостоятельную законченную работу, написанную лично автором, свидетельствующую об умении работать с экономической информацией, обобщать и анализировать собранный материал, проводить экономические расчеты, формулировать выводы.
Рекомендуемый объем работы – 20-30 страниц печатного текста без приложения. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в настоящих методических указаниях.
Порядок выполнения индивидуального задания по второму модулю
Выполнение индивидуального задания осуществляется в несколько этапов.
Этап первый – практическая работа выполняется по вариантам. Вариант определяется по номеру студента в журнале учета посещений. Исходные данные для расчета по вариантам представлены в Приложении В.
Исходные данные:
Предприятие производит и продает три товара: товар 1, товар 2, товар 3. В таблице по каждому товару представлены объемы производства за год, материальные затраты на единицу, сдельная (основная) заработная плата на единицу продукции. Взносы на социальное страхование – 30%. В таблице по каждому товару указана цена единицы продукции. Объем производства совпадает с объемом продаж, то есть вся произведенная продукция за год будет продана.
Также в таблице указаны необходимые данные для расчетов:
-
первоначальная стоимость оборудования, срок полезного использования оборудования; -
оклады АУП и обслуживающего персонала за год по предприятию в целом (данные указаны без взносов на социальное страхование); -
расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, услуги связи, аренду помещения, прочие общехозяйственные расходы за год по предприятию в целом; -
затраты на рекламу за год по предприятию в целом; -
величина оборотных средств предприятия.
Этап второй – составление аналитических таблиц и проведение экономических расчетов. Расчетная работа включает 6 заданий:
Задание 1: Рассчитать величину амортизационных отчислений линейным способом. Амортизация начисляется только на производственное оборудование, на арендованное помещение амортизация не начисляется.
Задание 2: Составить калькуляции себестоимости для каждой товара. Общепроизводственные (цеховые) и общехозяйственные (заводские) расходы распределяются пропорционально основной заработной плате основных рабочих, внепроизводственные (коммерческие) расходы распределяются пропорционально заводской себестоимости.
Алгоритм выполнения данного задания:
-
Определить прямые затраты на единицу каждого товара;
Таблица 1 – Прямые затраты на единицу продукции
Статьи прямых затрат | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 |
Материалы | 350 | 350 | 300 |
Сдельная ЗП | 110 | 100 | 80 |
Взносы | 33 | 30 | 24 |
Итого прямые затраты, руб. | 493 | 490 | 404 |
-
Все косвенные затраты разделить на три группы: Общепроизводственные, общехозяйственные расходы, внепроизводственные расходы;
-
Таблица 2 – Косвенные затраты предприятия за год
Статьи косвенных затрат | Сумма за год, руб. | Вид косвенных затрат (указать) |
Амортизационные отчисления | 190000 | Общепроизводственные |
Оклады АУП предприятия | 120000 | Общепроизводственные |
Взносы на соц. Страхование | 36000 | Общепроизводственные |
Услуги связи | 150000 | общехозяйственные расходы |
Аренда помещения | 1000000 | общехозяйственные расходы |
Прочие общехозяйственные расходы | 170000 | общехозяйственные расходы |
Затраты на рекламу | 160000 | внепроизводственные расходы |
Итого косвенные затраты | 1826000 | - |
После составления данной таблицы нужно рассчитать годовую сумму общепроизводственных, общехозяйственных и внепроизводственных расходов в целом по предприятию.
3. Для каждого вида косвенных затрат рассчитать коэффициент косвенных затрат с учетом указанного способа распределения (показать все расчеты);
4. Рассчитать величину общепроизводственных и общехозяйственных расходов, внепроизводственных расходов на единицу каждого товара;
5. Рассчитать полную себестоимость единицы продукции, составить три калькуляции.
Таблица 3 – Калькуляция себестоимости единицы продукции
Статьи затрат, руб. | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 |
Материалы | 350 | 350 | 300 |
Основная заработная плата основных рабочих | | | |
… | | | |
… | | | |
Заводская себестоимость | | | |
Внепроизводственные расходы | | | |
Полная себестоимость единицы продукции | | | |
Задание 3: Рассчитать рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала (по годовым показателям).
Алгоритм выполнения данного задания:
-
рассчитать годовую выручку предприятия; -
рассчитать полную себестоимость за год; -
рассчитать годовую прибыль от продаж; -
рассчитать рентабельность продаж, рентабельность затрат; -
рассчитать остаточную стоимость основных средств (на конец первого года); -
найти среднегодовую стоимость основных средств;
Среднегодовую стоимость основных средств рассчитать по формуле 1:
, (1)
где – первоначальная стоимость основных средств ( ), руб.;
– стоимость основных средств на конец года, руб. (см. формула 2).
, (2)
где – сумма годовых амортизационных отчислений, руб.
Остаточную и среднегодовую стоимость считаем только по оборудованию, поскольку помещение взято в аренду.
-
рассчитать рентабельность основного капитала, при его расчете учитываются основные средства, находящиеся в собственности предприятия; арендованные основные средства не учитываются. -
рассчитать рентабельность оборотного капитала
Задание 4: Рассчитать капиталоотдачу, капиталоемкость, коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота, коэффициент загрузки.
Задание 5: Рассчитать порог рентабельности, запас финансовой прочности в рублях и в процентах, операционный рычаг (по предприятию в целом).
Алгоритм выполнения данного задания:
1. рассчитать совокупные переменные затраты за год;
2. рассчитать совокупные постоянные затраты за год;
3. рассчитать совокупный маржинальный доход (за год);
4. рассчитать коэффициент маржинального дохода;
5. рассчитать порог рентабельности;
6. рассчитать запас финансовой прочности (в руб. и в процентах);
7. рассчитать операционный рычаг.
Задание 6: Цена оборудования составляет (см. условие из варианта). Использование этого оборудования позволит ежегодно в течение трёх лет получать доход в размере (см. условие из варианта). По истечении третьего года оборудование будет продано за (см. условие из варианта). Ставка банковского процента (см. условие из варианта) % годовых. Чему равна чистая дисконтированная стоимость и индекс доходности, срок окупаемости, внутренняя норма доходности? Оцените выгодность проекта.
Этап четвертый – подготовка расчетной работы. Письменный отчет представляет собой свободное изложение мнения автора. Титульный лист оформляется по форме, представленной в приложении А. Текст отчета оформляется в соответствии с требованиями, отраженными в приложении Г.
Структура аналитического отчета
Основная часть аналитического отчета должна включать в себя следующие блоки:
I блок – расчет необходимого набора экономических показателей по данным варианта;
II блок – выявление на основе аналитических таблиц позитивных и негативных тенденций в развитии предприятия, их характеристика.
III блок – формулирование выводов и рекомендаций.
В заключении приводятся общие выводы и результаты. Логичность их изложения предполагает их соответствие цели и задачам работы, акцентирование внимания на собственном авторском вкладе, а также практической значимости проведенного исследования. Примерный объем заключения – 1-2 страницы.
Общий объем отчета (без приложения) должен составлять 8-10 страниц печатного текста. Текст отчета должен быть оформлен в соответствии с требованиями, отраженными в приложении Г.
Отчет должен быть подшит в папку и сдан на кафедру для проверки строго в сроки, указанные преподавателем.
Критерии оценки индивидуального задания
По результатам представления и защиты аналитического отчета преподавателем выставляется оценка, влияющая на рейтинг обучающегося по дисциплине. При этом преподавателем используются следующие ниже критерии оценивания.
Оценка «отлично»: обучающийся продемонстрировал глубокое исчерпывающее понимание содержания представленной экономической информации. Обучающимся верно произведена аналитическая группировка данных, корректно составлены аналитические таблицы, верно интерпретирована динамика экономических показателей. В процессе работы были правильно выбраны методы исследования, корректно выполнены расчеты всех необходимых показателей. По результатам исследования правильно, развернуто, содержательно сформулированы выводы. Все требования, предъявляемые к индивидуальному заданию, выполнены в полном объеме.
Оценка «хорошо»: обучающийся продемонстрировал достаточно полное понимание содержания экономической информации при несущественных неточностях по отдельным аспектам. Обучающимся верно произведена аналитическая группировка данных, корректно составлены аналитические таблицы, в целом