Файл: Практическая работа по дисциплине Основы экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы экономики»

Выполнение практической работы по дисциплине «Основы экономики» - «Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия, осуществления калькуляции затрат, расчета эффективности инвестиционного проекта».

Цель данной работы заключается в систематизации навыков и умений осуществления технико-экономического анализа показателей деятельности предприятия, а также обоснования принятия инвестиционного решения конкретным хозяйствующим субъектом по заданным исходным параметрам. Она предусматривает расчет показателей эффективности деятельности предприятия, проведение сравнительного анализа динамики показателей, расчет.

Выполнение практической работы позволяет сформировать:

- умения по поиску теоретической информации, микроэкономическому анализу полученных данных;

- навыки по систематизации и обобщению экономической информации;

- навыки самостоятельного выполнения расчетной работы;

- умения формировать аналитические таблицы;

- навыки применения экономических методов исследования на микроуровне;

- умения рассчитывать основные экономические показатели, в том числе для оценки эффективности результатов деятельности на микроуровне;

- умения представлять результаты исследования в форме отчета;

- навыки публичного выступления, участия в дискуссии, защиты научных идей, предложений и рекомендаций.

Результаты работы должны быть представлены обучающимся преподавателю в форме письменной работы для проверки.

Практическая работа должна представлять собой самостоятельную законченную работу, написанную лично автором, свидетельствующую об умении работать с экономической информацией, обобщать и анализировать собранный материал, проводить экономические расчеты, формулировать выводы.

Рекомендуемый объем работы – 20-30 страниц печатного текста без приложения. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в настоящих методических указаниях.
Порядок выполнения индивидуального задания по второму модулю

Выполнение индивидуального задания осуществляется в несколько этапов.
Этап первый – практическая работа выполняется по вариантам. Вариант определяется по номеру студента в журнале учета посещений. Исходные данные для расчета по вариантам представлены в Приложении В.

Исходные данные:

Предприятие производит и продает три товара: товар 1, товар 2, товар 3. В таблице по каждому товару представлены объемы производства за год, материальные затраты на единицу, сдельная (основная) заработная плата на единицу продукции. Взносы на социальное страхование – 30%. В таблице по каждому товару указана цена единицы продукции. Объем производства совпадает с объемом продаж, то есть вся произведенная продукция за год будет продана.

Также в таблице указаны необходимые данные для расчетов:

  • первоначальная стоимость оборудования, срок полезного использования оборудования;

  • оклады АУП и обслуживающего персонала за год по предприятию в целом (данные указаны без взносов на социальное страхование);

  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, услуги связи, аренду помещения, прочие общехозяйственные расходы за год по предприятию в целом;

  • затраты на рекламу за год по предприятию в целом;

  • величина оборотных средств предприятия.

Этап второй – составление аналитических таблиц и проведение экономических расчетов. Расчетная работа включает 6 заданий:
Задание 1: Рассчитать величину амортизационных отчислений линейным способом. Амортизация начисляется только на производственное оборудование, на арендованное помещение амортизация не начисляется.
Задание 2: Составить калькуляции себестоимости для каждой товара. Общепроизводственные (цеховые) и общехозяйственные (заводские) расходы распределяются пропорционально основной заработной плате основных рабочих, внепроизводственные (коммерческие) расходы распределяются пропорционально заводской себестоимости.

Алгоритм выполнения данного задания:

  1. Определить прямые затраты на единицу каждого товара;

Таблица 1 – Прямые затраты на единицу продукции

Статьи прямых затрат

Товар 1

Товар 2

Товар 3

Материалы

350

350

300

Сдельная ЗП

110

100

80

Взносы

33

30

24

Итого прямые затраты, руб.

493

490

404


  1. Все косвенные затраты разделить на три группы: Общепроизводственные, общехозяйственные расходы, внепроизводственные расходы;




  1. Таблица 2 – Косвенные затраты предприятия за год

Статьи косвенных затрат

Сумма за год, руб.

Вид косвенных затрат (указать)

Амортизационные отчисления

190000

Общепроизводственные

Оклады АУП предприятия

120000

Общепроизводственные

Взносы на соц. Страхование

36000

Общепроизводственные

Услуги связи

150000

общехозяйственные расходы

Аренда помещения

1000000

общехозяйственные расходы

Прочие общехозяйственные расходы

170000

общехозяйственные расходы

Затраты на рекламу

160000

внепроизводственные расходы

Итого косвенные затраты

1826000

-


После составления данной таблицы нужно рассчитать годовую сумму общепроизводственных, общехозяйственных и внепроизводственных расходов в целом по предприятию.

3. Для каждого вида косвенных затрат рассчитать коэффициент косвенных затрат с учетом указанного способа распределения (показать все расчеты);

4. Рассчитать величину общепроизводственных и общехозяйственных расходов, внепроизводственных расходов на единицу каждого товара;

5. Рассчитать полную себестоимость единицы продукции, составить три калькуляции.

Таблица 3 – Калькуляция себестоимости единицы продукции

Статьи затрат, руб.

Товар 1

Товар 2

Товар 3

Материалы

350

350

300

Основная заработная плата основных рабочих
































Заводская себестоимость










Внепроизводственные расходы










Полная себестоимость единицы продукции












Задание 3: Рассчитать рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала (по годовым показателям).

Алгоритм выполнения данного задания:

  1. рассчитать годовую выручку предприятия;

  2. рассчитать полную себестоимость за год;

  3. рассчитать годовую прибыль от продаж;

  4. рассчитать рентабельность продаж, рентабельность затрат;

  5. рассчитать остаточную стоимость основных средств (на конец первого года);

  6. найти среднегодовую стоимость основных средств;

Среднегодовую стоимость основных средств рассчитать по формуле 1:

, (1)

где – первоначальная стоимость основных средств ( ), руб.;

– стоимость основных средств на конец года, руб. (см. формула 2).

, (2)

где – сумма годовых амортизационных отчислений, руб.

Остаточную и среднегодовую стоимость считаем только по оборудованию, поскольку помещение взято в аренду.

  1. рассчитать рентабельность основного капитала, при его расчете учитываются основные средства, находящиеся в собственности предприятия; арендованные основные средства не учитываются.

  2. рассчитать рентабельность оборотного капитала


Задание 4: Рассчитать капиталоотдачу, капиталоемкость, коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота, коэффициент загрузки.
Задание 5: Рассчитать порог рентабельности, запас финансовой прочности в рублях и в процентах, операционный рычаг (по предприятию в целом).

Алгоритм выполнения данного задания:

1. рассчитать совокупные переменные затраты за год;

2. рассчитать совокупные постоянные затраты за год;

3. рассчитать совокупный маржинальный доход (за год);

4. рассчитать коэффициент маржинального дохода;

5. рассчитать порог рентабельности;

6. рассчитать запас финансовой прочности (в руб. и в процентах);

7. рассчитать операционный рычаг.
Задание 6: Цена оборудования составляет (см. условие из варианта). Использование этого оборудования позволит ежегодно в течение трёх лет получать доход в размере (см. условие из варианта). По истечении третьего года оборудование будет продано за (см. условие из варианта). Ставка банковского процента (см. условие из варианта) % годовых. Чему равна чистая дисконтированная стоимость и индекс доходности, срок окупаемости, внутренняя норма доходности? Оцените выгодность проекта.


Этап четвертый – подготовка расчетной работы. Письменный отчет представляет собой свободное изложение мнения автора. Титульный лист оформляется по форме, представленной в приложении А. Текст отчета оформляется в соответствии с требованиями, отраженными в приложении Г.


Структура аналитического отчета
Основная часть аналитического отчета должна включать в себя следующие блоки:

I блок – расчет необходимого набора экономических показателей по данным варианта;

II блок – выявление на основе аналитических таблиц позитивных и негативных тенденций в развитии предприятия, их характеристика.

III блок – формулирование выводов и рекомендаций.
В заключении приводятся общие выводы и результаты. Логичность их изложения предполагает их соответствие цели и задачам работы, акцентирование внимания на собственном авторском вкладе, а также практической значимости проведенного исследования. Примерный объем заключения – 1-2 страницы.
Общий объем отчета (без приложения) должен составлять 8-10 страниц печатного текста. Текст отчета должен быть оформлен в соответствии с требованиями, отраженными в приложении Г.

Отчет должен быть подшит в папку и сдан на кафедру для проверки строго в сроки, указанные преподавателем.


Критерии оценки индивидуального задания
По результатам представления и защиты аналитического отчета преподавателем выставляется оценка, влияющая на рейтинг обучающегося по дисциплине. При этом преподавателем используются следующие ниже критерии оценивания.

Оценка «отлично»: обучающийся продемонстрировал глубокое исчерпывающее понимание содержания представленной экономической информации. Обучающимся верно произведена аналитическая группировка данных, корректно составлены аналитические таблицы, верно интерпретирована динамика экономических показателей. В процессе работы были правильно выбраны методы исследования, корректно выполнены расчеты всех необходимых показателей. По результатам исследования правильно, развернуто, содержательно сформулированы выводы. Все требования, предъявляемые к индивидуальному заданию, выполнены в полном объеме.

Оценка «хорошо»: обучающийся продемонстрировал достаточно полное понимание содержания экономической информации при несущественных неточностях по отдельным аспектам. Обучающимся верно произведена аналитическая группировка данных, корректно составлены аналитические таблицы, в целом