Файл: Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном праве.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22.

Ущерб возмещается через судебного пристава исполнителя. Установление особых требований к поведению несовершеннолетнего лица и наложение ряда ограничений на его досуг – четвертый и последний механизм воздействия на лицо, которому не исполнилось восемнадцати лет, неуголовного характера, а являющих собой структурный элемент из системы мероприятий законодательно закрепленных мер принудительно-воспитательного воздействия. При помощи использовании вышеуказанного инструмента представляется возможным задавать вектор поведения несовершеннолетнего и направлять его в приемлемую с точки зрения норм права сторону.

Данная мера может быть связана с:

- запретом пребывания в некоторых местах, которые по ряду критериев можно отнести к криминогенным;

- запретом использования механических транспортных средств;

- наложением обязательств по пребыванию дома в определенные часы дня и ночи;

- необходимостью получения официального разрешения уполномоченного государственного органа на выезд из региона постоянного пребывания;

- необходимостью восстановиться в образовательном учреждении и соблюдать режим его посещения и выполнения иных связанных с процессом обучения и вытекающих из них требований;

- требованием устроиться на работу самостоятельно или при помощи специализированных органов23.

Указанный список возможных ограничений и обязательств, перечислены в 91 статье, а точнее в ее четвертой части, не является исчерпывающим, а значит, суд по своему усмотрению при учете сложившейся ситуации и личности несовершеннолетнего нарушителя может назначать иные требования, направленные на корректировку поведения юного преступника.

В этом случае уместно мнение некоторых ученых, что расширительное толкование и формулирование на основе его принципов мер, не входящих в Уголовный Кодекс, не должно быть причиной того, что в действительности на лицо, не достигшее совершеннолетия будет наложен домашний арест или возможность нормального взаимодействия со своими сверстниками и прочими друзьями у него фактически будет отсутствовать.

Ведь подобные ограничения также не приведут к заданному позитивному результату, а скорее, наоборот, могут спровоцировать подростка на антиобщественное поведение. Исходя из того, что Уголовным Кодексом не обозначено каким именно органом или должностным лицом и на какой стадии несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с применением к нему принудительных мер воспитательного характера.


Также не обозначено вышеуказанным документом, в каком именно порядке могут быть назначены данные меры. Таким образом, не исключается возможность освобождения от уголовной ответственности следователем по согласованию с прокурором или самим прокурором, и в то же время избрание и назначение конкретных мер принудительного характера возможно только судебными органами. Как было уже обозначено выше, суд может избирать одно или сразу несколько мер принудительно-воспитательных мер, комбинируя их определенным образом для достижения максимального результата24.

Решение вопроса о степени общественной опасности несовершеннолетнего и возможности его исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия зависит от установления самых различных обстоятельств, относящихся к личности виновного и совершению им преступления.

Таких, как: положительное поведение несовершеннолетнего до совершения преступления, совершение преступления впервые, отсутствие судимости, чистосердечное раскаяние и других обстоятельств. После подробного рассмотрения общих положений о принудительных мерах воспитательного характера, закрепленных в действующем законодательстве, необходимо указать на некоторые проблемы, возникающие при их реализации на практике. Это будет сделано на примере такой воспитательной меры, как направление несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, как одного из видов не уголовного наказания не связанного с лишением свободы.

Решение такой, безусловно, важной в масштабах всего государства проблемы, как преступность среди молодежи, возможно лишь с применением всего исправительно-воспитательного потенциала государственных мер уголовно-правового характера, которые предусмотрены для лиц, совершивших до наступления установленного законом возраста совершеннолетия действия, считающиеся общественно опасными и запрещенные уголовным законом.

Признавая тот факт, что причины подростковой преступности лежат в социально-правовой плоскости, ее решение достижимо только при помощи системы мер, одном из которых на передний план выходит не карательная составляющая наказания, а меры, действительно способные повлиять на корректировку поведения несовершеннолетнего и закрепиться на долгий срок. «Преимуществом названных мер является то, что они, имея педагогическое содержание, предоставляют лучшие в сравнении с мерами уголовного наказания условия для развития положительных качеств личности… они направлены на «возвращение» несовершеннолетних правонарушителей в общество, ограждение их от пагубного влияния тюремной среды и взрослого криминалитета».



Далее рассмотрим одну из подобных мер принудительно-воспитательного характера, а именно помещение несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние, в специальные учебно-воспитательные заведения закрытого типа, которые зарекомендовали себя как действенное средство социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

На основании практики, демонстрирующей, что пребывание в таком учреждении подростков-правонарушителей позитивно влияет на их поведение, справедливо заключение о том, что по ряду нарушений, за которые обычно назначаются прочие меры воспитательного воздействия или уголовное наказание, избрание в качестве механизма социально-правового воздействия в виде направления в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа может быть действенной мерой.

Такой способ воздействия применяется в отношении молодых людей, контроль родителей над которыми не оказывает на их поведение должного влияния, у которых проявляются склонности к маргинальному поведению, самовольным уходам из дома. Основной целью подобных учреждений считается коррекция поведения подростков, создание среды для получения образования и профессиональной подготовки25.

Также важной задачей является психологическая и социальная реабилитация данной категории лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в учреждения воспитательной направленности закрытого типа могут быть отправлены лица в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, которым необходим особый педагогический подход, а также специальные условия воспитания:

1) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности;

2) совершившие общественно опасное деяние при достижении возраста уголовной ответственности, но не подлежащие таковой вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в силу чего они не могли в полной мере осознавать фактический характер своих действий и руководить ими;

3) осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобожденные судом от наказания в порядке, предусмотренном ст. 92 УК РФ.

Двойственность законодательства, регулирующая эти отношения, выражающаяся в том, что первая и вторая из указанных выше категорий несовершеннолетних лиц, направляются в воспитательные учреждения закрытого типа на основании постановления суда в соответствии с ФЗ от 24 июня 1999 № 120-ФЗ, а третья – по приговору суда в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, приводит к возникновению проблем в данной сфере. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ для всех категорий несовершеннолетних установлено общее условие направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа – если подростку необходимы отличающиеся от обычных условий условия воспитания, а также имеется нужда в применении особого педагогического метода воздействия. При этом для использования такой меры к лицам, которым не исполнилось 18 лет, совершившим преступления и освобожденным от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ, установлены два дополнительных условия.


Первое, причинами для освобождения от уголовного наказания и направление в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа могут послужить лишь совершение преступления средней тяжести или же тяжкого преступления; в то время как основанием для помещения в закрытое образовательное учреждение лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности может быть деяние вне зависимости от отнесения к какой-либо категории степени общественной опасности. Второе, определение несовершеннолетних в данные учреждения возможно лишь в порядке замены назначенного несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы26.

На основании положений части 6 статьи 88 УК РФ, наказание в виде лишения свободы не может быть применено к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести в возрасте до шестнадцати лет впервые, остальным несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. Вытекающая из этого противоречивая ситуация заключается в том, что помещение несовершеннолетнего в возрасте 11-13 лет в специнтернат за общественно опасное деяние, которое имеет признаки состава преступления небольшой тяжести, возможно, а подростка в возрасте от 14 до 16 лет за аналогичное по степени опасности деяние или, более того, за преступление средней тяжести – невозможно.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» положения законодательства о замене наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы в случае систематического уклонения от них, реальным сроком лишения свободы не могут быть применены в отношении тех осужденных несовершеннолетних, которым на основании положений ч. 6 ст. 88 УК РФ не может назначаться наказание в виде лишения свободы.

Определение такого лица с явно выраженными социопатическими наклонностями, выражающимися в маргинальном, а иногда и в откровенно общественно опасном поведении, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, является эффективной мерой, которая позволит скорректировать поведение такого подростка, направить его в социально-приемлемое русло.