Файл: Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном праве.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Юридический факультет
Кафедра уголовного права
ТЕМА РАБОТЫ: «Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном праве»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Уголовное право»
Студент гр.
Ходжаева Юлия
Томск 2021 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Общая характеристика применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним
1.1.История развития и применения принудительных мер воспитательного воздействия ………………………………………………………………………5
1.2. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия ………………………………………………………………………8
Глава 2. Основания и условия, виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия
2.1. Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним ……………………………………..…….16
2.2. Виды и содержания принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним …………………………………………………..………22
Заключение…………………………………………………………...……..32
Список используемой литературы……………………….……….34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Любое правовое государство занимается состоянием защищенности прав и свобод ее граждан, особенно такой их категории, как несовершеннолетние, обусловлено, прежде всего, особенностями их социального, биологического, физиологического и психологического развития. Современная наука уголовного права все больше наполняется идеями гуманизма, считается наиболее эффективным и обоснованным применение правовых норм-стимулов (поощрений) вместо принуждения, в частности, уголовной ответственности и наказания. Разновидностью норм, поощряющих несовершеннолетнего к правомерному поведению в сфере уголовно-правового регулирования, являются нормы об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности. Это направление развития уголовного права, безусловно, отвечает современным положениям международных актов в области прав и свобод человека.
В действующем УК РФ сложилась определенная система норм, предусматривающих освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания, а также его отбывания. Но, несмотря на привилегированный характер освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера, судами оно почти не применяется. Причинами этого, среди прочего, является несовершенство законодательного регулирования освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности, что, в свою очередь, вызывает неправильное понимание этих норм правоприменительными органами. Это приводит к принятию ошибочных решений, а также нарушение или значительного сужения прав несовершеннолетних при их освобождении от уголовной ответственности.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является осуществление уголовно-правового анализа норм применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития и применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- проанализировать понятие и правовую природу принудительных мер воспитательного воздействия;
- определить основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним;
- охарактеризовать виды и содержания принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
Объектом исследования являются общественные отношения, обусловливающие особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
Предметом исследования являются меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним
1.1.История развития и применения принудительных мер воспитательного воздействия
Пенитенциарная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказания. (Бим – Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.) Современный термин пенитенциарная педагогика впервые прозвучал в 90 – е года 20 столетия. Но как автономная научная отрасль педагогики сформировалась уже в 60 – е года 20 века. В ходе тяжелой работы был написан курс тюрьмоведения, который написал профессор Сибирского университета И. Я. Фойницким, в «Основах тюремного дела». Данную тему также затрагивали такие учѐные как: Д. А. Дриля, Н. Ф. Лучинского, П. И. Кучинского.
Данная отрасль отвечает на темы нравственного, культурного, физического и умственного воспитание людей, совершивших правонарушение и подвергнутых наказанию. В начале 1920 года для несовершеннолетнего отбывания в тюрьмах заменили на принудительное помещение в воспитательные учреждения, после появились учреждения нового вида: реформаторий для несовершеннолетних правонарушителей, испытательные учреждения, и трудовые колонии. В советский период ярким представителем исправительно-трудовой педагогики общепринято считать А. С. Макаренко.
Позже в Высшей школе МВД СССР пенитенциарная педагогика была включена в ряд изучаемых дисциплин и по ней читали лекции, проводили семинары и организовывались консилиумы. Первый учебник по данному направлению был апробирован в 1993. И поставил основной задачей исправление и перевоспитание несовершеннолетних лиц, подвергнутых к мерам принудительного воспитательного воздействия. Одним из важных категорий пенитенциарной педагогики – исправление осужденных Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. (пункт 1 статья 9 УКР РФ). Рассмотрим основные методы и средства исправления осужденных на основе УК РФ от ред. 20.12.2017. Согласно данному документу, это:
1) Воспитательная работа
2) Отбывание наказания
3) Общественно полезный труд
4) Профессиональное обучение и общественное воздействия
5) Получения общего образования1.
Проанализируем предложенные методы и дадим педагогическое обоснование.
Для начала, стоит отметить, что в отношение несовершеннолетнего может быть применено одновременно несколько мер принудительного воспитания в зависимости от характера и степени тяжести совершѐнного правонарушения. К примеру, за преступление небольшой тяжести могут назначить такие средства как: получение образования совместно с общественно полезным трудом. Другими словами, каждая из мер, не только имеет общую педагогическую основу, но и обладает свойственной ей определѐнной спецификой.
Опишем каждую из них. Так, воспитательная работа является технологией, которая включает в себя разъяснение несовершеннолетнему, законодательных актов, предусмотренных мер наказания, негативных последствий и пресечение возможного повторения преступления. Передача несовершеннолетнего под опеку родителей, или иных лиц, замещающих их, станет эффективна, только если опекун имеет определѐнный авторитет в лице ребѐнка. С другой стороны, если несовершеннолетний несколько раз оказывался в ситуации с признаками асоциального поведения, то это может говорить о невыполнении родителями законных обязательств (Статья 5.35. КоАП РФ).
Вывод: при применение вышеописанных мер стоит первоочередно проанализировать атмосферу, в которой находится несовершеннолетний правонарушитель, его отношения в семье, школе и т.д. В свою очередь, общественные работы, которые предполагают частичное или полное возмещение причинѐнного ущерба являются, с педагогической точки зрения, является одной из самых правильных мер принудительного воспитания. Так как содержат в себе не только осознание вины, но и практическое понимание причиненного ущерба с соответствующим стремлением изменится. Одной из самых действенных, но суровых мер является установления особых требований или действий в отношение несовершеннолетнего2.
Такие меры как: получение общего образования и профессиональное обучение и общественное воздействия. Педагогическое основание заключаются в ограничение доступа к определенным действиям или общественным местам, формирование досуга и свободного времени, назначение принудительного обучения в образовательных учреждениях и представленный спектр мер широк. Все вышеописанное служит отличным фундаментом для личностного и духовного развития подростка. К примеру, принудительное посещение ребѐнком курсов по рисованию в центре дополнительного образования сублимирует энергию в творческую деятельность, тормозит негативные воздействие из вне.
Отбывание наказания в специальных учреждениях закрытого типа, то есть изоляция от общества является крайним средством и является следствием принудительного воздействия на него реабилитационных медико-психологического воздействия. С одной стороны, представленная мера может содействовать процессу социализации, с другой стороны может только усугубить возникшую ситуацию, так как служит сильным психологическим потрясением для подростка, тем более для ребѐнка.
С учѐтом вышеизложенного и существующей криминогенной обстановки на сегодняшний день и тенденциями развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года можно сделать выводы, что принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних в большинстве своѐм имеют педагогический фундамент. Но пенитенциарной педагогики есть мотивы и задачи для дальнейшего развития. Так же с учетом современных парадигм информационного общества можно сделать вывод, что принудительное воспитание через путь отбывания наказания в учреждениях закрытого типа постепенно устаревает или становится неэффективным и на его место приходит более тонкая работа педагога с несовершеннолетним
3.
И это имеет логичное основание ведь второе является более эффективным методом. И в дальнейшем именно это направление получит всеобъемлющее применение, а значит и самое быстрое развитие.
1.2. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
Повышенная актуальность исследования принудительных мер воспитательного воздействия объясняется их огромным исправительным потенциалом, заключающимся в возможностях воздействия на поведение несовершеннолетнего без применения к нему наказания, а как следствие, без возникновения судимости.
По мысли законодателя, правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия определяется как освобождение от уголовной ответственности (о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 90 УК РФ), исходя из чего институт принудительных мер воспитательного воздействия выступает проявлением гуманизации ответственности несовершеннолетних. А учитывая, что в современном уголовном законодательстве принцип гуманизма объявлен в числе основных (ст. 7 УК РФ) и его претворение поэтапно осуществляется в нормах как Общей, так и Особенной части УК РФ, закрепление в рамках уголовной ответственности несовершеннолетних мер воспитательного воздействия следует признать правильным и перспективным.
Вместе с тем законодательная регламентация принудительных мер воспитательного воздействия в действующем уголовном законе представляется весьма поверхностной, поскольку в УК РФ их характеристике посвящены только две статьи (ст. ст. 90 и 91), которые фрагментарно закрепляют основания применения мер, виды, сроки, а также последствия неисполнения. Первое, что обращает на себя внимание и, по сути, является законодательным пробелом, – это отсутствие в рамках уголовного закона понятия принудительных мер воспитательного воздействия. В обосновании данного утверждения приведем следующие доводы:
- во-первых, любое понятие аккумулирует в себе отличительные черты и признаки явления, облегчает познание его сущности;
- во-вторых, в таких институтах, как наказание, принудительные меры медицинского характера, понятийный аппарат прямо закреплен в законе