Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная
образовательная организация
«Поволжский экономико-юридический колледж»
Курсовая работа
по ПРАВУ социального обеспечения
Тема: Социальная защита военнослужащих
Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения | |
Студент: Курбаналиев Роман Асланович | _______________ (личная подпись) |
Руководитель: Трегубова Юлия Владимировна | _______________ (личная подпись) |
| Курсовая работа Защищена с оценкой «______________» «_____»______________________2022 г. Зам. директора по учебно-методической работе /Дыдыгина М.А./____________________ (личная подпись) |
Самара 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| | ||
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. | 3 | ||
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ......................................................................... | 6 | ||
|
| 6 | |
| 1.2. Особенности социальной защиты военнослужащих.................................................................................... | 9 | |
| 1.3. Гарантии, льготы и компенсации военнослужащим……….... | 14 | |
ГЛАВА 2. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………...... | 21 | ||
| 2.1. Юридическая и экономическая специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих...…............................. | 21 | |
| 2.2. Исчисление и перерасчет пенсии за выслугу лет, назначаемой военнослужащим……………………………....….............................. | 24 | |
| 2.3. Актуальные проблемы социальной защиты военнослужащих и пути их решения.….……………………………………………… | 31 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...................................... | 41 | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……..…......... | 44 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современный период развития экономики социальная защита населения стала непременным элементом социальной политики государства с рыночной экономикой. Ее организация должна гарантировать обеспечение определенных стандартов уровня и качества жизни населения, так как современная рыночная экономика не предполагает социальной справедливости, целые отрасли и профессии оказываются нерыночными. Обеспечение достойного качества жизни населения России также является приоритетным направлением государственной политики на долгосрочную перспективу, главным критерием развития научно-технического и человеческого потенциала страны .
Система социальной поддержки, предоставление государственных гарантий военнослужащим являются неотъемлемыми частями деятельности каждого государства. Актуальность проблемы обеспечения социальной защиты военнослужащих характеризуется тем, что современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации требует качественно нового отношения к проблеме реализации установленных законодательством гарантий военнослужащим, повышения их социального статуса, реализующегося посредством социальной защиты.
Проводимые организационно-практические мероприятия по оптимизации структуры и функций Вооруженных Сил, их очередному сокращению вызывают необходимость упорядочения и систематизации института социальной защиты военнослужащих.
Степень разработанности проблемы. Отдельные вопросы социально-правовой защиты военнослужащих исследовались военными юристами И.В. Асеевым, Х.М. Ахметшиным, А.А. Беспаловым, А.Е. Луневым, Н.И. Павловым, П.И. Романовым, В.П. Серегиным, Б.Ф. Старовым, В.Г. Стрекозовым, А. А. Тер-Акоповым, В.Н. Хропанюком, В.И. Шаниным, В.И. Шаш и другими. В последнее время появились работы, авторы которых специально рассматривают проблему социальной и правовой защиты военнослужащих и лиц, уволенных в запас. Речь идет о трудах Н.В. Артамонова, Е.Д. Богатырева, Н.А. Вербы, А.В. Герасимова, Г.Г. Лозы и др.
Сегодня, однако, не в полной мере разработаны теоретические основы обеспечения социальной защиты военнослужащих в условиях становления профессиональной армии, проведения военной реформы. Не упорядочена терминология социальной защиты военнослужащих, не обоснованы отличительные признаки и функции предмета и объекта, субъекта, средств и условий социальной защиты военнослужащих.
Предметом данной курсовой работы являются экономические отношения по поводу обеспечения и поддержания достойного социального положения военнослужащих и членов их семей в условиях современной рыночной экономики.
Объектом курсовой работы является система социальной зашиты военнослужащих Российской Федерации.
Целью исследования является характеристика основных аспектов системы социальной зашиты военнослужащих РФ.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:
- осветить правовой статус военнослужащего. Особенности труда военнослужащих;
- рассмотреть особенности социальной защиты военнослужащих;
- характеризовать гарантии, льготы и компенсации военнослужащим;
- провести анализ юридической и экономической специфики пенсионного обеспечения российских военнослужащих;
- выявить актуальные проблемы социальной защиты военнослужащих и рассмотреть пути их решения.
Основными задачами курсовой работы являются:
- Изучение системы социальной защиты военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей.
- Изучение технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1. Правовой статус военнослужащего. Особенности труда военнослужащих
Само понятие «военнослужащий» по-разному трактуется в пенсионном и военно-социальном законодательстве. Так, согласно Закону №166-ФЗ, к военнослужащим отнесены, например, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы1, а в Федеральном законе Российской Федерации от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» данные категории не названы в качестве военнослужащих2. Хотя в целом понятно стремление законодателя в сфере пенсионных отношений унифицировать правовую базу, касающуюся лиц, проходивших военную службу, как в Вооруженных Силах России, так и в иных федеральных органах исполнительной власти, где такая служба предусмотрена официально.
В связи с этим более широким представляется определение военной службы, сформулированное в ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»3: «военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства».
Что касается отдельных должностей в Минобороны России, то они, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. №15744, отнесены к должностям федеральной государственной гражданской службы, а, значит, социальная защита лиц, занимающих данные должности, должна регулироваться федеральными законами Российской Федерации №166-ФЗ и от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»5.
Труд военнослужащих имеет все основные социально-экономические характеристики, присущие труду: характер, содержание, средства, условия, субъекты, цели, рабочую силу, цену рабочей силы, стоимость рабочей силы, рынок труда.
Под характером воинского труда необходимо понимать связи и отношения между субъектами воинского труда и субъектами общества, возникающие в процессе воинской деятельности6.
Под содержанием воинского труда понимается совокупность элементов, связей и функций целенаправленной деятельности военнослужащего по вооружённой защите интересов государства7.
Средства труда военнослужащих охватывают всё многообразие боевой техники и оружия. В самом общем виде они могут быть разделены на две большие группы: наступательные и оборонительные, соотношение которых определяется военно-политическими приоритетами страны и ее Вооружённых сил.
Условия труда обеспечиваются коммуникациями, сооружениями (мосты, аэродромы и т.д.).
Субъекты труда военнослужащих представлены всеми категориями военнослужащих, составляющих чёткую структуру с иерархической системой управления и подчинения.
Цели труда военнослужащих носят двойственный характер. При реализации конкретного вида труда военнослужащих носителем его цели является конкретный воин, а носителем конечной цели труда военнослужащих всегда выступает государство. Конечная цель воинского труда, результат трудовой деятельности - оборона, которая является составной частью такого экономического понятия как «национальная безопасность».
Сложность труда профессиональных военнослужащих обусловливается наличием в Вооруженных силах РФ самой современной техники и созданием условий для ее функционирования.
Часть трудовых ресурсов общества, занятых профессиональной воинской деятельностью, определяется как «рабочая сила военнослужащих»8. Стоимость товара рабочая сила военнослужащих определяется так же, как и стоимость других видов рабочей силы - стоимостью жизненных средств, которых должно быть достаточно для воспроизводства способности к труду самого военнослужащего и содержания его семьи на достойном уровне. Способность определённой категории членов общества создавать полезную для общества услугу вооруженной защиты является потребительной стоимостью рабочей силы военнослужащих.
Рынок труда рабочей силы военнослужащих очень специфичен. Спрос на рынке труда военнослужащих формируется государством и зависит от ряда факторов: международной обстановки, внутренней обстановки в стране, географического расположения, величины территории, количества населения, существующей военной доктрины. Под спросом на воинский труд понимается такое количество воинского труда, которое необходимо обществу для удовлетворения потребности в вооружённой защите своих интересов. Основным показателем спроса на воинский труд является необходимое количество субъектов воинского труда, такая их численность, которая способна удовлетворять потребности государства в вооружённой защите его интересов.
Под предложением воинского труда понимается такое его количество, которое потенциальные субъекты воинского труда хотят и могут предложить государству. Показателем предложения воинского труда является укомплектованность Вооруженных сил.
1.2 Особенности социальной защиты военнослужащих
Особенности труда военнослужащих требуют развитой системы мер специальной (профессиональной) социальной защиты, которая должна обусловливать выполнение одного из основных условий достойного труда: «труд с достойной оплатой при справедливом распределении плодов прогресса»