Файл: Курсовая работа по дисциплине Административное право.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Л.Л. Попов же видит в административной ответственности прежде всего реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах, а потом уже выражение этой реакции посредством применения наказаний соответствующими специально уполномоченными органами государственной власти и должностными лицами в законодательно установленном порядке.
Административная ответственность выступает в качестве одного из способов правовой защиты общественных отношений, в частности, Д.Н. Бахрах считает, что как часть административного принуждения она обладает всеми его качествами, а именно:
- нормативно регулируется, состоит в применении правовых санкций, является последствием виновного общественно вредного деяния, сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния, связана с принуждением, с отрицательными последствиями для правонарушителя, реализуется в соответствующих процессуальных формах5.
Некоторые авторы даже отождествляют административную ответственность с административным наказанием, однако такое толкование значительно сужает границы данного вида юридической ответственности.
Административная ответственность за правонарушения, которые предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях РФ, начинается тогда, когда данные нарушения по своей природе не влекут за собой согласно с действующим законодательством уголовной ответственности. Она имеет сугубо публично-правовой характер и представляет собой ответственность нарушителей перед государством в лице компетентных его органов.
1.2 Принципы, цели, функции и основания административной ответственности
Административная ответственность употребляется как актуальное средство правоохраны, борьбы с определенным видом нарушений - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления.
Главной функцией административной ответственности считается ее предупредительная функция. Ее сущность состоит в том, что она побуждает юридических и физических лиц к соблюдению законодательства. Основа этого предполагает нравственное действие на субъект правоотношения, предотвращающее противоправное деяние или бездействие.
Формируемы таким образом необходимые этические посылы, способны ограждать общество от нарушений административно-правовых норм. Учитывая большую распространенность административных правонарушений в отличие от преступлений, можно с уверенность говорить об эффективности данной функции6.
Правозащитная функция заключается в создании специального правового устройства, которое способно оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов. Но у этой функции есть и еще одна задача, выраженная в законодательной регламентации мер административного принуждения, использование которых невозможно согласно Конституции РФ.
Следующая функция административно-правовой ответственности – ограничительная. В большинстве случаев цель административных наказаний заключается в лимитировании результатов ущерба от возможных нарушений закона. К ним, относятся, например, лишения специального права, административный арест, административное выдворение.
Однако в отличие от других функций, применение ограничительной функции не всегда эффективно. Так, устное предупреждение или же отдельные виды административных штрафов не всегда способствуют лимитированию повторных административных проступков. Другая функция ответственности по административному праву действует в общегосударственных интересах.
Любое государство заинтересовано в правовой регламентации особенных карательных способов, не сопряженных с применением специализированных мер физического или же психического принуждения, которые присущи уголовному преследованию7.
При назначении наказаний должны учитываться следующие принципы: законность, индивидуализация наказания, реальное исполнение обязанности, за неисполнение которой назначено наказание, недопустимость дважды привлекать к ответственности за одно и то же нарушение. При назначении административного наказания необходимо руководствоваться также и принципами, закреплёнными в Конституции РФ, принципами и нормами международного права (ст. 1.1 КоАП РФ)8.
Одним из институциональных принципов административной ответственности является принцип справедливости при назначении наказания за виновное правонарушение.
Административное наказание должно быть адекватным и соизмеримым тяжести совершенного правонарушения и обеспечивать достижение эффективности состояния наказанности лица, недопущение в дальнейшем совершения новых административных правонарушений, защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства.
Назначение наказания за административное правонарушение достигает две цели:
1) привлечение к ответственности за виновное противоправное деяние;
2) предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных правонарушений9.
Неотвратимость ответственности, как принцип, зависит от эффективной работы правоохранительных органов, от компетентности и добросовестности работников, управомоченных привлекать к ответственности.
При назначении административного наказания в виде административного штрафа за правонарушения, предусмотренные ст. 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества», 7.27 «Мелкое хищение», 7.27.1 «Причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием», 12.24 «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлёкшее причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», 19.1 «Самоуправство», 20.1 «Мелкое хулиганство», ч. 4 и 6 ст. 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», ч. 2 ст. 20.2.2 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлёкших нарушение общественного порядка» КоАП РФ, законодателем и, соответственно, правоприменителем при осуществлении им юридической квалификации правонарушения, смещены акценты в определении приоритетности объекта посягательства.
Анализ норм особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях свидетельствует, что объектом подавляющего большинства правонарушений являются интересы государства, а не интересы конкретных лиц, которые необходимо защищать и восстанавливать в первую очередь. Несомненно, интересы государства должны быть защищены, но они не могут быть приоритетными по отношению к правам, свободам и законным интересам граждан Российской Федерации10.
Такое требование прямо вытекает из ст.2 Конституции РФ и ст.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как правило, за административные правонарушения, совершаемые в отношении конкретного гражданина либо юридического лица (негосударственного), штрафы взыскиваются в бюджет государства. Штраф, как мера административного наказания устанавливается государством и, соответственно, взыскивается только в пользу государства. Это справедливо в тех случаях, когда объектом посягательства являются интересы государства и несправедливо, когда вопрос возмещения вреда, причинённого гражданину (иной организации) в результате мелкого хищения, причинения имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием, уничтожения (повреждения) чужого имущества решается по остаточному принципу.
Административным законодательством не предусмотрено обязательное и первостепенное решение вопроса судьёй о возмещении виновным лицом, совершившим административное правонарушение, имущественного ущерба и (или) вреда здоровью в пользу потерпевшего. Решение вопроса о возмещении имущественного ущерба виновным лицом в пользу потерпевшего является всего лишь правом судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении при отсутствии спора11.
Представляется целесообразным установить в ст.4.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что судья, рассматривая дела об административных правонарушениях, предусмотренных, к примеру, ст. 7.17, 7.27, 7.27.1, 12.24, 19.1, 20.1, ч. 4 и 6 ст. 20.2, ч. 2 ст. 20.2.2, обязан при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба и (или) вреда здоровью одновременно с назначе нием административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба и (или) вреда здоровью потерпевшему в первоочередном порядке. Правовой основой предлагаемой рекомендации является ст.52 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство обеспечивает потерпевшим от преступлений и, справедливо было бы полагать, от административных правонарушений, доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.
Таким образом, при назначении административных наказаний за правонарушения, посягающие на права, свободы, собственность граждан (иных организаций) необходимо правоприменителю руководствоваться, прежде всего, ст. 2 Конституции Российской Федерации, и не только принципом законности, но и принципом социальной справедливости. Карательная функция права не может быть преобладающей по отношению к правовосстановительной, когда государство должно руководствоваться принципом признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
2. Законодательство об административной ответственности
Законодательные основы административной ответственности – это целостная система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, которые устанавливают административную ответственность.
Местные органы власти до 1961 года владели очень широкими возможностями по изданию решений, в том числе, и касающихся административной ответственности. Впоследствии такие полномочия были ограничены. Президиум Верховного Совета СССР установил, что правом принятия этих решений владеют исключительно краевые, областные, местные и городские советы. По вопросам, связанным с борьбой со стихийными бедствиями и эпидемиями решения принимали и исполкомы, поскольку данные обстоятельства были чрезвычайными. Законодательные акты союзных республик, изданные впоследствии на той же основе, значительно уменьшили круг вопросов, по которым местные власти вправе принимать решения, предусматривающие административную ответственность, выраженную, как правило, в виде штрафа и предупреждения12.
Сегодня административное право включает в себя много всевозможных объектов. Совершение преступления переводит субъекта права из сферы регулятивных правоотношений положительной ответственности в сферу охранительных правоотношений неблагоприятной ответственности.
Среди законодательных источников административной ответственности первостепенная роль отведена Конституции РФ. Она разделяет полномочия федеральных государственных органов и органов власти субъектов федерации в сфере административного законодательства (в том числе, касающегося административной ответственности).
Административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В данном случае действует то, что законы и другие акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не должны им противоречить. Если же имеется противоречие между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее общего ведения с субъектами Федерации, то функционирует федеральный закон РФ13.
Конституция предусматривает, что федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона. Но при этом субъекты Федерации могут издавать не только законы, но и иные правовые акты. Однако форма указанного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.